В современном мире медианавыки актуализируют свою значимость с каждым годом. Это связано не только с увеличением числа пользователей Интернета, а также с увеличением спроса со стороны работодателей на специалистов и выпускников университетов, которые грамотно умеют работать с информационными технологиями.
Ключевые слова: медианавыки, цифровизация, медиапотребление, Deloitte, ЮНЕСКО.
In the modern world, media skills actualize their importance every year. This is due not only to an increase in the number of Internet users, but also to an increase in demand from employers for specialists and university graduates who are competent in working with information technology.
Keywords: media skills, digitization, media consumption, Deloitte, UNESCO.
В эпоху цифровизации общества вся деятельность человечества связана с информацией, технологиями и медиаканалами. С каждым днем растет количество работодателей, требующих от сотрудников грамотного умения работы с информацией, составления презентационных материалов и отчетов, владения коммуникационными навыками и так далее [1]. Благодаря владению данными медианавыками повышается ценность сотрудника в компании. В этой связи важно формировать медианавыки у студенческой молодежи, как будущим сотрудникам разных организации.
Медианавыки — это умения, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью [2]. В медианавыки входят следующие умения: работа с текстом, знание основ видео- и фотосъёмки, знание основ монтажа, обработки фотографии, а также, весьма важное на сегодняшний день, грамотная работа с информацией (её сбор и использование).
Близкими к медианавыкам понятиями являются информационные, а также компьютерные навыки. Однако необходимо отметить, что медианавыки — понятие намного шире, чем компьютерные. Под компьютерными навыками понимается умение пользоваться ПК, владение программами, создание тех или иных документов и так далее. На наш взгляд, медианавыки являются суммой информационных и компьютерных навыков.
На сегодняшний день, процесс формирование медианавыков у студенческой молодежи носит актуальный характер. Поскольку современный учебный процесс требует умение работы не только с готовыми информационными материалами (лекциями, учебными пособиями, научными статьями), но и самостоятельный поиск студентами той или иной информации, а также составление своего информационного «продукта» в виде докладов, научных работ, презентаций и проектов.
Как правило, обучающиеся, при поиске информации зачастую обращаются к Интернет-источникам. Данное суждение подтверждается статистикой по медиапотреблению, представленной исследовательским центром компании «Deloitte» [3]. В приведенном ниже рисунке, можно увидеть, что основные цели использования Интернета у молодежи направлены на: поиск определенной информации (98 %), проверку новостей на личных страницах в социальных сетях (94 %), просмотр фильмов и видео (93 %) и так далее (см. Рисунок 1).
Рис. 1. Медиапотребление в России-2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ
В рамках данного исследования внимание будет акцентировано на грамотную работу с информацией, поскольку в современном мире именно она является самым ценным ресурсом. По мнению ЮНЕСКО, информационная грамотность расширяет возможности каждого человека в жизни общества, лежит в основе его обучения на протяжении всей жизни и является универсальным правом человека в цифровом мире [4].
В условиях развития Интернета с каждым годом увеличивается объем информации. Так, по данным исследования, объем информации с 2008 по 2020 г. вырос с 0,8 зеттабайт до 44 зеттабайт, а к 2025 г., по прогнозам, достигнет 175 зеттабайт [5]. В этой связи, нарастает трудность в нахождении правильной и достоверной информации, поскольку требуются определенные навыки поиска и обработки полученного материала.
Анализируя различные научные статьи, книги и сайты по улучшению грамотного умения работы с информацией, можно выделить следующие компетенции:
1) Поиск информации — правильное формулирование запроса и определение комплекса источников. Существует множество алгоритмов поиска информации, одним из популярных является закон по принципу Парето, согласно которому 20 % усилий дают 80 % результата [6];
2) Анализ полученной информации на наличие научных исследований, практических применений, доказательных фактов, также отделение главного от второстепенного;
3) Расшифровка выбранной информации — зачастую полученная информация содержит в себе различные статистические и картографические данные, а также разного рода вспомогательные графические элементы. Важно уметь правильно их интерпретировать;
4) Предоставление результатов — необходимо собрать проанализированную информацию в один документ и представить аудитории в удобном читабельном виде.
В основном студенты на занятиях выступают с презентационными материалами, которые не всегда правильно оформлены. По правилам, в презентационном материале должно быть самое важное и минимум текста. Современные студенты должны уметь подбирать единый стиль и фон презентационного материала, подбирать шрифт, вставлять подходящие картинки, с целью облегчения восприятия информации, не злоупотреблять анимационной графикой и так далее [7]. Умение качественно представлять свою работу перед аудиторией — это один из важнейших медианавыков в современном мире.
Исходя из вышеизложенного текста, можно сделать вывод, что студентам необходимо развивать медианавыки не только в плане умения пользоваться различными гаджетами и программами, но и в плане работы с информацией: поиска, обработки и представления материала перед аудиторией.
Литература:
- Как умение делать презентации повышает вашу ценность на рынке труда [электронный ресурс] URL: https://kazan.hh.ru/article/26774 (дата обращения: 01. 01.2022)
- Развитие медианавыков учащихся [электронный ресурс] URL: https://theslide.ru/uncategorized/razvitie-medianavykov-uchashchihsya-cherez-organizatsiyu-v (дата обращения: 01. 01.2022)
- Медиапотребление в России — 2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Москва, октябрь 2020 [электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-russia-2020.pdf (дата обращения: 01.01.2022)
- Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов [электронный ресурс] URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971_rus (дата обращения: 01.01.2022)
- Эксперт: объем данных в мире к 2025 году вырастет более чем в пять раз [электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/6209822 (дата обращения: 01.01.2022)
- Тайм-менеджмент: принцип Парето [электронный ресурс] URL: https://media.foxford.ru/pareto/ (дата обращения: 01.01.2022)
- Подготовка презентации [электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_568063419/Pamyatka.po.oformleniyu.prezentacii.GOTOVAYa.pdf (дата обращения: 01.01.2022)