В работе рассматриваются перспективы и проблемы государственного содействия российскому мелкому и среднему предпринимательству (МСП). Представлены данные статистики, выполнен анализ экономической обстановки в рассматриваемой области, выявлены моменты, требующие особого внимания, сформулированы некоторые предложения, направленные на решение существующих проблем.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка МСП, МСП.
Рыночная экономика включает в себя предпринимательство в качестве своего существенного элемента. Масштаб и характер предпринимательства влияют на экономическую структуру государства, развитие его экономики, а также на ВНП. Средний и мелкий бизнес тоже имеют значение с точки зрения государственной экономики. В сравнении с крупным бизнесом, которому присущи такие черты, как консервативность и постоянство, данные типы бизнеса характеризуются повышенной гибкостью [1].
Для мелкого бизнеса характерна более жесткая конкуренция, и это обуславливает необходимость инновационных решений. Также данный вид бизнеса может более легко перейти из одной области деятельности в другую при наличии соответствующих рыночных обстоятельств. Все это обуславливает необходимость поддержки средних и мелких форм бизнеса со стороны государства, что особенно актуально сегодня для нашей страны.
Согласно информации, предоставленной Росстатом, вклад среднего и мелкого предпринимательства в отечественный ВВП во время распространения коронавируса в 2020 году составил 19,8 %, а в 2019 году — 20,8 %. Данный факт можно расценивать как свидетельство эффективности государственной поддержки мелкого бизнеса, поскольку вопреки кризису, обусловленному пандемией, бизнес претерпел сокращение лишь на 1 % [2]. В сфере услуг мелкий бизнес представляет собой направление, которое можно назвать весьма перспективным в плане создания дополнительных трудовых мест, и, соответственно, борьбы с безработицей. Рассмотрим информацию за 2021 год, предоставленную Службой Федеральной статистики. Итак, в нашей стране сотрудники предприятий, представляющих средний, а также мелкий бизнес, составляют 15,1 % (11,3 миллиона трудящихся). Данный факт свидетельствует в пользу необходимости содействия данным типам предпринимательства [3].
Можно назвать следующие основные трудности, сопутствующие сегодня МСП:
— кредитование, предполагающее определенный риск не получить назад финансовые средства (по этой причине кредиты получают приблизительно 30 % желающих);
— нестабильность экономической отрасли;
— значительность теневого сектора экономики, занятость граждан теневыми операциями;
— нестабильность курса национальной валюты.
Содействие МСП со стороны государства сегодня осуществляется посредством:
— предоставления льгот представителям МСП в связи с использованием государственной собственности;
— разработки подготовительных кадровых программ;
— консультаций по актуальным вопросам;
— предоставления субсидий [4].
Невзирая на это в сфере содействия МСП имеются проблемы, для решения которых предлагается:
— ликвидировать соответствующие проблемы на законодательном уровне, детализировать и прояснить отношения субъектов, действующих в сфере МСП;
— создать необходимые для сотрудничества и интеграции субъектов мелкого и среднего бизнеса условия, учитывая инновационные направления деятельности;
— содействовать МСП в отдаленных регионах;
— устранить излишнее административное противодействие;
— обеспечить возможность легкой коммерциализации инновационных разработок, осуществленных в рамках МСП
— содействовать получению предпринимателями соответствующих ресурсов или обеспечить доступ к ним.
Эти меры вполне оправданы, поскольку МСП оказывает влияние на развитие государственной экономики, на ее результативность. В обращении к Федеральному собранию В. В. Путин отметил, что доля среднего и мелкого предпринимательства в 2025 году должна составить 40 % [5]. Меры, предложенные выше, вполне могут помочь достижению такой цифры.
Учитывая ситуацию, обусловленную распространением коронавируса, со стороны государства осуществляются определенные меры, направленные на содействие некоторым отраслям как на региональном, так и на федеральном уровне. Эти меры включают понижение налогов и взносов, сохранение трудовых мест, мораторий, действующий в связи с проверками, перенос сроков для сдачи отчетных документов, продление действующих лицензий и т. д.
Значение рассматриваемых видов предпринимательства заключается еще и в том, что они способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям, что обуславливает их привлекательность с точки зрения инвесторов. Увеличение вклада МСП в национальную экономику обуславливает ее жизнеспособность, создает интенсивный финансовый оборот, а это, в конечном счете, увеличивает качество жизни граждан, что благоприятно для государства в целом.
Литература:
- Сорокина Д. А., Акулич В. Г. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ // Проблемы науки. — 2018. — С. 113–115.
- Титов предложил восемь срочных мер для поддержки малого бизнеса в России // https://www.rbc.ru/economics/28/06/2021/60d8cf9a9a7947507c663183
- Численность занятых в малом бизнесе снизилась в большинстве регионов // https://riarating.ru/regions/20210412/630198888.html
- Чернышова И. А. Государственная поддержка субъектов малого и микробизнеса // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — С. 17–19.
- Путин заявил о необходимости увеличить долю малого бизнеса до 40 % // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a97d5509a794770536456f9