Речевые приёмы воздействия на массовое сознание в СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 18.01.2022

Статья просмотрена: 1171 раз

Библиографическое описание:

Гога, Д. А. Речевые приёмы воздействия на массовое сознание в СМИ / Д. А. Гога. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87995/ (дата обращения: 18.12.2024).



Средства массовой информации являются одним из самых влиятельных коммуникационных каналов, осуществляющих воздействие на массовое сознание посредством различных языковых средств и речевых приёмов. Массмедиа как информируют аудиторию о значимых событиях в мире, так и искажают представление читателей о случившемся, управляют общественным мнением, используя различные приёмы манипулирования информацией.

Арсенал приёмов влияния на массовое сознание довольно широк, он включает в себя эмоциональное воздействие, языковые средства и речевые приемы манипулирования. Так как главенствующая роль манипулирования сознанием и воздействия на него принадлежит, в первую очередь, речевой форме подачи информации и языковым средствам, которые являются базой для реализации манипуляции в сфере массовой коммуникации.

Именно через язык текста, его характер и смысловые установки формируется мировоззрение, поведение и восприятие человеком окружающей действительности. Н. Ф. Алефиренко придерживается мнения, что «без текста в широком его понимании невозможно исследовать язык», обосновывая это тем, что «язык непосредственному наблюдению и исследованию недоступен» [1, с. 45].

Отечественные лингвисты рассматривают речевое воздействие как одну из сторон речевого общения, многие ученые даже выделяют в современном научном пространстве новую интегральную науку — теория речевого воздействия.

Под речевым воздействием в большинстве случаев понимают «речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности, мотивационной обусловленности» [2, с. 21].

Ученые выделяют несколько разновидностей речевого воздействия, которые возможно классифицировать по различным параметрам:

  1. По характеру средств общения.

Выделяется вербальное речевое воздействие, которое осуществляется с помощью языковых средств общения. Это привычный формат общения журналиста и аудитории — текст, в котором используются риторические приёмы, тропы, средства образности, сравнения и многие другие.

Чаще всего такое речевое воздействие встречается в текстах, посвященной критике политических партий, политиков, членов правительства. Журналисты используют эмоциональную и оценочную лексику:

«Доверяете ли вы партии жуликов и воров [3., с. 9].

– «… этот персонаж имеет наибольшие шансы составить конкуренцию «партии жуликов и воров» [4, с. 4–5].

  1. П о направленности на адресата.

Речевое воздействие бывает личностно ориентированным (т. е. направленным на конкретного человека) и социально ориентированным (т. е. направленным на социальную группу или общество в целом) [5, с. 158].

В тексте воздействие осуществляется с помощью средств интимизации изложения, которые способствуют установлению контакта с адресатом: использование личных и притяжательных местоимений, прямое название потенциального адресата, обращение-вопрос, побудительные конструкции и риторические вопросы:

« Что такое «умное голосование» Алексея Навального? Чтобы в этом разобраться, нужно понять, что такое сам Навальный. Казалось бы, что может быть проще? А вот и нет!» [6, с.7].

При социально ориентированном воздействии автор строит образ не читателя, а обобщенный образ группы как целого, который ему также необходимо учитывать для удачного речевого воздействия:

«А теперь еще предлагается отдать в руки этих же жуликов (избирательная комиссия — прим. Гога Д. А. ) и принятие решения о том, проводить или нет «продленку». Конечно, они решат проводить — чтобы без труда сфальсифицировать результаты!» [7, с.11].

  1. По интенции автора.

Выделяются следующие виды речевого воздействия, которые можно соотнести с типами речевых актов:

  1. Социальное воздействие (приветствие, прощание, благодарность и т. д.):

«Наверное, имеет все-таки смысл создать межредакционный и межрегиональный проект, чтобы ответить на полицейский вызов. Ответить профессионально и, в отличие от сотрудников МВД, в рамках закона. А именно: очень пристально изучить то, как работает эта полиция. И не абстрактно — а поименно» [8, с. 2–3].

  1. Волеизъявление (приказ, просьба, предложение, совет и т. д.):

«Когда Украина отделилась от РПЦ, чем нас только не пугали! Только что не православным джихадом. И что же — ничего. Оказалось, что нет охотников отдавать свои жизни за то, чтобы очередной раб божий мог выложить в инстаграм тапочки от Гуччи» [9, с. 3].

  1. Разъяснение и информирование:

«С моей точки зрения, главное и самое важное в истории с Голуновым — это уничтожить заказчиков дела. Унизить, разорить, посадить»; «Не думайте, что, когда я пишу, что этих людей надо разорить, — это потому, что я такая злобная. Это не вопрос эмоций — это вопрос безопасности и стратегии» [10, с. 5].

  1. Оценочное (осуждение, одобрение, обвинение, оправдание) и эмоциональное (оскорбление, угроза, насмешка, ласка, утешение) речевое воздействие:

«Скажете, что бедных у нас миллионы. А всевозможных чиновников в кабинетах меньше, что ли? Пусть едут, пусть заглядывают в потребительские корзины, пусть изучают семейные бюджеты, пусть подсказывают, где чего можно украсть с минимальным для страны ущербом» [11, с. 4].

Итак, манипулятивное речевое воздействие имеет свои особенности, которые могут быть выражены как вербальными, так и невербальными средствами. В текстовом материале журналистами с помощью языковых средств и речевых приемов происходит манипулирование массовым сознанием в средствах массовой информации.

Литература:

  1. Алефиренко, Н. Ф. Общее языкознание: история и теория языка: интегрированный курс / Н. Ф. Алефиренко. — Москва: Изд. центр «Азбуковник», 2013. — 309 с.
  2. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов / О. С. Иссерс. — Москва: Флинта: Наука, 2009. — 224 с.
  3. Латынина Ю. Конец электорального авторитаризма // Новая газета. — 2019. —№ 101, 11 сент. — С. 9).
  4. Тумакова И. «Дяденька, запиши в перспективные» / И. Тумакова // Новая газета. — 2020. — № 101. — С. 4–5.
  5. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. — 3 изд. — Москва: Смыслы, 1997. — 287 c.
  6. Шкляров В. Три Навальных / В. Шкляров // Новая газета. — 2019. —№ 95. — С. 7.
  7. Вишневский Б. Три дня до тирании / Б. Вишневский // Новая газета. — 2020. — № 76. — С. 11.
  8. Соколов С. Полиция объявила журналистам войну. Что ж — ответим / С. Соколов // Новая газета. — 2019. — № 62. — С. 2–3.
  9. Латынина Ю. Какова церковь — таковы и мученики / Ю. Латынина // Новая газета. — 2019. — № 52. — С. 3.
  10. Латынина Ю. Был шанс уничтожить заказчиков / Ю. Латынина // Новая газета. — 2019. —№ 63. — С. 5.
  11. Бронштейн, Б. Рука Москвы с портфелем / Б. Бронштейн // Новая газета. — 2019. — № 64. — С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое воздействие, массовое сознание, массовая информация, партия жуликов, речевое общение, средство.


Задать вопрос