Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Черненко, М. А. Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада / М. А. Черненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88027/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность развития познавательной активности дошкольников при использовании цифровых ресурсов дошкольной образовательной организации.

Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и обосновании инновационного проекта «Юные Эйнштейны» детского сада г. Когалым, который был представлен на конкурсе «Педагогический потенциал Югры» (номинация «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»). Результаты инновационной деятельности отражают динамику познавательного развития детей 5–7 лет, компетентность педагогов и заинтересованность родителей в данном вопросе.

Результаты проведенного исследования позволили авторам статьи выявить наиболее эффективные формы и методы обучения дошкольников: детское экспериментирование, элементарные опыты, моделирование, наблюдение и др. Выявлена необходимость грамотной разработки и реализации программ дополнительного образования, проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, сотрудничества с родителями воспитанииков. Предложены такие формы методической работы с педагогами, как мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми при использовании цифровых ресурсов.

Ключевые слова: познавательная деятельность, цифровая образовательная среда, цифровая лаборатория детского сада, дошкольная образовательная организация, дети старшего дошкольного возраста.

The article presents an urgent problem of the cognitive development of children in kindergarten — the organization of the cognitive activity of senior preschool children in a digital educational environment. The goal is to substantiate the possibility of developing the cognitive activity of preschoolers when using digital resources of a preschool educational organization.

The relevance and novelty of the material lies in the development and substantiation of the innovative project «Young Einsteins» of the kindergarten in Kogalym, which was presented at the «Pedagogical potential of Ugra» competition (nomination «Practices of using e-learning and distance learning technologies in additional education»). The results of innovative activities reflect the dynamics of the cognitive development of children 5–7 years old, the competence of teachers and the interest of parents in this issue.

The results of the study allowed the authors of the article to identify the most effective forms and methods of teaching preschoolers: children's experimentation, elementary experiments, modeling, observation, etc. The need for competent development and implementation of additional education programs, design of a developing subject-spatial environment of a kindergarten, cooperation with parents of upbringers was identified. Such forms of methodological work with teachers as master classes, workshops, coaching, viewing and pedagogical analysis of open events with children using digital resources are proposed.

Keywords: cognitive activities, digital educational environment, digital laboratory of a kindergarten, preschool educational organization, senior preschool children.

Введение. В настоящее время остро стоит вопрос повышения качества образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы России. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и критичностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, прогнозируя его возможные последствия.

Направлением государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского познавательно-исследовательского и научно-технического творчества, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам страны. Реализация данного направления начинается в сенситивный период дошкольного детства, когда формируется опыт самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются способности интеллектуальной деятельности ребенка.

Модернизация дошкольного образования, содержание которого определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), ставит задачу перед педагогами дошкольного образования — развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.4 ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие целевые ориентиры:

1) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

2) способен наблюдать, проводить эксперименты;

3) склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности [7].

Детская познавательно-исследовательская деятельность, обозначенная в Стандарте, способствует достижению намеченных целей дошкольного образования. Одной из форм организации такой познавательно-исследовательской деятельности является детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и элементарные опыты, проводимые ребёнком. Дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе — исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская деятельность активность — первый шаг ребенка в неизведанное и непознанное.

Вышесказанное актуализирует проблему организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), поиска современных эффективных технологий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Осуществление поставленных задач становится возможным посредством формирования у детей познавательно-исследовательской активности посредством использования интерактивного цифрового оборудования.

Цель статьи заключается в обосновании возможности развития познавательной активности дошкольников при использовании цифровых ресурсов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Обратимся к инновационной педагогической деятельности МАДОУ «Колокольчик» г. Когалым, который был представлен на конкурсе «Педагогический потенциал Югры» (номинация «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»). Проект детского сада «Юные Эйнштейны» был направлен на развитие познавательной активности детей 5–7 лет в условиях дополнительного образования.

Основная идея проекта заключалась в создании на базе дошкольной образовательной организации детской познавательно-исследовательской лаборатории, с применением информационно-коммуникационных технологий дополнительного образования дошкольников. В процессе обучения педагоги активно использовали интерактивное оборудование: цифровую STEAM-лабораторию, цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», электронную песочницу, а также ресурсы цифрового научно-познавательного центра «Экперикванториум».

Проект имеет высокую степень практической значимости, поскольку является наиболее удачной формой введения детей в мир науки и техники, раскрывает возможности использования естественнонаучного направления в сфере дополнительных услуг образования детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий, интерактивного оборудования и интерактивно-познавательного материала. Оригинальность проектасостоит во внедрении в работу современного детского сада качественно новой образовательной среды, ориентированной на творческий потенциал каждого ребенка и являющейся основой инновационной практики развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Цифровой научно-познавательный центр «Эксперикванториум» был размещен на Международной облачной платформеWix.com.

Созданный на сайте форум дал возможность осуществить обратную связь с родителями воспитанников. С помощью форма родители имеют возможность задать интересующие вопросы по познавательно — исследовательской деятельности, также родителям предлагается видеофрагменты занятий с детьми, кейсы проведения опытов и экспериментов в домашних условиях, практический материал по выполнению опытов. Форум — это многосторонний способ общения педагогов и родителей, с его помощью они могут делиться мнением друг с другом, комментировать и видеть сообщения педагога.

При таком обучении дети не только овладевали определенными знаниями, но и учились добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить. Применения интерактивного цифрового оборудования (цифровая STEAM-лаборатория, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», программно-аппаратный комплекс «Колибри» и др.) способствовало развитию познавательной активности ребенка-дошкольника, формированию умений планировать работу и доводить ее до положительного результата.

В условиях цифровой образовательной среды воспитанники имели возможность погрузиться, в мир исследователей, стать «учеными», совершая маленькие открытия окружающего мира. Обратимся к детской универсальной STEAM-лаборатории, которая является одним из инструментов перспективного SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению Babyskills с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность. Работая в лаборатории детского сада «Колокольчик», дети перевоплощались в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков; проводили опыты, экспериментировали, наблюдали различные явления, проявляли пытливость ума, защищали свои первые проекты.

Применение цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволила дошкольникам опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных этих природных процессов или явлений. Данная лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой — мальчик Наураша — маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша проводил с детьми ряд научных опытов и делился знаниями по заданной теме. Главная цель лаборатории: пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям. Система проведения занятий строится из игр, опытов на развитие у дошкольников наблюдения, измерения, сравнения. Занятия помогают обогатить жизненный опыт детей; формируют первичные ценностные представления о себе, о здоровье; развивают восприятие, мышление, внимание, память, речь. Главный герой мальчик Наураша — маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир.

Цифровой научно-познавательный центр детского сада «Экперикванториум» представлял собой интерактивный центр познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. В рамках обширной темы «Экспериментирование» дети решали разные задачи познавательно-исследовательского характера:

  1. Формирование основных компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления;
  2. Формирование у дошкольников компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. Формирование внутренней позиции личности ребенка по отношению к окружающей среде;
  4. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов (умение и навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии).

В свободное время дошкольники и их родители имели возможность посмотреть обучающее видео, поиграть в развивающие игры, поучаствовать в викторинах. Педагоги с помощниками Фиксиками помогали интересно и увлекательно провести элементарные опыты и эксперименты. На память о центре всем посетителям сайта был предложен постер или раскраска для совместной деятельности детей с родителями.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности мы опирались на «Модель трех вопросов»:

  1. Что мы знаем? (детям необходимо было рассказать, что известно).
  2. Что мы хотим узнать? (из этого вопроса определялась тема и план последующей познавательно-исследовательской деятельности).
  3. Что нужно сделать, чтобы узнать? (совместно выбирались источники получения новых знаний).

Дети осуществляли исследовательскую деятельность по двум выбранным направлениям самостоятельно, но под контролем педагогов в каждой подгруппе. После обсуждения в общих чертах последовательности исследовательских действий, они имели возможность выбрать необходимые материалы и оборудование и осуществить их реализацию. По завершению работы обе подгруппы готовили совместно с родителями и педагогами презентацию, в процессе которой каждая подгруппа рассказывала, как осуществлялась реализация действий и к каким выводам пришла исследовательская группа.

Структура познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста была насыщена разнообразным наглядным материалом — иллюстрациями, репродукциями, муляжами, видео экскурсий; предполагала активизацию прошлого опыта детей в различных формах (беседы с детьми, рисование, лепка, аппликация); обязательное участие родителей, которые беседовали с детьми дома, рисовали, записывали сказки и высказывания детей, осуществляли совместный просмотр фильмов и мультфильмов, спектаклей, рекомендованных в рамках данной деятельности; занимались изготовлением подарков, совместно участвовали в презентациях.

При организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста были использованы такие методы, как метод наблюдений, метод обучения поисковым процедурам, метод постановки проблемы, метод сравнения и аналогии, метод обсуждения, «мозговой штурм», проблемный диалог, эвристическая беседа, рефлексию и др.

Следует отметить, что одной из главных задач являлось развитие профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно-коммуникационных технология. Большинство педагогов, к сожалению, оказались неготовыми к использованию нового цифрового оборудования. В связи с этим в детском саду была создана система методического сопровождения воспитателей, включающая современные формы методической работы: мастер-классы, семинары-практикумы, решение кейсов, просмотр и педагогический анализ открытых мероприятий с детьми с применением цифровых ресурсов, создание портфолио педагогов и др.

Кроме того, были созданы мотивационные условия, ориентированные на развитие профессиональной компетентности каждого педагога, включающие проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и персонифицированных программ повышения квалификации, консультации, персональный и групповой коучинг, брифинги с привлечением специалистов из технической сферы.

Результаты и обсуждение результатов. Представленный проект реализовывался на протяжении пяти лет. Охват детей-участников проекта составил 90 % от общего количества детей старшего дошкольного возраста, посещающих и не посещающих ДОО.

По данным анкетирования, уровень заинтересованности родителей показывает, что включение в работу детского сада программ дополнительного образования по познавательному развитию детей повысился на 70 % по сравнению с 2019–2020 учебным годом.

Повысился и уровень профессиональной компетентности педагогов, в частности, уровень проектирования и реализации программ дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников, освоения новых информационно-коммуникационных технологий, знаний и умений в области развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Данный показатель увеличился в сравнении с 2019–2020 учебным годом на 10 %.

Подводя итоги анализа развивающей предметно-пространственной среды, можно сделать вывод о том, что в детском саду и на прилегающих к детскому саду территориях созданы все условия (территория детского сада: экологическая тропа, сектор экспериментов, метеостанция; группы детского сада центры: «Науки и природы», «Я исследователь», игровой центр, центры моделирования, детская экспериментальная лаборатория «Маленькие ученые», домашняя лаборатория») обучения дошкольников по естественнонаучному направлению.

Считаем, что реализованный нами проект «Юные Эйнштейны» будет интересен педагогическим работникам других образовательных организаций России, заинтересованных в практике развития познавательной активности детей дошкольного возраста при реализации программ дополнительного образования.

Исследовательская активность ребенка будет способствовать становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивая его готовность к школе.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников М. Сфера. 2019. 192 с.
  2. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: человек. М. Творческий центр Сфера. 2004. 221 с.
  3. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: автореферат дис.... канд. пед. наук. Челябинск. 2013. 27 с.
  4. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. 240 с.
  5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М. Аркти, 2010. 64 с.
  6. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома: учебно-методический комплект. М. Линка-пресс. 2012. 176 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf (дата обращения 26.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дополнительное образование, ребенок, дошкольная образовательная организация, старший дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательная активность детей, познавательно-исследовательская деятельность, цифровая лаборатория.


Похожие статьи

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Похожие статьи

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Задать вопрос