Антидопинговое законодательство Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Онищенко, А. Е. Антидопинговое законодательство Российской Федерации / А. Е. Онищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88035/ (дата обращения: 16.11.2024).



Законодатель определяет допинг в спорте как нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте [6].

В настоящее время современный спорт, особенно спорт высших достижений, невозможен без надлежащего организационно-правового обеспечения соответствующей сферы деятельности. По сравнению с более развитыми странами в области правого обеспечения спорта, в России становление данного процесса идет не так быстро в силу, как объективных, так и субъективных причин

— низкий уровень правовой культуры населения;

— отсутствие до самого последнего времени пристального внимания правоведов и отечественного законодателя к проблемам спорта;

— нехватка квалифицированных специалистов в сфере правового обеспечения спорта;

— отсутствие спортивного права как особой отрасли юриспруденции и др.

Употребление запрещённых веществ, средств, субстанций, методов и приёмов воздействия на организм человека для улучшения спортивных результатов (допинга) является одной из наиболее острых проблем современного спорта во всём мире, в том числе Российской Федерации. Последние несколько лет в национальное право России внедряются нормы, направленные на предупреждение допинга в спорте и борьбу с ним.

Правовую основу проведения в Российской Федерации антидопинговой политики составляют Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказы Министерства спорта Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1194 «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте» и Приказ Минспорта России от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил», а также другие акты.

Отличительной особенностью действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ является закрепление в п. 3 ст. 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, раскрывающего содержание понятия «допинг».

Законодатель делает акцент на том, что в качестве доказательства нарушения антидопинговых правил, связанных с наличием запрещенных субстанций, либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена, а также организма животного, участвующего в спортивном соревновании, может быть аналитический результат, полученный только лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством. Однако необходимо отметить, что факты, относящиеся к другим нарушениям антидопинговых правил, перечисленных в п. 3 ст. 26 Закона о спорте, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание.

В целях обеспечения реализации запрета на применение допинга в спорте необходимо использование таких правовых средств, как установление обязательного контроля за его соблюдением и ответственности за его нарушение [9].

Статья 26 действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет допинг-контроль как процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Важным фактом является то, что допинг-контроль предусматривается также для участвующих в спортивных соревнованиях животных. То есть в любом виде спорта, в котором задействованы животные, международные федерации должны разработать и утвердить правила проверки на допинг этих животных.

Отдельно стоит рассмотреть одну из действенных мер по борьбе с допингом в спорте — это ответственность (применение спортивных санкций) спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил. Всемирным антидопинговым кодексом предусмотрены такие виды санкций, как «спортивная дисквалификация спортсмена» — отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, временное отстранение, аннулирование результатов соревнований спортсмена.

При этом под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в т. ч. советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

При этом в специальной литературе высказывается заслуживающее серьезного внимания мнение о том, что в правовом отношении понятие «допинг» следует приравнять к категории наркотических средств и психотропных веществ, установив за любые действия в отношении его (изготовление, хранение, перевозка, сбыт и т. д.) уголовную ответственность. Только в этом случае проблема допинга в спорте может быть успешно решена.

В юридической науке по поводу спортивной дисквалификации ведутся оживленные споры. Например, не следует забывать и об ответственности родителей, при содействии которых зачастую становится возможным допинг в спорте. Так, по мнению Е. Е. Стасеева, вводя ответственность родителей и иных законных представителей, необходимо отразить ответственность и иных лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних [10].

1 мая 2019 г. в Российской Федерации был принят Закон о внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса об административных правонарушениях, который предусматривает штрафы для спортсменов, применяющих допинг [8]. Как пояснил законодатель в Государственной Думе новый Закон не отменяет существующую уголовную ответственность за побуждение спортсмена к применению допинга; это дополнительная мера предотвращения употребления допинга в российском спорте.

Кроме того, как указано в пояснительной записке Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы, где был разработан закон, изменения необходимы для приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Антидопинговым кодексом, принятым Всемирным антидопинговым агентством в 2015 году.

Таким образом, в проблеме применения допинга в спорте имеется ряд нерешенных вопросов. И какие бы современные методы допинг-контроля ни использовались, борьба с применением допинговых препаратов не может быть достаточно эффективной без широкой разъяснительной и воспитательной работы со спортсменами, тренерами, врачами, оргработниками спорта.

Одновременно с этим можно сделать вывод о том, что в процессе развития спорта действовала и сохраняется на сегодня тенденция расширения объема и содержания понятия «допинг», в связи с чем изменялось и определение этого понятия.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте // СПС Консультант Плюс
  3. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» от 27 декабря 2006 года № 240-ФЗ // СПС Консультант Плюс
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.01.2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 1. В ред. от 26.05.2021 — СПС «Консультант Плюс».
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17.06.1996. -№ 25. — Ст. 2954. В ред. от 16.04.2021 — СПС «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10.12.2007. — № 50. — Ст. 6242. — СПС «Консультант Плюс» (последняя редакция).
  7. Федеральный закон от 7 мая 2010 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» // СПС Консультант Плюс (последняя редакция).
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01.05.2019 № 96-ФЗ // «Российская газета», № 97, 07.05.2019
  9. Дементьев Е. В. Средства государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта // Спортивная медицина. 2011 г.
  10. Стасеев, Е. Е. Ответственность за допинг в спорте // Спорт: экономика, право, управление. — 2010. — № 3. — С. 18–20.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, спорт, физическая культура, допинг, запрещенная субстанция, запрещенный метод, Россия, Государственная Дума, ответственность родителей, современный спорт.


Задать вопрос