В данной статье рассматриваются и характеризуются основные принципы Военной Педагогики, оценивается актуальность. Цель данной статьи: провести качественный анализ принципов Военной Педагогики. Задачи: доказать актуальность данного вопроса, проанализировать ведущие принципы Военной Педагогики и ответить на вопрос о действительной роли данных принципов в Военном Педагогическом процессе. Гипотеза заключается в решении противоречий между принципами Военной Педагогики и современных педагогических проблем. При написании статьи использовался метод анализа, синтеза, интервьюирования и беседы. Результатом статьи является подтверждение значимости принципов и предложение новых.
Ключевые слова: принципы, военная педагогика, воспитание, военнослужащий.
С древнейших времен и до наших дней проблема воспитания воина, развития и формирования его личности занимает умы офицеров и педагогов-исследователей. Воспитание военнослужащего — сложный и многогранный процесс, в котором так или иначе принимают участие командиры и начальники всех степеней, а также общественные организации, органы военного управления и воинские коллективы.
Мы живем в очень динамичное время — практически каждый день в науке происходят различные открытия и изменения, и на сегодняшний день удивительная полифония теорий и подходов сосуществует в педагогике.
Такое же разнообразие мнений по вопросу правильного подхода к воспитанию военнослужащих наблюдается и среди офицеров-практиков. Некоторые из них склонны опираться в основном на метод принуждения, считая, что это позволяет поддерживать на должном уровне воинскую дисциплину и правопорядок, удерживая воинов от недостойных поступков. Другие же, напротив, предпочитают опираться на положительное в личности и пользоваться преимущественно методами убеждения и личного примера, что соответствует рекомендациям классиков военной педагогики. Так прославленный русский флотоводец П. С. Нахимов отмечал: «Из трех способов воздействия на подчиненного: наградами, страхом и примером — последний есть вернейший» [4]. Воспитание — процесс творческий и, очевидно, что воспитатели-профессионалы не ограничивают свой педагогический инструментарий 1–2 излюбленными методами.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Единство гражданственности и человечности — основа формирования коллективиста» [7]. Во многом успех воспитания военнослужащего обуславливается успешностью протекания его социализации, успешностью и длительностью процесса адаптации к условиям военной службы и воинскому коллективу. Оказание помощи вновь прибывшему военнослужащему на начальном этапе и является одной из важнейших задач офицера как воспитателя. Арсенал методов и форм является разнообразным и зависит от конкретной ситуации, личных предпочтений и уровня подготовки педагога: от индивидуальной беседы до совместного труда, на значение которого в деле воспитания как отдельной личности, так и коллектива указывал А. С. Макаренко [3]. Ведь именно в этот период у военнослужащего складывается мнение о военной службе, правилах поведения и уставном порядке, и важно, чтобы в это непростое время никто его не «сломал», или он сам себя не «сломал».
Но есть постулаты, которые остаются незыблемыми независимо от периода службы офицера или его подчиненного, конкретной ситуации — это принципы воспитания.
Вот какие принципы воспитания приводят авторы учебника «Военная педагогика»:
− целенаправленности;
− гуманизма и демократизма;
− воспитания субъектов в различных видах деятельности военнослужащих;
− воспитания военнослужащих в коллективе и через коллектив;
− сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства военнослужащих;
− индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию;
− единства слова и дела;
− обеспечения единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания [1].
Этот проверенный временем перечень основополагающих положений организации воспитания военнослужащих довольно внушителен. Но не отразились ли происходящие в педагогике и в современной жизни перемены на актуальности данных принципов?
Анализ существующей войсковой практики, работ современных военных педагогов-исследователей показывает, что все вышеприведенные принципы реализуются в той или иной мере при осуществлении воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации. Вместе с тем анализ существующей литературы по проблеме воспитания показал, что для воспитания «гражданского» человека набор принципов шире. Авторы считают, что существующую систему принципов военной педагогики можно было бы дополнить принципами психологической защиты военнослужащего и меры в воспитательных воздействиях.
На данный момент существует достаточно много работ, где говорится о проектировании и создании в военных вузах и в воинских частях комфортной развивающей воспитательной среды. Причем, когда речь идет о студентах или школьниках, в контексте проектирования данной среды возникает и принцип психологической защиты личности воспитуемого [5]. В иерархии потребностей А. Маслоу потребность в безопасности находится практически в основании предложенной им пирамиды, следуя за физиологическими. Причем духовные потребности, на развитие которых и направлено, по сути, воспитание, находятся гораздо выше в этой иерархии. Согласно А. Маслоу будет затруднительно развивать у вновь прибывших военнослужащих какие-то высокие качества и ценности, если их не покидает чувство страха за себя, пусть во многом и весьма субъективное.
Одно дело, когда военнослужащий испытывает здоровый страх за себя во время боевых действий, и совсем иное если он опасается за себя в мирное время в своем подразделении. В 2020 году, тогда еще заместитель министра обороны, — начальник главного военно-политического управления А. В. Картаполов, заявил, что «…полностью искоренено такое понятие как “дедовщина”, “казарменное хулиганство”» [6]. Если сравнивать с показателями 90-х годов ХХ в., то изменение ситуации налицо. Вместе с тем отдельные случаи преступлений и неуставных взаимоотношений по-прежнему имеют место в Вооруженных Силах. И, к сожалению, в уголовных делах в качестве обвиняемых фигурируют иногда офицеры и сержанты — люди, которые должны заботиться о солдате и защищать его.
В воспитательном воздействии на военнослужащего, даже самом необходимом и безотлагательном, должна быть мера в наказании и поощрении. Когда мера воздействия не соблюдается, она может оказать противоположный эффект, что не будет способствовать эффективности воспитания. Мера — критерий, на который должен обращать внимание командир, в мере и заключается педагогическое мастерство. Можно применять все методы воспитания, реализовывать все подходы к воспитанию, но даст ли это необходимый результат без продуманности и меры — совершенно другой вопрос.
Таким образом, по нашему мнению, сложившаяся система принципов воспитания военнослужащих безусловно эффективна, но не является статичной «замкнутой» системой. Она открыта и в современных динамических условиях, условия реализации принципов воспитания военнослужащих меняются. По мнению авторов, в современных условиях уместно дополнить существующую систему принципами психологической защищенности военнослужащего и принципом меры в воспитательных воздействиях.
Литература:
- Военная Педагогика: учебник для вузов / под ред. И. А. Алехина — ВУ., 2019г — 416 с.
- Карсанов Э. Х. Воспитание военнослужащих как система // Э. Х. Карсанов // Вопросы науки и образования — г. Санкт-Петербург 2018 — с. 82–83
- Искусство воспитывать: книга для учителя / Ю. П. Азаров. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма: [впервые в полном объёме]/ А. С. Макаренко. — Москва: ИТРК, 2003. — 736c
- Масаева З. В. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2010. № 12(1) С. 68–73
- Минобороны заявило о полном искоренении дедовщины // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200826/armiya-1576316232.html (дата обращения 10.11.2021)
- Петрова Н. Г. Нахимов // Молодая гвардия, 2019. — 448с.
- Поздняков О. Г. Педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов. — М: ВУМОРФ, 2015. — стр. 9; стр. 44
- Сухомлинский В. А. Но гражданином быть обязан // Неделя (еженедельник). 1974. 4–10 ноября. № 195. С.3.
- Офицеры современных Вооруженных Сил Российской Федерации // Сборник статей по материалам Х международной научной социологической конференции студентов и аспирантов «Наша социология: исследовательские практики и перспективы». М., 2011. С. 118–124 (0,5 п.л.).
- Егорова Юлия Александровна. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-tselepolaganie-suschnostnye-harakteristiki (дата обращения: 11.11.2021).
- Левада Центр О службе в армии по призыву // 17.06.2021
- Петрова Юлия Алексеевна, Авдюхина Наталья Алексеевна. Проблема трудового воспитания // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-trudovogo-vospitaniya (дата обращения: 11.11.2021).
- Самохвалова А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие. — Кострома: Костром гос. ун-т, 2017. — 178 с.