В статье рассматриваются особенности контента в сфере кофеен-кондитерских в социальной сети Instagram. В качестве материала исследования выступили аккаунты больших сетей кофеен-кондитерских из семи городов Российской Федерации. Всего было рассмотрено 210 публикаций в 7 аккаунтах. Автор выявил тренды оформления профилей, темы публикаций, описал особенности визуальной и текстовой составляющей.
Ключевые слова: SMM, тренды, особенности, визуал, социальная сеть.
На современном этапе развития общества и экономики происходит постоянное увеличение темпа роста знаний и профессиональных навыков, что определяет новые маркетинговые требования к ведению бизнеса. Грамотное применение инструментов интернет-маркетинга имеет огромный потенциал. Одним из таких инструментов является маркетинг в социальных сетях. Под ним подразумевается совокупность мероприятий, направленных на использование социальных медиа в качестве каналов продвижения и решения других бизнес-задач. Увеличение количества пользователей социальных сетей, проникновение в регионы, широкие возможности для аналитики делают данный маркетинговый инструмент еще более эффективным и привлекательным для использования.
Instagram — это социальная сеть, которая поддерживает социальное поведение пользователей, включая общение, взаимодействие, досуг и развлечения. Однако эволюция сегодняшнего онлайн-рынка является главным факторами развития количества и качества бизнес-аккаунтов. На современном этапе развития рынка поиск и реализация новых и оригинальных идей являются важными условиями успешного продвижения. SMM дает возможность организациям выделиться из большого количества конкурентов, привлечь внимание потенциальных потребителей, а также заметно снизить затраты на традиционную рекламу [3].
Согласно данным Yotpo [10], 72 % клиентов считают, что просмотр изображений продукта в Instagram увеличивает их шансы на его покупку. Также это исследование показало, что 38 % клиентов утверждают, что они часто покупают товары, которые видят в Instagram.
80 % информации воспринимается нами при помощи органов зрения. Визуальная коммуникация несмотря на то, что является одним из древнейших способов передачи сообщений, до сих пор держит высокие позиции в рамках общения. Подавляющее большинство пользователей Instagram обращает внимание на визуальную составляющую профилей, которые им встречаются (блогеров/брендов/проектов и др.). Это влияет на их выбор в пользу того или иного аккаунта и во многом определяет их действия (подписка, лайк, реакция, покупка и т. д.).
Тип контента для публикации выбирается исходя из целей, поставленных задач и отрасли, в которой существует компания. Прежде чем приступить к составлению контент-плана необходимо понять, какова общая цель продвижения компании, бренда или личности в Instagram:
– Прямая продажа — данный вариант необходим для коммерческих аккаунтов. Обязательно необходимо указывать цену товара или услуги, чтобы пользователи могли сравнивать.
– Привлечение трафика — задача состоит в привлечении людей непосредственно на аккаунт. В дальнейшем это приведет к тому, что некоторые подписчики станут клиентами, но акцент делается не на продаже, а на привлечении.
– Повышение узнаваемости — в данном случае контент необходим для раскрутки личного бренда (личности или компании). Задача — повысить лояльность пользователей.
– Общение с клиентами — такой аккаунт создан не для продажи, а просто для взаимодействия с существующими подписчиками-клиентами или теми, кто готов ими стать.
– Отработка негатива — применяется тогда, когда необходимо повлиять на имидж компании или человека [4].
Содержание публикуемых материалов может быть разным. И укрупненно весь контент принято делить на:
– вовлекающий;
– познавательный;
– пользовательский;
– развлекательный;
– имиджевый [6].
Целью исследования является выявление особенностей подачи контента для крупных сетей кофеен-кондитерских в социальной сети Instagram.
Материал исследования: контент семи аккаунтов в Instagram известных сетей кофеен-кондитерских в городах России.
При выборе материала исследования были определены семь городов-миллионников в России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Сочи, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск. При помощи сервиса 2ГИС [13] в каждом городе были выявлены популярные кофейни-кондитерские с несколькими филиалами в городе. После этого мы обратились к их аккаунтам в Instagram для дальнейшего отбора.
Аккаунт в социальной сети Instagram должен был соответствовать следующим критериям:
– количество подписчиков: от 10 тыс.;
– регулярность постов: актуальные публикации от 8 в месяц (минимум две публикации в неделю);
– тематика: сеть кофеен-кондитерских.
Таким образом, материалом для качественного анализа выступили семь аккаунтов из разных городов России (табл. 1): «OMG Coffee» [11], «Буше» [1], «Dudnik» [9], «Surf Coffee» [12], «КЕКС» [2], «Engels» [7], РомБаба [5].
Таблица 1
Данные по выбранным аккаунтам для анализа
Название |
Город |
Количество подписчиков |
Количество публикаций в декабре 2021 |
Количество публикаций в ноябре 2021 |
OMG Coffee |
Москва |
165 тыс. |
24 |
29 |
Буше |
Санкт-Петербург |
43,7 тыс. |
68 |
63 |
Dudnik |
Новосибирск |
20,4 тыс. |
50 |
39 |
Surf Coffee |
Сочи |
11,4 тыс. |
8 |
7 |
КЕКС |
Ростов на Дону |
23,8 тыс. |
31 |
30 |
Engels |
Екатеринбург |
26,9 тыс. |
13 |
12 |
РомБаба |
Красноярск |
30,7 тыс. |
21 |
19 |
Эстетичное оформление аккаунтов магазинов может повышать продажи и приносить их владельцам больший доход, нежели визуал с некачественным оформлением. Поэтому в первую очередь было важно обратить внимание на оформление аватара, шапки профиля и оформление актуальных историй (рис. 1).
Рис. 1. Оформление шапки профиля и актуального
Наиболее часто в шапке профиля отражают следующую информацию:
– количество филиалов в сети или перечисление всех адресов;
– часы работы;
– номер телефона;
– кратко сформулированные уникальные торговые предложения, сопровождающиеся синонимичными эмодзи.
Актуальные истории во всех аккаунтах имеют единый дизайн, отражающий стиль бренда. Название подборки чаще формулируется в одно слово.
На всех аватарах приведен логотип для большей узнаваемости бренда. В пяти из семи случаев это полное написание названия, и лишь в двух — первая буква названия бренда.
Далее были проанализировали по 30 последних опубликованных публикаций. В результате анализа был выделен ряд основных тем:
- Процессы приготовления десертов и напитков. Это могут быть фото и видео с этапами изготовления выпускаемой продукции сети: выпекаемые булочки в печи, приготовление напитка у кофемашины и т. д.
- Разрезы десертов. Многим пользователям интересно увидеть начинку изделий. Прежде чем попробовать — узнать, что находится внутри десерта, посмотреть на консистенцию продукта: влажный бисквит или сухой, жидкая начинка или желеобразная.
- Сезонные или праздничные спецпредложения. Это могут быть напитки из зимнего меню или специально украшенные торты и пирожные к предстоящему празднику.
- Отвлеченная тема: интерьеры кофеен, фотографии витрин, мелкие детали. Это публикации, которые помогают передать атмосферу в филиалах и побудить пользователя посетить кофейню.
- Конкретные товары с описаниями особенностей вкуса и состава. Например, пирожное на тарелочке или же стаканчик кофе в руке.
- Дизайн макеты акционных предложений. Посты с графическим дизайном, надписями, нарисованными элементами для более понятной визуализации акции или другой информации.
- Персонал и гости кофеен-кондитерских. К этой категории относятся фото и видео с людьми: это может быть продавец-бариста, рассказывающий о любимых десертах или же фото гостей кофейни.
В каждом аккаунте было подсчитано количество публикаций, соответствующих выделенным темам (табл. 2).
Таблица 2
Частота публикаций по темам
Название |
OMG Coffee |
Буше |
Dudnik |
Surf Coffee |
КЕКС |
Engels |
РомБаба |
1. Процессы приготовления десертов и напитков |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2. Разрезы десертов |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3. Сезонные или праздничные спецпредложения |
5 |
0 |
2 |
1 |
8 |
3 |
0 |
4. Интерьеры кофеен и витрины |
5 |
1 |
3 |
10 |
5 |
6 |
3 |
5. Описание вкуса и состава выпускаемой продукции |
11 |
6 |
8 |
8 |
8 |
11 |
14 |
6. Дизайн макеты акционных предложений |
0 |
23 |
6 |
1 |
6 |
0 |
3 |
7. Персонал и гости кофеен-кондитерских |
0 |
0 |
10 |
10 |
3 |
10 |
7 |
По результатам исследования (рис. 2), чаще всего встречаются публикации, показывающие конкретные позиции: торты, десерты, булочки, напитки. Также достаточно часто маркетологи применяют дизайн макеты акционных предложений, истории своего персонала и гостей и публикации с мелкими деталями, интерьерами кофеен и витринами.
Рис. 2. Частота публикаций по темам
Публикации показывающие конкретные изготавливаемые изделия с описанием вкусовых характеристик, несут в себе цель прямой продажи. В таких постах во всех исследуемых аккаунтах сразу указаны цены на товары, чтобы пользователи могли быстрее принять решение о покупке.
Акционные посты и фотографии с интерьерами нацелены на привлечение трафика. Привлекающие пользователей акции сподвигнут их соприкоснуться с брендом и посетить физический филиал. Фотографии интерьеров и витрин помогают пользователю окунуться в атмосферу сети.
Цветовая гамма кадров влияет на вовлеченность пользователей в контент. Например, красный быстрее бросается в глаза, а в контексте фуд съемки наличие в композиции какого-либо яркого ингредиента привлекает внимание еще больше.
Несмотря на то, что категории публикаций с процессами изготовления изделий и контент с разрезами пирожных оказались не такими популярными, статистика таких публикаций гораздо выше остальных. Например, в одном из аккаунтов, публикация с разрезом набрала до 5800 лайков (рис. 3), в то время как остальные фото набирают в среднем около 3000 лайков.
Рис. 3. Частота публикаций по темам
Визуал страницы в Instagram позволяет подписчикам быстрее проникнуться идей блога, понять тематики публикуемого контента. Если фотографии не сочетаются между собой, не соответствуют актуальным трендам, то меньшая часть пользователей захочет подписаться на такой профиль и сделать целевое действие [8].
Текст также, как и визуал, является важной составляющей поста. Безусловно, первое, что видит человек — это картинка, но если картинка захватила внимание, то следующее, что видит пользователь — это текст. Анализ текстов публикаций был проведен по последним 10 публикациям (табл. 3).
Таблица 3
Количество символов в публикациях
№ публикации |
Количество символов |
||||||
OMG Coffee |
Буше |
Dudnik |
Surf Coffee |
КЕКС |
Engels |
РомБаба |
|
1. |
1500 |
256 |
211 |
410 |
88 |
140 |
501 |
2. |
79 |
126 |
343 |
478 |
55 |
141 |
372 |
3. |
520 |
374 |
348 |
320 |
318 |
196 |
518 |
4. |
1464 |
110 |
273 |
449 |
184 |
10 |
107 |
5. |
471 |
156 |
231 |
332 |
269 |
101 |
403 |
6. |
338 |
374 |
394 |
264 |
50 |
16 |
538 |
7. |
187 |
692 |
391 |
333 |
94 |
93 |
475 |
8. |
512 |
426 |
486 |
377 |
140 |
41 |
525 |
9. |
195 |
88 |
325 |
580 |
47 |
144 |
412 |
10. |
1720 |
343 |
347 |
220 |
31 |
156 |
1021 |
Среднее |
699 |
295 |
335 |
376 |
128 |
104 |
487 |
В среднем длина текста не превышает 350 символов. Это свидетельствует о том, что в данной отрасли текст в публикациях имеет лишь вспомогательную функцию и поясняет визуальную составляющую поста.
В каждом из исследуемых аккаунтов при публикации продукта в тексте ниже приведено название и цена. Существуют отрасли, где цену принято уточнять в сообщениях или по телефону, однако здесь все цены публикуются под фото сразу. Основой текстового посыла чаще является апелляция к эмоциональным аргументам и выражение выгод для потребителя.
Хэштеги применяет только два аккаунта из семи. Данный способ продвижения публикаций теряет популярность и вероятнее всего скоро вовсе исчезнет.
Еще одной особенностью публикаций сетей кофеен-кондитерских является публикация адресов и телефонов всех филиалов ниже под основным текстом поста. Это упрощает для пользователя поиск информации о филиалах для посещения и может сподвигнуть сразу сделать заказ понравившегося изделия.
В ходе исследования нам удалось выявить некоторую общую концепцию ведения аккаунтов сетей кофеен-кондитерских:
- Конкретные товары встречаются чаще, чем публикации других тематик, поскольку основной целью бизнеса в данной сфере является непосредственно продажа конкретных изделий.
- Публикации с разрезами кондитерских изделий имеют больший отклик у пользователей, чем остальные виды публикаций, однако эта тенденция еще набирает обороты и встречается не у многих.
- Актуальные истории всех профилей оформлены в едином дизайне с графическими иллюстрациями, а не фотографиями.
- Текст является вспомогательным способом подачи информации и чаще не достигает более, чем 350 знаков.
Подводя итоги, стоит отметить, что социальные сети зарекомендовали себя как удобная и эффективная площадка для развития бизнеса. Публикуемый контент всегда будет отличаться в зависимости от отрасли и аудитории, однако в каждой сфере существуют некоторые особенности и приемы, позволяющие получить большее внимание пользователей.
Литература:
- Буше [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/bushe.bakery/
- КЕКС [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/bakery_keks/
- Мазик К. В. SMM как инструмент продвижения организации в сфере услуг / К. В. Мазик, Н. А. Полещук // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: Сборник научных трудов / Под общей редакцией И. Л. Акулича. — Минск: Издатель А. Н. Вараксин, 2020. — С. 243–247.
- Пискун К. В. Особенности контент плана в социальной сети Instagram / К. В. Пискун // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27 октября 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 336–340.
- РомБаба [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/rombababellini/
- Эйнштейн М. Реклама под прикрытием: Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете. / М. Эйнштейн; Пер. с англ. — Москва: Альпина Диджитал, 2017. 340 с.
- Энгельс [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/engels_coffee/
- Черепанова Н. О. Влияние визуального концепта профиля Инстаграм на KPI по вовлеченности молодежной аудитории в контент / Н. О. Черепанова, Т. А. Извекова, Д. М. Демидова, Д. В. Сидорчук // Материалы Ивановских чтений. — 2021. — № 1(32). — С. 81–107
- Dudnik [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/kddudnik/
- Instagram Data Benchmarks [Infographic] [Электронный ресурс] // Платформа для маркетинга клиентского контента Yotpo. — URL: yotpo.com/blog/instagram-data/
- OMG Coffee [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/omg_coffee_co/
- Surf Coffee [Электронный ресурс] // Социальная сеть Instagram. — URL: https://www.instagram.com/surfcoffeesochi/
- 2ГИС [Электронный ресурс] // Справочник с картами городов. — URL: https://2gis.ru/