Работа классного руководителя многофункциональна. Важнейшей ее частью является организация деятельности учащихся, их взаимоотношений и общения. Именно в деятельности и общении складываются в первую очередь качества личности школьников. Классный руководитель выступает как организатор игр и труда, досуга и прогулок, экскурсий и походов, разнообразной общественно полезной деятельности, всевозможных конкурсов и викторин, занятий кружков, студий и секций.
Педагогика раскрывает смысл, цель, содержание, способы, технологии и формы обучении и воспитания детей. Особенно важны для классного руководителя как воспитателя знания по теории воспитания. Наиболее обширные и глубокие знания по воспитанию можно почерпнуть в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я.Корчака, В. М. Коротова, Н. Е. Щурковой, Ю. П. Азарова. Не все в работах названных авторов равноценно, есть и спорные моменты. Много полезных и глубоких идей по вопросам воспитания можно почерпнуть в работах классиков педагогики, например, Дж.Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Дж.Дьюи.
Качества личности воспитателя и его педагогическая техника поддаются тренировке, развитию и совершенствованию.
Профессиональное самообразование и самовоспитание будущего классного руководителя включают в себя систематическое чтение педагогической, психологической, а также художественной литературы, упражнения в воспитательной деятельности, тренировку некоторых качеств личности. Чтение, умственные игры, решение нелегких задач и жизненных проблем, ведение личного дневника, литературные опыты, практика устных выступлений, участие в деловых играх, анализ и разрешение педагогических ситуаций — все это позволяет будущему классному руководителю развить необходимые профессиональные умения и навыки.
Влияние на личность школьников классный руководитель осуществляет не только через организацию их деятельности, но и в непосредственном контакте с ними. Поэтому можно выделить как постоянную сторону его работы личное воздействие на детей.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, то есть навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…»,- такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выдающийся российский педагог К. Д. Ушинский» [4:337]
Налаживая жизнедеятельность детей, классный руководитель заинтересован вкоординации своих действий с другими педагогами и во взаимодействии с родителями школьников. Такие координация и взаимодействие необходимы потому, что возможное рассогласование условий, содержания и характера деятельности детей, их поведения и взаимоотношений с окружающими людьми в школе и дома, на уроках и во внеурочной деятельности может препятствовать складыванию социально необходимых качеств личности и подрывать процесс воспитания.
Классный руководитель участвует и в учебном процессе . При организации любой деятельности ему приходится давать детям те или иные знания, развивать их мышление, формировать их познавательные умения и навыки.
Обычно классный руководитель выполняет административные функции . По поручению руководства школы он руководит группой детей, отвечает за выполнение ими правил и распорядка дня школы, определенным образом контролирует их деятельность.
Работая со школьниками, он, безусловно, отвечает за их безопасность , за их жизнь и здоровье . Учитывая недостаточный опыт детей, неполную адаптивность к жизни, нередкое легкомыслие и избыточный оптимизм, родителям и педагогам приходится предотвращать опасные ситуации и быть готовым помочь им.
Итак, многообразна и насыщенна работа классного руководителя, необходимо постоянно учитывать состояние и развитие группы, отдельных воспитанников, оперативно связывать и координировать свои действия с другими работниками школы и родителями детей-все это требует от классного руководителя как воспитателя постоянного распределенного внимания ко многим сторонам своей деятельности, четкого оперативного планирования и анализа своей работы.
Работа предъявляет к классному руководителю определенные требования. Чтобы быть в состоянии выполнить свои обязанности, он должен обладать некоторыми качествами личности.
Прежде всего, он должен отличаться высоким культурным уровнем личности и безукоризненным поведением. Они не должны противоречить тому идеалу культурной личности, который стремится создать в сознании детей как цель, к которой надо стремиться.
Хороший воспитатель-это человек дела, активный и инициативный. Ребята уважают мастера своего дела. У педагога обязательно должны быть такие области, где он может блеснуть своим мастерством. Ему следует поменьше говорить о своих способностях или талантах и почаще их проявлять в присутствии школьников.
Важно организовать деятельность и правильно построить отношения детей. Поэтому классный руководитель обязан обладать организаторскими знаниями, умениями и навыками. Уметь сформулировать и поставить перед школьниками цель и задачи совместной деятельности, увлечь их делом, распределить обязанности между ними, возложить ответственность, стимулировать, контролировать и корректировать их деятельность и поведение, подводить итоги сделанного- без этих умений трудно организовать эффективную деятельность детей.
Учащимся нравятся люди общительные, внимательные, добрые, оптимистичные, обладающие чувством юмора. Такой тип человека более соответствует мироощущению школьников,
Эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, волевые качества также необходимы классному руководителю в его воспитывающей деятельности. Учитывая колебания в настроении отдельных детей и группы в целом, настойчиво отстаивая правильную педагогическую позицию, педагог действует спокойно, выдержанно и терпеливо.
Классный руководитель должен разбираться в основных проблемах культуры и политики. Основательно же он должен разбираться в проблемах, связанных с воспитанием детей. Поэтому глубокое овладение теорией воспитания и психологией является его профессиональной обязанностью.
Таким образом, классный руководитель является организатором деятельности в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определенны функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий.
Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека, остается спорным в течение многих столетий:
— одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны. По этому поводу Клод Адриан Гельвеций писал: «Воспитание может все»;
— другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание — это насилие над личностью, а насилие не может быть назидательным. Ф. Вольтер отмечал: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» [2:167]
— третьи рассматривали воспитание как один из ряда в равной степени важных факторов формирования личности. «Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего сущего, и человек развивается подсознательным влиянием других людей»,- так рассматривал воспитание Л. Н. Толстой» [5:256]
Роль и место воспитания в системе факторов развития человека в учебных пособиях по педагогике и психологии определяется следующим образом:
— Есипов Б. П. , Гончаров Н. К. считали, что воспитание призвано «развернуть все положительные задатки в ребенке, заглушить отрицательные, развить наилучшим образом разносторонние способности и дарования детей, устранить и изжить имеющиеся недостатки в их развитии»» [3:320]
— Ильина Т. А. считала, что «воспитание обладает огромной силой воздействия на развитие человека способно активно воздействовать на влияния, оказываемые наследственностью и средой» [1:167]
Таким образом, вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов развития человека на протяжении многих столетий не находит однозначного решения.
Литература:
- Гликман И. З. Теория и методика воспитания М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
- Морозова О. П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
- Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.