Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Голубятников, К. И. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / К. И. Голубятников, О. А. Голубятникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88078/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 2018 год составляет 4 %. Доля детей, имеющих какие-либо виды нарушений речи, составляет более 58 % от общего количества поступающих в первые классы. Также немаловажную роль имеет то, что с каждым годом тяжесть речевого дефекта имеет тенденцию к усугублению.

В данный момент в России действует инклюзивное образование, т. е. совместное воспитание и обучение детей без каких-либо ограничений в здоровье и детей с ОВЗ, в том числе детей с тяжелой речевой патологией. По данной причине число детей с особыми образовательными потребностями в школах существенно возросло. Так как физическое воспитание детей с тяжелой речевой патологией имеет особенности от воспитания и обучения детей без подобных ограничений, то учителю необходимо тщательно продумывать работу над построением урока, который бы обеспечивал любого учащегося полноценной возможностью развития.

Одной из главных целей учителя в процессе проведения уроков физкультуры при принятом инклюзивном обучении, где в классе имеются дети с тяжелыми нарушениями речи, становится работа над устранением несовершенств двигательной сферы учащегося, в частности повышением физической подготовленности. И одним из наиболее подходящих по всем критериям решением данной ситуации является применение подвижных игр на уроках физической культуры, где принимают участие дети, не имеющие нарушений, так и дети с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова : начальное общее образование, подвижные игры, тяжелые нарушения речи, коррекция речи, физическая культура, дети младшего школьного возраста.

Развитие речи является основным показателем развития детей, а также это одно из главных условий успешной организации разнообразной детской деятельности. Основной признак тяжелого нарушения речи — ограниченность всех средств речевого общения при сохранном слухе и интеллекте. Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно оказывающий влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Учащимся с ТНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных) [2].

Подвижные игры– одно из самых любимых занятий детей младшего школьного возраста. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем.

Подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому, умственному и речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, двигательных способностей. Так, абсолютное большинство подвижных игр требует от учащихся проявления быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию координационных качеств. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Следуя установленным правилам игры, это воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Особенно важно при работе с детьми, имеющим речевые нарушения, чтобы игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись дополнительным коррекционным средством. Для успешной коррекции данных нарушений недостаточно усилий логопеда, необходима помощь и других специалистов (психолога, учителя физической культуры), направленная на развитие двигательных возможностей детей. Таким образом, характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, также оказывается корректирующее воздействие на дефект.

Учитывая данные обстоятельства в начале учебного года авторами данной статьи была проведена работа по исследованию двигательных способностей детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (3-го уровня по Левиной Р. Е.). В исследовании принимало участие 10 детей четвертого класса МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Губкин, Белгородской области. Занятия в рамках внеурочной деятельности проводились 2 раза в неделю по одному академическому часу.

Разрабатывая систему мониторинга физического развития, авторы в качестве критериев оценки выбрали показатели основных физических качеств:

— бег 30 метров — скоростные,

— прыжок в длину с места — скоростно-силовые,

— наклон вперед из положения стоя — гибкости,

— челночный бег 3х10 м — координационные,

— бег 1000 метров — выносливости.

Показанный в каждом виде результат отражает физическую подготовленность учащегося с тяжелыми нарушениями речи. Проведенное тестирование показало, что 90 % детей имеют низкий уровень физической подготовленности [3].

Таблица 1

Учащийся

Бег 30 м, с.

Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10 м, с.

Наклон вперед из положения стоя

Бег 1000 м, мин.

1.

Андрей Р.

7,1

105

12,2

1

8.03

2.

Дмитрий Е.

7,8

100

11,8

0

8.55

3.

Сергей И.

8,3

95

13,1

0

7.39

4.

Роман И.

7,4

114

12,7

1

7.44

5.

Александр Ш.

7,3

103

11,4

0

8.31

6.

Семен О.

8,0

105

14,1

0

8.40

7.

Кирилл А.

7,7

95

13,6

0

8.49

8.

Дмитрий Я.

6,5

135

10,4

3

6.50

9.

Алексей К.

8,5

100

13,0

0

9.00

10.

Георгий П.

7,1

109

12,5

1

7.14

При отборе игр, способствующих развитию физических качеств младших школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Так, авторами данной статьи были выбраны следующие игры: «Не теряй равновесия», «Кому достанется кегля», «Тик-так-тук», «Салки», «Передача мяча по кругу», «Быстрей шагай», «В шеренгу становись», «Горячий мяч» и др.

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. Начиная с начального общего образования становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т. д. Так как по своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.

В результате постоянного использования подвижных игр в качестве метода работы с детьми имеющих речевые нарушения к концу учебного года уровень развития двигательных способностей у всех детей в данной группе показал положительную динамику.

Таблица 2

Учащийся

Бег 30 м, с.

Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10 м, с.

Наклон вперед из положения стоя

Бег 1000 м, мин.

1.

Андрей Р.

6,8

131

9,9

2

7.40

2.

Дмитрий Е.

6,7

134

9,7

3

7.34

3.

Сергей И.

6,6

129

9,6

3

7.05

4.

Роман И.

6,6

138

9,6

3

6.59

5.

Александр Ш.

6,7

135

9,8

3

7.14

6.

Семен О.

6,8

130

9,7

2

7.29

7.

Кирилл А.

6,9

121

9,2

3

7.17

8.

Дмитрий Я.

6,3

142

9,4

3

6.39

9.

Алексей К.

6,6

130

9,6

2

7.38

10.

Георгий П.

6,5

134

9,9

3

6.52

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование подвижных игр положительно влияет на мотивацию учащихся к физической деятельности, способствуют повышению уровня физической подготовленности.

Литература:

  1. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. –М., 2018. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1, свободный.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приложение № 5 требования к АОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации: [веб-сайт]. — М., 2014. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/, свободный.
  3. Физическая культура. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 175 с. — (Школа России).
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 352 с.
  5. Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1–11 классы / Г. И. Погадаев. — М.: Дрофа, 2013. — 144 c.
  6. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. А. Бойко, В. Н. Бойко.— Сургут: РИО СурГПУ, 2016.— 116 с
  7. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания. Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР / Якубович Михаил Алексеевич. — М.: Владос, 2017. — 286c.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, тяжелое нарушение речи, младший школьный возраст, ребенок, физическая культура, физическая подготовленность, челночный бег, доля детей, начальное общее образование, тяжелая речевая патология.


Похожие статьи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Похожие статьи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Задать вопрос