В статье анализируются продвижение бизнес-аккаунта в социальных сетях, понятие и сущность SMM-маркетинга, особенность продвижения бизнес-аккаунта в Инстаграм.
Ключевые слова: социальные сети, SMM-маркетинг, бизнес-аккаунт, стратегия, реклама, метрики, SMM-специалист, Инстаграм.
С развитием компьютерной и мобильной техники, интернета, глобальной сети, люди все чаще стали общаться через социальные сети. Социальные сети представлены социальными площадками: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Одноклассники, Twitter и другие.
В настоящее время социальные сети очень популярны. Согласно данным статистики на каждого россиянина приходится в среднем 2,5 социальные сети. В социальных сетях присутствует большой уровень молодой аудитории. По гендерному признаку в социальных сетях зарегистрировано примерно одинаково мужской и женской аудитории, за исключением в Инстаграм, где преобладает женская аудитория.
В 2020 году в мире общались через социальные сети 3,8 миллиарда активных пользователей. Это 49 % всего населения планеты. В России активно пользуются социальными сетями 70 миллионов человек, то есть 48 % населения страны.
На октябрь 2021 года у 57,6 % населения во всем мире присутствовала учетная запись в одной или нескольких социальных сетях. Также у более 2/3 населения мира — у 5,22 миллиардов мобильных пользователей имелся доступ к мобильному интернету. Это наиболее платежеспособная часть населения.
Сегодня социальные сети представляют собой рынки потенциальных клиентов для любых компаний — коммерческих, некоммерческих, бюджетных. Поэтому в современном маркетинге используются возможности социальных сетей для расширения бизнеса и повышения эффективности рекламных компаний.
Коммерческие организации используют социальные сети для привлечения покупателей, увеличения продаж и получения прибыли.
Некоммерческие организации продвигают свои страницы в социальных сетях, чтобы привлекать спонсоров, волонтеров, заинтересованных людей, нуждающихся в помощи. Функционирование некоммерческих организаций благоприятствует социальной стабильности, динамике экономического развития, внедрению инновационных технологий, увеличению интеллектуального, духовного потенциала общества, экологической безопасности страны. Коммерческие организации стремятся к увеличению продаж товаров и оказанию услуг, а некоммерческие организации проявляют активность в потреблении товаров и услуг, что в целом сказывается на предпринимательской деятельности, на развитии конкуренции между секторами экономики. [2]
Бюджетные организации, государственные органы через страницы в социальных сетях доносят важную информацию до населения.
Все организации — коммерческие, некоммерческие, государственные, через свои страницы в социальных сетях продвигают свои компании, чтобы люди знали их, общались с ними, рекомендовали их.
В социальных сетях присутствуют специально обученные представители компаний — SMM-специалисты, которые занимаются привлечением клиентов и продвижением брендов компании. К SMM-специалистам относятся: SMM-менеджеры, контент-менеджеры, копирайтеры, дизайнеры, таргетологи, инфлюенс-маркетологи. [5]
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях или продвижение в социальных сетях. SMM — это онлайн-маркетинг. По-простому — это коммуникация с будущим потребителем через социальные сети. Цель SMM заключается в привлечении клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных платформ. Также важной задачей SMM является повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией. [6]
SMM — универсален. Разный бизнес продвигается через социальные сети. Красота, мода, искусство, хендмейд, еда — эти ниши отлично продвигаются в Фейсбуке и Инстаграме. Они яркие, дают много возможностей для творчества и материала для рекламных компаний.
SMM — процесс динамичный, поэтому нужно постоянно следить за меняющимися интересами аудитории и появлением новых трендов. [1]
С помощью социальных сетей компании решают коммуникационные задачи: исследуют, информируют, обучают целевую аудиторию; приглашают на целевые мероприятия, мастер-классы; увеличивают количество покупателей и привлекают новых клиентов; взаимодействуют с существующими клиентами, вовлекая их в новые программы мотивации, стимулирования, лояльности, а также — в игры, в соревнования; продвигают новые товары, услуги; повышают узнаваемость бренда; формируют имидж компании; общаются с заинтересованными лицами посредством обратной связи и так далее.
Также компании решают и другие задачи с помощью социальных сетей: размещают контент для увеличения посещаемости сайта; продвигают сезонные распродажи и специальные предложения через информирование о скидках и новинках; содействуют в индексации сайта и страниц в социальных сетях через поисковую выдачу; расширяют целевую аудиторию и повышают узнаваемость бренда, благодаря репостам подписчиков, попаданию в разные топы публикаций, рекламе в различных группах, таргету — показу рекламы заинтересованной аудитории; улучшают репутацию, создают желаемый образ в глазах потребителя, благодаря публикации красивых фотографий и качественного видео, положительных отзывов клиентов и фотографий счастливых покупателей, наградам и достижениям; собирают отзывы о продуктах и о самой компании; делятся публикациями с дружественными компаниями, устраивают совместные конкурсы и мероприятия; отслеживают тренды и конкурентов, подписываясь на их страницы; ищут новых сотрудников.
Открытие бизнес-аккаунта в социальных сетях, позволяет бизнесу малозатратно продвигать товары и услуги и выстраивать общение с целевыми аудиториями потенциальных и постоянных покупателей.
Сегодня потенциальные клиенты с большей вероятностью выберут поставщика с логотипом и присутствием в социальных сетях, где можно взглянуть на отзывы о продукте.
Ведение бизнес-аккаунтов в социальных сетях требует больших затрат времени и труда. Необходима максимальная непрерывность присутствия. В этом компаниям помогают сервисы автопостинга, которые в автоматическом режиме выкладывают запланированные в них публикации на страницах бизнес-аккаунта.
Регулярный постинг помогает в продвижении бизнеса. Подписчики привыкают к регулярному выходу постов и ждут их. Свежий пост может попасть в рекомендации, если за короткое время набирает лайки и комментарии пользователей. Если пост понравился человеку, он может подписаться на обновления компании, чтобы следить в дальнейшем за новостями. Регулярный постинг напоминает пользователю о бренде и удерживает человека в подписчиках. Также регулярный постинг помогает выстроить цепочку продаж, которая прогреет холодного клиента и спровоцирует его на покупку.
Из минусов работы в социальных сетях можно отметить: большое количество рекламного контента, что раздражает пользователей; технические сбои; политические и законодательные угрозы; наказание за незначительное нарушение правил социальных сетей — бан или удаление аккаунта; потребительский негатив, который может негативно сказаться на репутации и имидже компании.
Репутацию бренда трудно построить и слишком легко разрушить. Люди часто принимают решение о покупке, основываясь на репутации бренда в интернете. Отзывам о бренде доверяют больше, чем любой рекламе. Быстрый отклик на любые комментарии, особенно негативные, улучшают общую вовлеченность и повышают доверие потребителей к бренду.
Чтобы избежать негативных откликов от пользователей, клиентов, покупателей, компании должны обучать персонал: работе в социальных сетях, культуре поведения, прописывать стандарты и необходимые скрипты по коммуникациям с подписчиками, пользователями.
SMM-специалисты должны иметь развитые технические навыки и эмоциональный интеллект. Они должны уметь работать в социальных сетях; создавать сообщества; разбираться в настройках, форматах контента; решать проблемы клиентов; сглаживать негатив и поддерживать репутацию бренда; пользоваться инструментами анализа поведения пользователей на социальных платформах; пользоваться сервисами аналитики для достижения целей компании в социальных сетях; изучать тенденции в социальных сетях; следить за появлением новых инструментов на платформах; отслеживать комментарии о компании в реальном времени; создавать привлекательный контент; вести рекламную компанию; общаться с клиентами и иметь хорошие устные и письменные коммуникативные навыки; делать все быстро и в срок. SMM-специалисты — профессионалы своего дела, и незнающий человек не сможет выполнять их работу. «Каждый должен уметь заниматься своим делом профессионально, делать то, что ты умеешь делать лучше других».
При необходимости, SMM-специалисты для решения задач пользуются услугами сторонних организаций — аутсорсингом. Они следуют правилу: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». [3]
SMM-специалисты в своей работе следуют разработанной стратегии.
Стратегия SMM-маркетинга включает в себя этапы:
1. Анализ компании, бренда, целевой аудитории. Определение каналов присутствия.
2. Разработка концепции: креатив, сценарий работы, конкурсы и другое.
3. Техническая реализация: регистрация и настройка аккаунтов, дизайн сообществ, настройка автоматического постинга и так далее.
4. Разработка контент-плана.
5. Реализация компании по продвижению: написание постов, комментирование, стимулирующие и мотивирующие акции и тому подобное.
Алгоритм коммуникации в социальных сетях должен включать в себя:
1. Информирование. Потребители получают информацию о компании.
2. Предвосхищение. Предлагать потребителям больше, чем им это необходимо.
3. Взаимодействие. Вовлекать потребителей в коммуникацию, помогать им информацией.
4. Удивление. Размещать в аккаунтах запоминающиеся посты, чтобы выделяться на фоне конкурентов.
5. Вовлечение. Важно каждое взаимодействие с потребителем превратить в удовольствие.
Для любого аккаунта важен контент, который размещается. Контент должен быть разнообразным.
Существует четыре типа контента: текстовый, фото, аудио, видео. А также существует пять видов контента: информационный — новостной, репутационный; интерактивный — вовлекающий; обучающий; развлекательный; коммерческий.
Главное правило контента — он должен быть уникальным, авторским. Нельзя размещать в своем аккаунте чужие тексты, фото, чужие идеи. Важно разрабатывать собственный креативный контент. Также, желательно, придерживаться единого стиля во всех социальных сетях, что позволит повысить узнаваемость аккаунтов для подписчиков.
Социальные сети многое знают о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, семейное положение, образование, интересы.
Благодаря информации, которую пользователи отдают при заполнении своих профилей и через действия внутри сети, компании могут отобрать нужную им целевую аудиторию и размещать рекламу, ориентируясь на этих пользователей.
Главное при рекламе в социальных сетях — точно определить свою целевую аудиторию и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент. Задача рекламы заключается в предложении потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку.
Показ рекламы нужным людям — часть обязанностей SMM-специалиста. Таргетолог настроит показ рекламы на самую заинтересованную аудиторию.
Реклама в социальных сетях — это не только таргетинг. Сотрудничество с блогерами может принести отличные результаты, так как у них уже собралась лояльная аудитория, которая им доверяет.
Существует три основных типа рекламы в социальных сетях:
– органическая. Это контент, который набирает обороты естественным образом: лайками, репостами. Бизнес за нее не платит.
– UGC. Реклама, которую делают сами пользователи с помощью позитивных отзывов о компании и продукте.
– платная. Настройка таргета в рекламном кабинете социальной сети, реклама в тематических пабликах и сотрудничество с блогерами. [5]
Реклама повышает продажи.
Таргетированная реклама может принести продажи в день запуска, но как только перестанут ее показывать — поток клиентов прекратится.
Контент-маркетинг может занять месяцы, зато дает устойчивый результат: крепкое лояльное сообщество, которое в итоге будет самостоятельно продвигать бизнес с помощью репостов, отзывов и рекомендаций друзьям.
Использовать таргетинг и производство контента вместе — лучший вариант.
Клиенты покупают товары и услуги, которые подразделяются на два типа: сезонные или ограниченного предложения и те, которые продаются круглый год.
К первому типу товаров и услуг относятся: билеты на концерты, платья на выпускной, горящие путёвки, проведение новогодних праздников и товары или услуги, которые можно или нужно купить в ограниченный период времени. Товары ограниченного предложения можно продавать в социальных сетях даже с первого показа рекламы.
Ко второму типу товаров и услуг относятся: продукты питания, техника, канцелярские товары и другие. Здесь вероятность, что пользователь сразу купит продукт или услугу в момент выхода рекламы или публикации, очень мала. Человек, скорее, сохранит рекламное сообщение или подпишется на страницу. Если пользователя смогут убедить в качестве предложения, то он превратится в клиента и закажет продукт или услугу. Человек может купить товар или услугу через месяц, полгода и даже год.
Задача SMM-специалиста — ведение бизнес-аккаунта не ради лайков и репостов, а ради отслеживания реакций пользователей и получения реальных заказов.
SMM-специалист занимается сбором данных, их анализом и делает выводы на основе полученных результатов. Он отслеживает коммерческие метрики, которые отражаются на доходе, и SMM-метрики, которые отражают интерес пользователей к размещенному контенту. Эти метрики позволяют SMM-специалисту оценить эффективность выбранной стратегии, рекламной компании.
Коммерческие метрики отражают:
– количество переходов на сайт из социальных сетей;
– конверсии: регистрации, звонки, покупки, посещения мероприятий;
– средний чек клиентов из социальных сетей, общая прибыль.
Эту информацию можно посмотреть с помощью пикселя «ВКонтакте» и Facebook, инструментов Google Analytics и Яндекс.Метрики.
SMM-метрики отражают все, что показывает интерес пользователей к контенту, и помогают измерить успех SMM:
– сообщество — количество подписчиков в разных социальных сетях. Следует следить за его увеличением или уменьшением, так как это связано с качеством контента;
– охват — количество просмотров поста пользователями;
– вовлеченность — количество реакций пользователей на контент — лайки, репосты, комментарии;
– количество входящих сообщений;
– упоминания бренда и отзывы — положительные и отрицательные.
Частые упоминания могут означать, что контент нравится за его качество. [6]
SMM-метрики удобно отслеживать в социальных сетях.
У SMM-продвижения много преимуществ перед офлайн-продвижением компании:
– широкий охват аудитории. Социальные сети могут охватить миллионы людей по всему миру. Ежедневно к социальным сетям присоединяется более миллиона новых пользователей или 13 новых пользователей каждую секунду.
– фокус на целевую аудиторию. Люди собираются в социальных сетях в группы по интересам, где их легко найти.
– доступность целевой аудитории. Есть возможность напрямую общаться с клиентами и подписчиками. Это помогает развивать отношения и собирать лояльную аудиторию вокруг бренда.
– скорость распространения информации. Можно быстро распространить информацию среди множества людей. Так, ТикТок к концу сентября 2021 года преодолел отметку в 1 миллиард пользователей в месяц.
Рассмотрим стратегию продвижения бизнес-аккаунта в Инстаграм, так как там огромная аудитория, и можно продвинуть практически любые товары и услуги. Для достижения результатов нужен четкий план с целями, сроками, этапами, то есть — стратегия продвижения в Инстаграме аккаунта компании.
Маркетинговая стратегия инстаграм-аккаунта — это бизнес-план, задача которого сделать продвижение рентабельным. Специфика социальной сети Инстаграм — визуальная площадка. Здесь важна визуальная составляющая контента. Нужно создавать качественные, полезные и интересные материалы, чтобы потенциальные клиенты не ушли читать профиль более продвинутых и информативных конкурентов.
Следуя четкой стратегии в Инстаграме можно привлечь активную, заинтересованную в продукте аудиторию, и сэкономить бюджет на продвижении.
Целью продвижения бизнес-аккаунта являются повышение узнаваемости бренда и компании; общение и сближение с клиентами — привлечение новых потенциальных клиентов и мотивирование старых на повторные покупки; продажа товаров и услуг. Приоритеты направлены на лояльность пользователей и поддержку интереса к своей продукции. Чтобы пользователи доверяли, нужно транслировать имиджевый контент; ценности, близкие подписчикам.
Бренды публикуют креативный контент на темы из своей сферы. Продукция может продвигаться через социальный подтекст, обращение к эмоциям, вдохновляющие или мотивирующие посты. Бизнес-аккаунты приятно смотреть из-за визуального контента.
На страницах брендов продвигаются собственные товары, практически нет чужой рекламы, контент направлен на продажи. На страницах, где о продукте рассказывают красиво и интересно, получают хорошие продажи.
Для привлечения подписчиков подходят:
– использование хештегов, особенно хештега бренда;
– размещение ссылки на аккаунт в других социальных сетях и на сайте;
– публикация уникального, актуального и качественного вовлекающего и продающего контента;
– проведение розыгрышей продукции, сертификатов и скидок, конкурсов;
– участие в совместных акциях и рекламных кампаниях.
На этапе привлечения — пользователи относятся к сегменту холодного трафика. Они не знают о бренде и не готовы к покупке. Чтобы привлечь новых клиентов, используют розыгрыши, конкурсы, бонусы за подписку. Также привлекают пользователей вовлекающие публикации. Хорошо с вовлечением в Инстаграме справляются интерактивные Истории. В постах необходимо мотивировать пользователей подписываться, ставить лайки и комментировать.
Пользователи становятся подписчиками. Эти пользователи составляют теплый трафик. Они уже контактировали с брендом, видели рекламу, подписаны на конкурентов. Нужно работать с этой группой — отвечать на вопросы и давать им пользу; публиковать интересные информационные посты и постить репутационные сторис — с отзывами клиентов; мотивировать к покупке — привлекать внимание к товарам и услугам, рассказывать о ценах, условиях, представлять товар в жизни, показывать, как продукция или услуга решает проблемы клиентов. Анонсы и подборки товаров можно закреплять в сторис. Необходимо ежедневно работать с аудиторией — выкладывать интересные, информативные, вовлекающие, продающие посты в ленту и сторис.
Пользователи, готовые к покупке, относятся к горячей аудитории. С покупателями нужно работать дальше: предложить им дополнительные товары, сделать персональные предложения, предоставить специальные условия, делать рассылки с напоминанием о товаре.
Стратегия рекламы в Инстаграме коммерческих аккаунтов тесно связана с общей маркетинговой стратегией бренда. Стиль ведения страницы, формат общения с аудиторией — должны быть одинаковыми и четкими для разных социальных сетей и других рекламных каналов. [4]
Как бы хороша ни была стратегия, без анализа нельзя объективно ее оценить и улучшить.
Понять, насколько эффективно работает вовлечение подписчиков, можно по стоимости подписки, клика, конверсии. Качество контента оценивают по количеству лайков, репостов, охватам. На этапе продаж показательны лиды, заявки, цена конверсии и сделки.
Таким образом, социальные сети играют важную роль в продвижении бизнеса в интернете, так как больше половины населения планеты пользуется социальными сетями, а это потенциальные клиенты.
Социальные сети помогают в продажах, в переходе на сайты, в расширении аудитории, в повышении узнаваемости бренда, в управлении репутацией, в сборе отзывов, в поиске сотрудников и в другом.
Маркетологи могут использовать социальные сети для получения информации о поведении потребителей и взглядов на бренд или продукцию компании.
Социальные сети — отличный инструмент, позволяющий избежать дорогостоящих исследований рынка.
Продвижение в социальных сетях — SMM — задача любого бизнеса.
Если бизнес принял решение о продвижении в социальных сетях, то он должен подойти к планированию работы на основе системного подхода, сформировать контент-план SMM-маркетинга и обозначить показатели результативности интерактивного взаимодействия с целевыми аудиториями покупателей.
Успех SMM — это путь, а не пункт назначения. При достижении поставленных целей необходимо ставить новые цели. Простыми словами SMM — это вложение в долгосрочное благополучие компании в интернете.
В Инстаграме, как и в любой другой социальной сети, действуют те же стратегии продвижения базнес-аккаунтов, которые необходимо анализировать, оценивать, улучшать.
Необходимо завлекать, удерживать, работать с клиентами. Несколько раз в день публиковать посты в сторис и ленте.
Так как основная аудитория Инстаграма — женская, то требуется больше публикаций, интересных женщинам, связанных с красотой, имиджем, здоровьем, домом, бытом, детьми, развлечениями, образованием.
Литература:
- Интернет-маркетинг. Учебник для академического бакалавриата под общ. ред. О. Н. Романенковой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 288с.
- Лысенко Ю. В., Рябчук П. Г., Гордеева Д. С., Плужникова И. И., Горбачев М. А. Институциональные особенности некоммерческих организаций в педагогических исследованиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. № 2(27). с.143–146.
- Рябчук П. Г., Федосеев А. В., Мурыгина Л. С., Тюнин А. И., Плужникова И. И., Лысенко Ю. В. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10–2. с. 167–172.
- Стратегия продвижения в Инстаграме: зачем нужна, как составить, примеры. Доступ по ссылке: https://smmplanner.com/blog/stratieghiia-prodvizhieniia-v-instaghramie-zachiem-nuzhna-kak-sostavit-primiery/
- Что такое современный SMM и как он помогает бизнесу. Доступ по ссылке: https://smmplanner.com/blog/chto-takoie-sovriemiennyi-smm-i-kak-on-pomoghaiet-bizniesu/
- Что такое SMM и как это работает. Доступ по ссылке: https://skillbox.ru/media/marketing/chto_takoe_smm_i_kak_eto_rabotaet/