В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха деятельности и конкурентоспособности. В представленной статье рассмотрена методика по формированию эффективного обучения персонала, с помощью которой рассчитаны: экономическая эффективность, результативность до/после обучения.
Ключевые слова: эффективность, персонал, обучение.
Анализ и оценка эффективности обучения и развития персонала зависит от конкретных целей и компании и может разделяться на такие направления, как: категории персонала, уровни управления, показатели эффективности. Была разработана и внедрена система, которая оценивает эффективность сотрудника после проведения обучения в компании. Оценка социальной эффективности через удовлетворенность обучением, повышением лояльности, снижение социальной напряженности в коллективе. Оценка степени достижения поставленных целей через цели индивидуального плана развития, задачи подразделения, цели компании. Оценка экономической эффективности через количественные и качественные показатели.
Сформированная схема обучения персонала в компании является необходимой для баланса спроса и предложения на рынке соискателей. В ходе повышения квалификации персонала, профподготовки и начального обучения, компания укрепляет связь рабочих мест и всего коллектива.
Для грамотного расчета экономической эффективности инвестиций, которые вкладываются в обучение и развитие персонала, необходимо внести такие показатели как: удовлетворенность и привлечение клиентов, соотношение прибыли и расходуемых средств, процентное соотношение выполнения объема продаж, насколько удовлетворены работой и обучением, результаты итоговой аттестации.
Дополнительная прибыль — основная задача руководителя. Именно исходя из этого, становится понятен размер инвестирования различных ресурсов в обучение и развитие персонала. Данная часть полученной прибыли (Пр) соотносится с числом специалистов, которые прошли обучение (Х), а также их профессиональным уровнем. Эта часть прибыли (Пр) в общем случае соотносится с числом обученных специалистов (X) и их уровнем специализации (Y), прибыль рассматривается как функция (F), это соотношение можно рассчитать при помощи формулы Пр = F (X,Y).
Экономическим критерием будет выступать отношение экономического эффекта к затратам ресурсов. Можно выразить формулой: ЭЭ = Si — (S2 + S3), где ЭЭ — эффективность (экономическая), Si — эффективность работника после прохождения обучения, результативность деятельности работника после проведения обучения, S2 — результативность деятельности работника до проведения обучения; S3 — сумма средств, потраченных на организацию обучения. Сравнив показатели эффективности деятельности сотрудника до и после с суммой, затраченной на обучение, выясним экономическую эффективность данного мероприятия.
Для создания последовательной схемы оценки эффективности обучения персонала необходимо разработать стандарты, которые будут соответствовать нужным критериям: следует разработать единые положения и критерии: удовлетворенности результативностью обучения сотрудника; удовлетворенность работника, который прошел обучение; расчет результативности образования всех категорий обученного персонала; расчет степени эффективности обучения персонала. Сюда входят анкеты: оценка потребности в образовании; обученного сотрудника; анкета специалиста по обучению. Для оценки личной удовлетворенности фирмой, процессом обучения, с предложениями новшеств с систему обучения с его точки зрения.
Через квартал специалист проводит оценку и даёт развернутый отзыв о нововведениях в работе сотрудника. При проведении оценки эффективности обучения сотрудников, проводится экзамен с последующим устройством на работу.
В расчетах эффективности обучения встречается и применяется также метод экспертных оценок. Имеются упорядоченные критерии, где к каждому критерию присвоен свой коэффициент. В данном случае, показатели — приблизительны, но их можно доказать и связать с конкретной суммой.
После прохождения обучения, каждому сотруднику разрабатывается план развития сотрудника или же должности. Сотрудник достигает не только личную профессиональную цель, но и стратегическую цель компании. Возьмём за основу метод сравнения прибыли.
Еще один способ оценки эффективности обучения персонала в компании — на основе производительности труда, а именно: расчета увеличения нормы выработки.
Критериями могут выступать: повышение производительности сотрудника после обучения; экономия материальных затрат; увеличение продаж сопутствующей продукции; устранение дефицита специалистов.
Данные мероприятия покажут амбициозных сотрудников, стимулируют их на выполнение индивидуального плана развития. Закладывается основа базы знаний фирмы. Обучение персонала — залог лояльности к компании, профессионального развития сотрудника, следовательно, и фирмы. Отлаженный процесс оценки эффективности обучения позволит выявить сильные и слабые стороны фирмы.
В современных реалиях обучение персонала напрямую влияет на успех компании.
Увеличение продуктивности в сфере управления деятельностью компании связано, зачастую, с введением проектных методов.
Наиболее значимым и актуальным является оценка эффективности проектов. Развитие и обучение персонала необязательно требует большого бюджета. Это доказано на практике данной работы. В дальнейшем такие сотрудники способствуют развитию компании. Вложение в эту сферу деятельности гарантирует успешное будущее компании.
Социальный эффект — ключевой в данном примере. Так как применяемые способы обучения эффективно привлекают соискателей и четко разъясняют требуемые от них знания и навыки.
Литература:
- Сарчева Р. А. Оценка эффективности системы обучения персонала промышленных предприятий / Р. А. Сарчева // «Менеджмент и социум». № 12(31). 2016. 6 с. Дата обращения (10.02.2021г.)
- Трувова Л. Д. Дистанционные технологии, их внедрение и использование в разработке электронных курсов / Л. Д. Трувова // Молодой ученый. — 2019. — № 27. — С. 46–51. Дата обращения (10.02.2021г.)