Актуальность
Изучение поведения пациентов по отношению к назначенной терапии является довольно новой областью научных исследований. Сотрудничество врача и его пациента очень важно для дальнейшего качественного лечения, а процесс общения является неотъемлемой частью терапевтического альянса.
Если рассматривать комплаенс с медицинской точки зрения, то пациент соглашается получать медицинские рекомендации по своему лечению, и во время него он должен соблюдать эти рекомендации врача. По данным ВОЗ, выявлено, что большинство людей, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в медицинской помощи, прекращают лечение. Можно предположить, что каждый пациент по какой-либо причине, например, экономической или социальной, не следует рекомендациям специалиста и завершает лечение.
Из-за такого отношения пациента, то есть несоблюдения инструкций и рекомендаций лечащего специалиста, приводит к очень серьезным медицинским последствиям.
Цель исследования: выявить факторы, определяющие комплаенс пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Методы исследования: анализ литературных источников по теме указанного исследования и обобщение результатов информационного поиска.
Существует острая проблема, связанная с несоблюдением медицинских рекомендаций пациентами с неэффективной системой образования и отсутствием взаимодействия между пациентом и коммуникативными навыками врача, а также с низкой мотивацией пациентов менять свой образ жизни и принимать много лекарств в течение своей жизни. Другими причинами низкой вовлеченности являются личные и психологические особенности пациентов, клинические особенности заболевания, тип лечения, социально-экономические факторы и особенности организации ухода в разных странах [1,2].
Одним из основных факторов, определяющих комплаенс, является коммуникативная успешность врача и пациента. Взаимодействие врача и пациента, по своей сути, также является коммуникативным процессом, в рамках которого необходимо сформировать терапевтический альянс, иначе продуктивное сотрудничество между пациентом и врачом станет недоступным. Результатом такого сотрудничества является комплаенс, рассмотрение которого необходимо не только с точки зрения медицинской области — соблюдения пациентом рекомендаций врача, но и требует изучения с точки зрения клинической психологии [3].
Коммуникативную компетентность врача можно рассматривать в виде трех моделей: технической, патерналистской, и коллегиальной. Техническая и коллегиальная модель не затрагивает важности высокого уровня комплаенса и поэтому мы не будем раскрывать данные виды модели, кроме патерналистской. Патерналистская модель подразумевает определенную беспомощность пациента в отношении самостоятельного принятия решений без поддержки и советов медицинских специалистов. Данная модель подразумевает полное доверие пациента врачу и готовность следовать всем его рекомендациям.
В то же время высокий уровень доверия достигается благодаря хорошо развитым коммуникативным навыкам врача и, как следствие, установлению прочных доверительных отношений с пациентом. Данная модель представляется как идеальная с точки зрения большинства врачей, так как именно здесь достигается наибольший уровень комплаенса [3].
Но какие еще существуют факторы, определяющие комплаенс? На это вопрос мы ответили следующим образом. В современной медицинской литературе существует большое количество научных публикаций, посвященных изучению причин низкой приверженности к лечению. Термин «барьеры» чаще всего используется в медицине, что означает ряд факторов различных свойств и рода, которые негативно влияют на способность пациента правильно выполнять медицинские рекомендации [4].
Барьеры, связанные с системой здравоохранения, которые в значительной степени определяются организацией здравоохранения в разных странах, следует учитывать отдельно. Наиболее важными являются финансовые барьеры (необходимость оплатить часть или все расходы на лечение, которые не покрываются медицинским страхованием), недостаточная доступность лекарств и ухода, трудности с приемом лекарств, отпускаемых по рецепту, ожидание медицинской консультации или обследования, недовольство пациента консультацией врача. Данный фактор можно разрешить с помощью введения дневного стационара, при котором осуществляется строгое соблюдение пациентами врачебных рекомендаций и получение бесплатной медицинской терапии и лекарственных препаратов, при этом пациент имеет общение с родственниками и может продолжать работать. Таким образом, дневной стационар разрешает вопрос экономического и социального фактора, влияющий на уровень комплаенса.
В нашем исследовании приняли участие 40 пациентов дневного стационара с сердечно-сосудистыми заболеваниями, имеющие средний уровень комплаентности в возрасте от 50 до 70 лет. По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что пациенты дневного стационара. В ходе этого исследования было установлено, что большинство испытуемых имели средний уровень комплаентности, проявляющийся в эмоциональной, социальной и поведенческой приверженности лечению. Таким образом, из 40 обследованных пациентов дневного стационара с сердечно-сосудистой патологией 3 % имеют низкий уровень комплаентности, 65 % — средний уровень и 32 % — высокий уровень комплаентности. Если сравнивать результаты исследований других авторов по проблематике комплаенса пациентов амбулаторного лечения, то можно утверждать, что дневной стационар положительно влияет на приверженность лечению пациентов и влияние факторов, определяющих комплаенс не значителен, так как социальный и экономический фактор разрешается с помощью введения пациентов в дневной стационар.
Также среди факторов, влияющих на соблюдение рекомендаций, можно указать различные особенности образа жизни. Часто отказ от лечения связан с вредными привычками: курением, нарушением и расстройствами пищевого поведения, гиподинамией, чрезмерным употреблением алкоголя и других психоактивных веществ [5]. Предполагается, что некоторые пациенты не следуют рекомендациям из-за их невозможности следовать предписанию врача по корректировке образа жизни, которые рассматриваются пациентом в качестве неудобных или неуместных. Это означает, что пациент должен снизить калорийность пищи, потребление поваренной соли, увеличить физическую активность и так далее.
Изучая разные статьи на тему приверженности к лечению, стало известно, что наличие физических проблем у пациента и нарушение когнитивных функций, особенно среди лиц пожилого и старческого возраста, также могут оказывать существенное влияние на приверженность лечению.
Так, в статье «Приверженность антигипертензивной терапии (комплайнс) у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» указывается, что пациенты отказывающиеся от использования препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний составляют 31%, и 24,7% пациентов неспособны изменить свой образ жизни [6].
Наконец, на соблюдение рекомендаций влияют особенности психологического состояния пациента, а также сопутствующие психические расстройства. Считается, что не все пациенты действительно хотят быть активными и брать на себя ответственность за принятие решений [7]. При недостаточной мотивации пациенты с артериальной гипертензией не считают необходимым постоянно принимать антигипертензивные препараты и даже не хотят иметь представления о своем заболевании [8]. Частой причиной несоблюдения рекомендаций, особенно касающихся регулярности приема гипотензивных препаратов, является «забывчивость» пациента: пропустить следующую дозу, принять ее в неподходящее время или принять неправильную дозу.
По мнению социолога Джона Деламатера, психологические препятствия включают различные аспекты психосоциального поведения человека: понимание целей лечения и эффективности рекомендаций; уверенность в том, что результаты лечения оправдают затраты на его проведение; убежденность в том, что он может справиться с назначенным лечением [9]. Кроме того, большое значение имеют знания пациента о состоянии его здоровья и понимание характера и тяжести заболевания.
Также, несоблюдению рекомендаций способствуют такие психические расстройства, как бессонница и депрессия. Известно, что пациенты с расстройствами настроения, которые одновременно страдают различными соматическими заболеваниями, в том числе сердечно-сосудистыми, имеют низкую приверженность к лечению, что негативно сказывается на их прогнозе. Пациенты с депрессией характеризуются низкой степенью комплаентности, что создает дополнительные трудности для адекватного лечения.
При изучении разной литературы можно сделать вывод, что еще одной причиной низкой приверженности является тревожность пациента. Пациенты с пограничными и высокими показателями уровня тревожности имеют низкий уровень приверженности к терапии сердечно-сосудистых заболеваний [10, 11].
Изучая причины низкой приверженности лечению, нельзя игнорировать личностные особенности пациента. Изучение приверженности пациентов с гипертонической болезнью к лечению с психосоматической точки зрения включает анализ психологических особенностей пациента, внутренней картины заболевания, структуры сопутствующих психических расстройств и влияния этих факторов на комплаентность.
Важную роль в формировании комплаенса играет такая психологическая структура, как внутренняя картина заболевания, которая определяет правильное понимание пациентом наличия заболевания и адекватность предлагаемого лечения. Пациенты различаются по своему восприятию тяжести заболевания, способности контролировать заболевание и оценке риска осложнений и рецидивов.
Литература:
- Метод прогнозирования неблагоприятных сердечно-сосудистых событий в постинфарктном периоде, с учетом приверженности лечению / А. А. Гарганеева, Е. А. Кужелева, К. Н. Борель, О. В. Тукиш // Новые медицинские технологии в профилактике, диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний: Методические рекомендации. — Томск: Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, 2018. — С. 144–150.
- Корабельникова, Н. Ю. Исследование доступности фармацевтической помощи больным сердечно — сосудистыми заболеваниями / Н. Ю. Корабельникова, Д. А. Кузнецов // Современные проблемы химии, технологии и фармации: сборник материалов международной научно-практической конференции, Чебоксары, 17–18 ноября 2020 года. — Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, 2020. — С. 291–295.
- Трушкина Светлана Валерьевна Коммуникативные техники повышения комплаентности пациентов в практике врача // Медицинская психология в России. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-tehniki-povysheniya-komplaentnosti-patsientov-v-praktike-vracha (дата обращения: 19.12.2021).
- Taha NM, Azeaz MA, Razik BGA. Factors Affecting Compliance of Diabetic Patients toward Therapeutic Management. Med J Cairo Univ. 2011;79(1):211–218.
- Касумов, В. В. Распространенность тревожных и депрессивных расстройств у городских и сельских жителей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями / В. В. Касумов, И. В. Осипова, Н. В. Погосова // Будущее — за пациенториентированной кардиологией: Материалы VII съезда кардиологов Сибирского федерального округа совместно с VII Всероссийской научно-практической конференцией, Омск, 05–07 октября 2017 года. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — С. 61–63.
- Горохов, К. В. Периодизация формирования приверженности к лечению. шкала приверженности / К. В. Горохов, О. А. Корнилова // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы научно-практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», Санкт-Петербург, 22–24 марта 2019 года / Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига; Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов». — Санкт-Петербург: Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2019. — С. 121.
- Седых Д. Ю., Петров Г. П., Кашталап В. В. Различия приверженности к терапии у пациентов с первичным и повторным инфарктом миокарда // Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-priverzhennosti-k-terapii-u-patsientov-s-pervichnym-i-povtornym-infarktom-miokarda (дата обращения: 02.07.2021).
- Бунова С. С., Жернакова Н. И., Скирденко Ю. П., Николаев Н. А. Приверженность лекарственной терапии, модификации образа жизни и медицинскому сопровождению больных сердечно-сосудистыми заболеваниями // КВТиП. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priverzhennost-lekarstvennoy-terapii-modifikatsii-obraza-zhizni-i-meditsinskomu-soprovozhdeniyu-bolnyh-serdechno-sosudistymi (дата обращения: 02.07.2021).
- Семенова, О. Н. Изучение субъективного мнения пациентов и врачей по проблеме приверженности к лечению хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы / О. Н. Семенова, Е. А. Наумова, Ю. В. Булаева // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2019. — Т. 18. — № S1. — С. 138–139.
- Ложкина Лада Ивановна Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplaens-kak-aktualnaya-problema-meditsinskoy-psihologii-teoretiko-metodologicheskie-aspekty (дата обращения: 30.06.2021).
- Martin Leslie R. Barriers and Keys to Treatment Adherence and Health Behavior Change. In: DiMatteo, MR, Martin, LR, editors. The Oxford Handbook of Health Communication, Behaviour Change and Treatment Adherence. UK: OUP; 2013. p. 10–20.