Настоящее исследование посвящено выявлению влияния детско-родительских отношений на социальную компетентность юношей и девушек.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, социальная компетентность, юноши и девушки.
Социальная компетентность — сложное образование, которое включает: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений, и успешно использовать и понимать других людей [2].
Одной из проблем современного общества является развитие социальной компетентности детей. Среди различных факторов, влияющих на успешное социальное развитие личности, одним из важнейших является семья. Как мы знаем, семья — главный институт воспитания, и то, что приобретается в семье человек сохраняет в течение своей жизни. Не можем не отметить, что именно в семье человек находится на протяжении значительной части своей жизни. В семье формируются основы личности.
Ссылаясь на работу авторов Пушкаревой Т. Г., Трифоновой Ю. А. [4], которые выделили компоненты социальной компетентности и методики, исследующий каждый компонент, нами был выявлен уровень социальной компетентности юношей и девушек.
Анализ распределения данных по гендерной принадлежности показывает, что:
- У юношей преобладает средний уровень эмпатии (68 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень эмпатии (50 % студентов), однако количество студентов-девушек с низким уровнем составляет 40 %, что всего на 10 % меньше, чем со средним уровнем. Из чего мы можем сделать вывод, что, в нашей группе, в среднем, у девушек эмпатия развита хуже, чем у юношей.
- У юношей преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов).
- У юношей преобладает средний уровень СД (64 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень СД (58 % студентов).
- У юношей преобладает средний уровень СК (60 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень СК (70 % студентов). Однако, мы можем заметить, что в группе юношей значительное количество студентов (28 %) имеют высокий уровень СК, тогда как в группе девушек результат составляет всего 2 %. В низком уровне мы также можем отметить значительные различия: в группе юношей с низким уровнем выявлено 12 % студентов, в группе девушек — 28 % учащихся. Таким образом, в целом, уровень социальной компетентности в группе юношей выше, чем в группе девушек.
В нашей работе затрагивается вопрос о том, имеет ли влияние семья на формирование социальной компетентности учащихся юношеского возраста. Так как мы предполагаем, что семья оказывает влияние, то мы провели исследование, в котором изучали представления испытуемых о стиле их семейного воспитания. Для выявления стилей семейного воспитания наших испытуемых нами была использована методика «Родителей оценивают дети» (РОД) И. А. Фурманова и А. А. Аладьина [3], которая предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Проведение этой методики помогает выявить наличие проблем в представлениях членов семьи. А ознакомление родителей или законных представителей о результатах проведенной методики позволяет замотивировать понять ребенка и работать над улучшением семейных отношений.
Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод, что среди юношей наибольшее количество баллов указывает на ведущие в их группе стили воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, недостаточность требований-запретов. Среди студентов-девушек ведущие стили воспитания — это гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, фобия утраты ребенка.
При гиперопекающем стиле воспитания у учащихся юношеского возраста могут проявляться такие черты, как инфантилизм, неумение решать свои проблемы, завышенная самооценка, эгоцентризм и эгоизм, чрезмерные требования к окружающим, конфликтность, болезненная потребность во внимании со стороны окружающих, комплекс славы и достижений, непомерные притязания при отсутствии целеустремленности, упорства и силы воли, постоянная невротизация на фоне критического несоответствия уровня притязаний уровню достижений.
При гипоопекающем стиле воспитания у учащихся юношеского возраста могут проявляться такие черты, как неуверенность, агрессия, вызванная потребностью самозащиты, самоутверждение за счет более слабого, невозможность реально оценить ситуацию и дать объективные оценки, подмена понятий и ценностей. Учащиеся с данным стилем воспитания сталкиваются с постоянным ощущением своей ненужности и брошенности, с недоверием к людям и самому себе, они переполнены внутренними конфликтами и вечно переживают вину.
При потворствующем стиле воспитания у учащихся юношеского возраста не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым. Могут быть импульсивными и агрессивными.
При недостаточности требований-запретов учащимся юношеского возраста в семье «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, они легко их нарушают, зная, что с них никто не спросит. Они сам определяют круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Учащиеся с данным стилем детско-родительских отношений ни за что не отчитываются перед родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки.
При «фобии утраты ребенка» в семье дети угнетены лишней опекой, беспокойством, нервозностью и даже упреками. Родители лишают их возможности самим определять свои желания и озвучивать их, не позволяют получать новый опыт и впечатления, иметь собственное мнение. Дети, находящиеся под такой гиперопекой, не могут проявлять себя самостоятельно, развиваться в соответствии со своими природными свойствами.
Далее нами решалась задача статистического анализа значимости различий выраженности индивидуальных и типологических особенностей студентов с разным уровнем социальной компетентности и их влияние на детско-родительские отношения. Решение указанной задачи является завершающим шагом к верификации гипотезы о том, что типы детско-родительских отношений по-разному влияют на уровень социальной компетентности студентов-юношей и студентов-девушек.
Для математической обработки данных использовалась программа MS-Excel и STATISTICA. Выбор критериев для обработки происходит после проверки распределения результатов по каждой шкале на нормальность распределения. Для проверки нормальности распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Распределение более 30 процентов изучаемых признаков в выборке отклоняется от нормального, поэтому для вычисления коэффициента корреляции использовался r-критерий Спирмена.
Проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что в группе юношей наибольшее влияние на социальную компетентность оказывают чрезмерность требований-обязанностей со стороны родителей, недостаточность требований-запретов и воспитательная неуверенность.
Наибольшее влияние на социальную компетентность в группе девушек оказывают гипоопека, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов, неустойчивость стиля воспитания, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных качеств, вынесение конфликта в сферу воспитания.
Литература:
- Богомаз, С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 344. — С. 163–166.
- Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Когито-Центр, 2015. — 671 с.
- Мухордова, Т. В. Шрейбер, Т. В. Изучение детско-родительских отношений: методические рекомендации / Составители О. Е. Мухордова, Т. В. Шрейбер. — УдГУ. Ижевск, 2007–124с.
- Пушкарева, Т. Г. Трифонова, Ю. А. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 11.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». — 1998. — 672 с.
- Ромек, В. Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях [Текст] / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. — 2000. — № 12. — с.74–113