Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования в России, разработаны этапы использования дистанционных технологий в учебном процессе. В работе использованы методы анализа, синтеза, классификация.
Ключевые слова: дистанционные технологии, образование, информационное общество, этапы.
Distance learning technologies in modern education
The purpose of the work is to define the role of distance technology in modern education. To implement the purpose of the definition of modern education, distance learning, the statistics of the market of distance education in Russia, the stages of the use of distance technology in the educational process is given. The paper uses the methods of analysis, synthesis, classification.
Keywords: distance technologies, education, information society stages.
По определению И. В. Роберт, под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [1].
На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием дистанционного обучения (далее — ДО). При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении) [2].
Использование дистанционных технологий (далее — ДТ) в образовательном процессе делает его более мобильным, гибким и доступным. Использование современных технологий (в т. ч., Интернет-ресурсов) в образовательном процессе делает его более открытым, включённым в жизнь, обеспечивают повышение качества образовательного процесса, предоставляют возможность гибко реагировать на запросы современного общества, мобильно отслеживать результаты обучения. Кроме того, внедрение в процесс обучения ДТ предоставляет возможность развитию непрерывного образования, даёт более широкие перспективы инклюзивному обучению: делают более простым и быстрым формирование индивидуальных образовательных планов (маршрутов), не дают выпасть из актуального образовательного процесса маломобильным, временно нетрудоспособным студентам, лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Все больше компаний по всему миру практикуют удаленную работу. А дистанционное обучение приобретет все большую популярность. Все больше курсов повышения квалификации предлагается дистанционно.
Масштабы рынка
Согласно исследованиям компании, Neo Analytics в 2018 году объем рынка дистанционного образования в России составил около 28,9 млрд рублей, в 2019 году увеличился до 35 млрд рублей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics). В среднем в 2014–2019 годах прирост рынка составлял 14,1 %. Расчетный показатель его объема, по оценке исследовательской группы Edmarket.Digital, составил 36,4 млрд рублей. «Интерфакс-Академия» дает цифры выше: российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году. В период 2019–2021гг. темпы роста рынка составят 17–20 % годовых. К 2021 году объем рынка ожидается на уровне 53,5 млрд. руб. Доля онлайн-образования в структуре образования в 2021 году составит около 2,6 % [2].
Особенности дистанционного обучения
Гибкость. Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
Охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
Расходы на дистанционные обучения предприятий складываются из стоимости внедрения программного обеспечения и затрат на разработку курсов. При этом часть учебного контента создаётся внутренними специалистами по обучению. Самое привлекательное: когда нужный курс создан, компания может использовать его сколь угодно долго, без ограничений, время от времени корректируя содержание. Если вам нужно обучить с его помощью 10, 50, 200 сотрудников — не проблема, расходы компании не вырастут с числом обучающихся, ваши траты фиксированные.
Построение учебного процесса с использование дистанционных технологий разбивается на следующие этапы:
Этап 1.Определение целей и задач требование к набору знаний |
|
требования к набору знаний и навыков; требование к качеству подготовки; временные ограничения; требования к набору знаний и навыков характеристики контингента |
Этап 2 Оценка возможного использования курсов СДО и их общей доли в учебном процессе |
|
формирование общей программы подготовки; выделение разделов подготовки, реализуемых в дистанционной системе |
Этап 3 Выбор (разработка) базовых курсов СДО, которые могут быть использованы в учебной программе |
|
Определение базовых курсов СДО; Формирование требований контингентам курсов СДО с учетом общей подготовки |
Этап 4 Адаптация курсов СДО Целям структуре подготовки |
|
Разработка (настройка) Контекстного содержания курсов СДО; Разработка расписания (регламента обучения) |
Возможна корректировка |
||
Этап 5 Реализация системы подготовки (обучения) с использованием курсов СДО |
|
Оценка результативности обучения, выработка рекомендаций по использованию курсов СДО |
Таким образом широкое внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий — это естественный этап эволюции системы образования от классического до виртуального, то есть от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной библиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудиториям любого масштаба.
Развитие дистанционных форм позволяет не только обеспечить доступ к качественному образованию, но и дает возможность завоевать определенное место на рынке образовательных услуг.
Литература:
- Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа-Пресс, 2017
- Полат Е. С. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.Полат.- М., 2019
- Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — М.: Издательство Юрайт, — 2017. — 194 с.
- Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе. — М.: Академия, –2019. — 272 с.
- ttps://marketing.rbc.ru.