Для любого коммерческого предприятия маркетинговая политика играет немаловажную роль. Благодаря ей происходит установление связи с клиентами, потребителями, учитываются их запросы. Маркетинговая политика имеет свои принципы построения и структуру, однако, стоит отметить, что каждое предприятие принадлежит определенной отрасли, которая имеет свои особенности, а значит и маркетинговая политика будет по-своему особенна.
Ключевые слова: ресторанный бизнес, маркетинговая политика, сфера общественного питания, функции, факторы, этапы маркетинговой стратегии.
For any commercial enterprise, marketing policy plays an important role. Thanks to it, communication with customers and consumers is established, their requests are taken into account. Marketing policy has its own principles of construction and structure, however, it is worth noting that each enterprise belongs to a certain industry, which has its own characteristics, which means that the marketing policy will be special in its own way.
Keywords: restaurant business, marketing policy, catering, functions, factors, stages of marketing strategy.
Сфера общественного питания является постоянно развивающейся и всегда представляет собой отражение на рыночные потребности [8, с. 33].
В составе сферы общественного питания находится ресторанный бизнес, который является частью сферы предпринимательской деятельности, имеющее отношение к организации и управлению ресторана. Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова представляют ресторанный бизнес как направление общественного питания, главной целью которого служит удовлетворение возникающих потребностей в потреблении здоровой и вкусной еды, с помощью которой происходит получение прибыли [12, с. 26].
Рассматривая ресторанный бизнес с точки зрения предпринимательской деятельности можно выделить следующие функции (рис. 1) [1, с. 18].
Рис. 1. Экономические функции ресторанного бизнеса
Если говорить о социальных функциях ресторанного бизнеса, то можно сказать, что они представлены в качестве основы и зависимости от общественных интересов, отражающиеся с помощью способов и методов обслуживания. По мнению В. В. Ефимова, индивид выполняет роль потребителя результатов, осуществляющих деятельность ресторанного бизнеса [2, с. 30].
На сегодняшний день большинство предприятий в сфере ресторанного бизнеса характеризуют себя как многопрофильные. Такое направление обозначено не просто как осуществление удовлетворение основ потребностей в еде, но и в тоже время удовлетворение в других потребностях. К примеру, коммуникативные потребности в реализации форм досуга, развлечений и т. д. [4, с. 15]
Потребители являются двигателем развития предприятий общественного питания, поскольку диктуют условия по качеству обслуживания ассортименту, поэтому происходит определение видов и особенностей ресторанных услуг [10, с. 24].
На финансовый результат предприятия ресторанного бизнеса оказывает влияние качество обслуживания. Именно качество обслуживания способствует формированию потока посетителей, стремящиеся удовлетворению своей потребности в пользовании услуг предприятия ресторанного бизнеса [9, с. 41].
Конечным продуктом для любого предприятия общественного питания служит услуга, сервис. Основываясь на пожеланиях гостей, контингенте, наличию денежных доходов населения происходит становление ориентира в организации обслуживания. Существуют рестораны, которые нацелены на удовлетворение нескольких сегментов рынка. К такому числу можно отнести бизнес-группы, детские рестораны и т. д.
Выделим основные этапы формирования маркетинговой стратегии предприятия, существующие в сфере бизнеса (рис. 2) [5, с. 17].
Рис. 2. Этапы формирования маркетинговой стратегии предприятия ресторанного бизнеса
Если говорить о первом этапе маркетинговой стратегии, то следует сказать о том, что он подразумевает создание такого представления об имеющихся товарах и услугах, которые отличают его от других заведений. В целом эффективная деятельность предприятия ресторанного бизнеса заключается в определении стабильной клиентуры, а также следить за маркетинговой политикой, учитывая постоянные изменения экономики [6, с. 37].
Другим элементом маркетинга служит цена. Именно ценовая политика оказывает влияние на спрос, в случае неудовлетворения ценой потребитель может отказаться от предоставления ему такого рода услуг. Учитывая особенности ценовой политики, необходимо постоянно задумываться о различных ценовых сегментах, что в свою очередь позволяет учитывать также пожелания, высказываемые клиентами. Если говорить о ресторанном бизнесе, то можно сказать о частой практике в деятельности гостиниц, которые предлагают скидки для постоянных и корпоративных клиентов [7, с. 36].
Поскольку ценовая политика играет не маловажную роль, то необходимо отметить основные факторы, позволяющие формировать ценовую политику в ресторане (рис. 3) [3, с. 20].
Рис. 3. Факторы, определяющие ценовую политику в ресторане
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Любое предприятие, основной целью которой служит получение прибыли, принадлежит к своей отрасли национальной экономики, что сказывается в виде специфических особенностей. Такого рода особенности находят свое отражение во всех направлениях деятельности предприятия, стратегия маркетинга не является исключением.
Говоря о предприятиях, существующих в сфере ресторанного бизнеса, можно сказать, что важным направлением является отражение предоставляемых услуг, особенно это касается качества предоставляемых услуги ценовой политики.
В совокупности рассмотренные выше элементы маркетинга способствуют формированию комплекса мероприятий, которые используются службой маркетинга предприятия ресторанного бизнеса для привлечения новых клиентов и удержания постоянных.
Литература:
- Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 304 с.
- Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 474 с.
- Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 363 с.
- Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 559 с.
- Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 294 с.
- Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 406 с.
- Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю. Н. Егоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 292 с.
- Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
- Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. — 302 с.
- Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 474 с.
- Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 367 с.
- Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 170 с.