В данной статье дана характеристика малого бизнеса и его важности в экономике. Затем подробно рассмотрены меры и различные механизмы государственной поддержки малого бизнеса, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие поддержку малого бизнеса государством. Далее рассмотрены тенденции и перспективы развития системы государственной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: государственная поддержка малого бизнеса, малый бизнес, МСП, меры поддержки.
Содействие среднему и мелкому предпринимательству со стороны государства с целью поддержания экономической безопасности до сегодняшнего дня в нашей стране происходило достаточно неупорядоченно. Незначительная рентабельность мелкого бизнеса относительно крупных форм предпринимательства не оставляет возможности конкуренции.
Современный мировой кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции, способствовал тому, что субъекты МСП становится тяжело выжить без помощи со стороны государства. В сложившейся экономической ситуации многие субъекты МСП прекратили свою деятельность в связи с тем, что в стране во многих регионах были объявлены карантинные меры или были внедрены систем QR-кодов, что привело к сокращению реальных доходов населения и к снижению спроса на рынке. Нынешние условия как раз показали, что только благодаря государственной поддержки многие компании субъекты МСП смогут хотя бы выжить, так как многие компании столкнулись с проблемой выплаты по кредитам и с невозможностью договориться с кредитными учреждениями о рассрочке платежа.
Средства поддержки малых и средних форм предпринимательства делятся на: имущественные; правовые; инфраструктурные; финансовые; организационные; информационные.
В качестве органа федерального значения, представляющего исполнительную власть, который занимается разработкой на государственном уровне политики в отношении МСП, у нас в стране фигурирует Министерство экономического развития (ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») [1].
Правительственное Постановление от 13.10.2008 № 753 [2] определяет органы, представляющие исполнительную власть, которые занимаются разработкой мер, направленных на поддержку МСП. Данные меры включают в т. ч. создание целевых ведомственных программ.
В ФЗ от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» сказано, что содействие МСП входит в обязанности Внешэкономбанка. Последний при этом должен заниматься финансовым обеспечением юридических лиц, а также организаций, занятых в кредитной сфере, которые содействуют деятельности МСП [3].
В ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] детализированы порядок осуществления и организации проверок частных предпринимателей и юридических лиц органами, которые наделены полномочиями для осуществления муниципального и государственного надзора (контроля), процедура взаимодействия данных органов, их обязанности, права, обязанности и права частных предпринимателей, юридических лиц в ходе осуществления надзора или контроля в их отношении со стороны государства, меры, позволяющие производить защиту своих интересов и прав.
Также 15.05.08 издан Указ Президента № 797 [5], посвященный разрешению ряда проблем, связанных с развитием предпринимательства, которые имеют причину в недостатках государственного контроля и регулирования бизнес-деятельности.
Указанный список средств содействия мелкому предпринимательству не стоит рассматривать как исчерпывающий. Нормативно-правовая основа, которая действует в данной сфере, непрерывно меняется, следуя за изменениями экономической и политической ситуации.
Начиная с 2005 года Минэкономразвития осуществляет финансовую государственную программу содействия среднему и мелкому предпринимательству.
Правила распределения и предоставления финансовых средств существуют в новой редакции с 2016 года (приложение к государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная в 29.12.2016) [7].
Предоставление финансовых средств осуществляется для софинансирования реализации обязательств по расходам, которые сопутствуют исполнению обязанностей органов, представляющих государственную власть на уровне субъектов, и органов, представляющих местное самоуправление. Данные обязанности заключаются в содействии среднему и мелкому бизнесу путем создания условий, благоприятствующих развитию данных форм предпринимательства, увеличению уровня конкурентоспособности в данной сфере, увеличению числа субъектов данных форм бизнеса, трудоустройству граждан, увеличению объемов производимой продукции. При этом предусматриваются такие направления как:
1) Финансовое содействие субъектам малого бизнеса, организациям, которые формируют инфраструктуру содействия деятельности данных субъектов.
2) Предоставление финансовых средств с целью софинансирования вложений капитала в собственность государства на уровне субъектов РФ, или в муниципальную собственность.
3) Помощь молодежному бизнесу;
4) Организация услуг с использованием концепции «одного окна» для содействия деятельности субъектов среднего и мелкого бизнеса.
Органы, представляющие государственную власть и местное самоуправление, вправе автономно оказывать различные формы содействия при использовании соответствующих средств из бюджетов (ст. 16 Закона № 209-ФЗ). Консультационное, а также организационное содействие среднему и мелкому бизнесу осуществляется также и в региональном масштабе.
На данный момент приходится признать, что в связи с мелким бизнесом у нас в стране имеется немало трудностей. Сюда можно причислить неоднозначность положений правовых норм, коррумпированность, излишнее административное давление, проблемы в системе финансового содействия предпринимательству. Это свидетельствует о наличии необходимости увеличения уровня безопасности субъектов рассматриваемых форм предпринимательства в ходе разработки политики регулирования и содействия.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) // «Российская газета», N 164, 31.07.2007,
- Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 753 (ред. от 19.06.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» // «Российская газета», N 220, 22.10.2008.
- Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» // «Российская газета», N 108, 24.05.2007,
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», N 266, 30.12.2008,
- Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // «Российская газета», N 105, 17.05.2008,
- Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194–32 (ред. от 01.06.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» // «Санкт-Петербургские ведомости», N 75, 24.04.2008,
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1538 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // «Собрание законодательства РФ», 16.01.2017, N 3, ст. 507