В статье автором рассматривается понятие межбюджетных трансфертов, основные виды и их различия, обозначаются основные принципы предоставления трансфертной помощи. Проводится анализ динамики предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ за последние годы, а также приводится общая оценка трансфертной эффективности для субъектов с учётом планов на ближайшие периоды.
Ключевые слова: межбюджетные трансферты, виды межбюджетных трансфертов, динамика трансфертного обеспечения, оценка эффективности, дотационные регионы, регионы-доноры.
При рассмотрении бюджетов различных уровней, стоит помнить о том, каким образом происходит их формирование, утверждение и исполнение. Статьи доходов и расходов, пожалуй, являются наиболее значимыми характеристиками абсолютно любого типа бюджета. Очень важным является исполнение бюджета, возможно наличие его дефицита, но неглубокого, с которым зачастую связаны многочисленные проблемы во многих регионах (неспособность реализации проектов, невозможность социально-экономического обеспечения, неэффективное развитие основных сфер).
В таких случаях субъекты в нашей стране, как правило, обращаются за помощью к вышестоящему бюджету или же прибегают к помощи в виде средств, предоставляемых соседними регионами. Такие меры поддержки могут быть совершенно разными и всячески реализовываться. Но, когда дело касается наиболее эффективного и простого способа предоставления помощи, необходимо обратиться к межбюджетным трансфертам [7].
Межбюджетные трансферты представляют собой определённые финансовые средства, предоставляемые на базе национальной бюджетной системы бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе. Также при определении межбюджетных трансфертов стоит уточнить, что данные средства передаются не только от федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, но и наоборот; не только из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, но и в обратном направлении; а также из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований [7].
Характерной отличительной чертой межбюджетных трансфертов от бюджетных кредитов является основа их предоставления. Так, межбюджетные трансферты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, то есть плата в виде определённых процентов не требуется так же, как и возврат при соблюдении абсолютно всех условий предоставления и целей реализации [1].
Межбюджетные трансферты выражаются в совершенно различных видах, но каждое такое выражение предполагает передачу средств из одного бюджета в другой для различных целей. На данный момент известно четыре основные формы поддержки в виде межбюджетных трансфертов: субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Субсидия является формой государственной поддержки, направляемой юридическому или физическому лицу, нижестоящему бюджету из вышестоящего бюджета. Субсидия является невозвратным средством, имеющим целевое назначение и долевое финансирование. Обычно, субсидия выплачивается в виде пособия, предоставляется на льготной основе [1].
Под понятием субвенция понимают определённые финансовые ресурсы, выделяемые и передаваемые от бюджета вышестоящего уровня к бюджету нижестоящего уровня. Так, государственный бюджет проводит выдачу субвенций региональному уровню, а также юридическим лицам. Субвенция, как и субсидия, имеет своё целевое назначение, поэтому при нецелевом использовании полученных средств или при нарушении хотя бы одного из условий предоставления помощи субъекту необходимо возвратить обратно полученные от государства ресурсы. Субвенция имеет свойство практически полного (или же частичного) покрытия определённых затрат на осуществление конкретного проекта. В данном случае средства не предназначаются непосредственно для граждан, а передаются по цепочке исключительно от бюджета к бюджету (передача полномочий на осуществление конкретной цели) [5].
Дотации также представляют собой определённые финансовые ресурсы, которые используются с целью сглаживания и выравнивания бюджетной обеспеченности определённых регионов. Главное отличие дотаций от субсидий и субвенций состоит в том, что направления, условия и цели использования данных трансфертов не устанавливаются, то есть регионы могут использовать его по собственному назначению.
Иные межбюджетные трансферты, как правило, предоставляются государством с целью решения вопросов местного значения, не требующих софинансирования. Это могут быть стимулирующие формы поддержки: гранты, различные поощрения, предоставляемые на конкурентной основе [5].
Также очень важны принципы, которыми руководствуются вышестоящие бюджеты и органы при принятии решений о предоставлении помощи в виде различных форм межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам. Исходя из этого, выделяют следующие факторы:
- Увеличение уровня качества в управлении местными и региональными финансами.
- Ослабление существующей зависимости консолидированных бюджетов субъектов РФ, для которых на постоянной основе предоставлялась поддержка в виде финансовых средств от государства и привычно большого количества получаемых трансфертов.
- Увеличение степени автономности и независимости органов власти субъектов РФ, которые ранее также получали большое количество дотационной государственной помощи [6].
Рассмотрев теоретические аспекты понятия межбюджетных трансфертов, мы также можем выделить необходимой частью данных форм поддержки их практический анализ на примере оказания помощи субъектам РФ. Рассмотрим некоторые общие цифры по финансовым ресурсам, выделяемым из бюджета в качестве четырёх форм межбюджетных трансфертов, для этого обратимся к данным по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета бюджетам субъектов в 2018–2021 гг. [4].
Исходя из определённых данных, можем сделать некоторые следующие выводы. Как можем заметить, в период с 2018 по 2020 годы наблюдался активный рост в денежных средствах, выделяемых в виде межбюджетных трансфертов, так, в 2018 году на межбюджетные трансферты приходилось около 1719,6 миллиарда рублей, а в 2020 году данный показатель составил уже 2153,9 миллиарда рублей, при этом рост составил 434,3 миллиарда рублей. Но, также отметим, что к 2021 году данный показатель немного сократился (его значение составило 2013,9 миллиарда рублей), что говорит о некотором перераспределении помощи субъектам РФ в виде общественного благосостояния, а не только за счёт конкретных денежных отчислений. Если проходиться по отдельным категориям межбюджетных трансфертов, то можно заметить следующее: за весь рассматриваемый период в дотациях наблюдается как рост, так и снижение ресурсов, но в целом рост заметен; в категории субсидий сперва отмечается стремительный рост выделяемых средств, а затем резкое сокращение ресурсов; субвенции показывают непрерывный рост на протяжении всего периода; а иные межбюджетные трансферты отражают колеблющуюся динамику [4].
Также отметим тот факт, что в период с 2018 года по 2019 год Курганская и Калужская области вышли из категории получения дотаций, а Республика Крым стала также получать меньше дотаций. С 2019 по 2020 года произошли следующие изменения: Иркутская, Саратовская, Свердловская, Смоленская и Астраханская области стали получать большую долю дотаций, более 10 % от собственных бюджетных средств [2].
В целом, можно сказать, что крайних регионов (чрезвычайно нуждающихся в трансфертном обеспечении, а также тех, кому помощь совершенно не требуется) не так много. В остальном, многие регионы нуждаются в десятой части от их собственных бюджетных доходов, для покрытия и выравнивания бюджетной обеспеченности. Изменения в необходимости или утрате необходимости дотационного обеспечения не столь существенные, что говорит о стабильности в трансфертном предоставлении от федерального бюджета к субъектам РФ [2].
Также отметим то, что в функционировании межбюджетных трансфертов существуют такие понятия, как дотационные регионы России или реципиенты и доноры. Это означает то, что реципиенты являются теми субъектами РФ, которые особо остро ощущают на себе нехватку денежных ресурсов, соответственно нуждаются в передаче дополнительной помощи и ресурсов. А доноры представляют собой те регионы, которые насыщены ресурсами и имеют возможность передать средства тем, кому необходимо.
Исходя из «Распределения субсидий из федерального бюджета субъектам России на 2021 год», установленном приказом Минфина РФ № 1030, в список регионов-доноров входят 13 субъектов РФ (Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Сахалинская, Свердловская, Самарская, Ленинградская, Московская, Калужская области, а также Республика Татарстан). Остальные же 72 субъекта РФ получают дотации на постоянной основе, а также получат помощь в 2021 году [3].
Если рассматривать явных реципиентов, то на их счёт в течение периода 2021–2023 гг. уже распределены определённые плановые объёмы дотаций. Так, наиболее «нуждающимся» регионом оказался Дагестан, плановая сумма дотаций для которого в 2021 году должна составить 72,89 миллиарда рублей. Второе и третье место здесь занимают республика Саха (Якутия) и Камчатский край, для которых объём дотаций составит соответственно 51,59 и 41,12 миллиарда рублей.
Также из планов на 2022 год стоит отметить, что некоторые дотационные регионы вскоре смогут перейти на самоокупаемость, поскольку уже сейчас имеют довольно высокий уровень бюджетной обеспеченности, а при успешном экономическом развитии они могут и вовсе отказаться от использования дотаций. В перечень данных регионов входят следующие регионы: республика Коми, Красноярский край, Ярославская, Липецкая, Тульская, Белгородская и Мурманская области. Но, несмотря на существование данных регионов с успешным экономическим развитием, также остаются регионы, которым далеко до уровня регионов-доноров [3].
Можно сказать, что практическое применение межбюджетных трансфертов к субъектам РФ и эффективность их использования рациональны и оправданы. Исходя из динамики выделяемых средств, изменения статусов различных субъектов в отношении донорства к дотациям, действительно прослеживается определённая эффективность в помощи со стороны федерального бюджета. Все формы межбюджетных трансфертов необходимы и значимы, вне зависимости от того, какие достоинства или недостатки они в себе содержат. Так или иначе, необходимо прорабатывать вопросы их дальнейшего использования и увеличения степени эффективности для бюджетов субъектов РФ со стороны государства.
Литература:
- Бюджетные субсидии и субвенции отличие.. — Текст: электронный // Орион. Информационная социальная поддержка.: [сайт]. — URL: https://orion-decor.ru/bjudzhetnye-subsidii-i-subvencii-otlichie/ (дата обращения: 18.01.2022).
- Группы субъектов Российской Федерации по доле межбюджетных трансфертов. — Текст: электронный // Открытый бюджет Новосибирской области.: [сайт]. — URL: https://openbudget.mfnso.ru/fea/otchjoty-po-dannym-s-sajta-federalnogo-kaznachejstva-po-rossii-i-federalnym-okrugam/gruppy-sub-ektov-po-dole-dotatsij (дата обращения: 18.01.2022).
- Дмитрий, Данилов Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году. / Данилов Дмитрий. — Текст: электронный // Рейтинги и новости: [сайт]. — URL: https://top-rf.ru/places/564-dotatsionnye-regiony.html (дата обращения: 18.01.2022).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России).. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/41e6293109877fcaff89a5c949d80e5b1a00ff3d/ (дата обращения: 20.01.2022).
- Особенности межбюджетных трансфертов. — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Хабаровского края.: [сайт]. — URL: https://khabkrai.ru/officially/Informaciya-dlya-naseleniya/Prokuror-razyasnyaet/178392 (дата обращения: 20.01.2022).
- Роль межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов. — Текст: электронный // Справочник.: [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/finansy/rol_mezhbyudzhetnyh_transfertov_v_formirovanii_mestnyh_byudzhetov/ (дата обращения: 19.01.2022).
- Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам из федерального бюджета. — Текст: электронный // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет.: [сайт]. — URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Расходы/Межбюджетные %20трансферты?_adf.ctrl-state=mddzqhkq1_37®ionId=45 (дата обращения: 19.01.2022).