В статье рассматривается текущая ситуация в области освещения женского футбола в российских средствах массовой информации, анализируется интерес зрителей к данному виду спорта и востребованность информации о нём среди аудитории, отмечается непропорциональное внимание к различным видам спортивной программы в отечественных масс-медиа.
Ключевые слова: женский футбол, СМИ, спорт, Россия, масс-медиа.
Средства массовой информации, изначально появившиеся для удовлетворения потребности людей в получении сведений стали неотъемлемой частью общественной жизни [1]. В современном мире масс-медиа играют важную роль в формировании общественного мнения. Благодаря новым медиа, которые всё больше «перетягивают одеяло» на себя как в плане оперативности и разнообразности контента, так и в уровне востребованности у аудитории [2], границы стираются, и мир объединяется в единую информационную сеть. Появляются новые средства передачи информации, возникают новые технологии, данная область беспрерывно развивается, что свидетельствует об огромном потенциале масс-медиа. Таким образом, роль СМИ в современном мире сложно переоценить, ведь они влияют на каждую сферу жизни общества.
Для развития того или иного вида спорта и завоевания интереса большой аудитории необходимо его присутствие в информационном поле. На уровень популярности конкретного вида спортивной программы напрямую влияет и ряд других сопутствующих факторов. К таким факторам можно отнести стереотипы, укоренившиеся в обществе. Например, популярность женского футбола или хоккея в России гораздо ниже распространённости аналогичных видов спортивной программы, в которых соревнуются мужчины, во многом из-за укрепившихся стереотипов о типично «женских» и «неженских» занятиях. Важно отметить, что именно масс-медиа способны разрушать предвзятость большинства посредством распространения информации о женском спорте и привлекать новых зрителей.
Цель данного исследования состоит в определении роли средств массовой информации в популяризации женского футбола в России. Для реализации поставленной цели были использованы не такие методы, как анализ материалов российских спортивных средств массовой информации, обобщение научно-методической литературы, анализ статистических данных, а также был проведёт опрос.
В опросе принял участие 61 респондент в возрасте от 16 до 30 лет с различными интересами, в том числе, и в области спорта. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся осведомлённости о женском футболе, интересе к нему и основных источниках, из которых они получают информацию о данном виде спорта. На основе результатов опроса было сформулировано несколько ключевых выводов по заданной теме.
В ходе опроса большинство респондентов признались, что не следят за событиями, происходящими в женском футболе (83,6 % опрошенных). 8,2 % респондентов сказали, что периодически смотрят матчи и проверяют результаты, а 6,6 % опрошенных отметили, что интересуются женским футболом во время проведения крупных международных турниров (при участии женской национальной сборной или российских клубов). Закономерно то, что, отвечая на вопрос об осведомлённости о женском футболе, большая часть респондентов подчеркнула полное отсутствие каких-либо знаний в данной области (77 % опрошенных), а менее 5 % респондентов смогли назвать фамилии самых известных представительниц это вида спорта из России — полузащитницу московского ЦСКА Ксению Коваленко и нападающую «Эспаньола» Надежду Карпову. Полученные сведения наглядно иллюстрируют низкую популярность женского футбола в нашей стране и слабую ориентацию аудитории в пространстве этого вида спортивной программы. Следует разобраться, в чём кроются причины столь незначительного интереса к женскому футболу, учитывая, что мужской футбол является самым популярным видом спорта в мире [3].
Абсолютное большинство респондентов (92,6 %) отметили, что получают сведения о женском футболе в интернет-пространстве. Самими главными источниками для опрошенных стали спортивные электронные ресурсы, социальные сети и новостные агрегаторы. Менее 8 % опрошенных черпают информацию в телевизионных СМИ и периодических изданиях. Несмотря на общую распространённость электронных средств массовой информации в спортивной сфере, в России самыми цитируемыми медиаресурсами спортивной отрасли по данным за III квартал 2021 года стали ежедневная газета «Спорт-экспресс» и телеканал «Матч ТВ» [4]. О чём же свидетельствует подобное расхождение? Оно указывает на то, что самые популярные источники информации о спорте в целом не предоставляют аудитории достаточное количество сведений о женском футболе, а значит, не могут обеспечить рост осведомлённости зрителя об этом виде спорта и вовлеченности в него. В сетке вещания основного канала субхолдинга «Матч!» представлен женский спорт, однако он значительно уступает масштабам освещения мужской спортивной программы. В среднем на 15 программ эфира телеканала «Матч ТВ» приходится шесть передач, в которых присутствует или упоминается женский спорт (40 %), и всего 2 программы полностью посвящены женским спортивным дисциплинам (около 13 %). Учитывая, что в мировом спорте соотношении женщин и мужчин в спорте равно 40 % и 60 % соответственно, данные цифры свидетельствуют о недостаточном внимании к женскому спорту на отечественном спортивном телевидении (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение программ о мужском и женском спорте в сетке вещания телеканала «Матч ТВ»
Подобная тенденция наметилась не только на телевидении, но и в спортивных интернет-СМИ. В качестве примера была рассмотрена новостная лента портала «Чемпионат». В период с 17 по 20 января 2022 года на сайте российского издания вышло семь заметок о возможном уходе нападающего Усмана Дембеле из «Барселоны», в то время как о женском футболе в зимнее трансферное окно не было опубликовано ни одной новости. В конце декабря 2021 года в женском футболе России произошло значимое событие — футболистка Алсу Абдуллина перешла из «Локомотива» в лондонский «Челси». Несмотря на важность события, на портале появилось лишь три заметки о громком переходе [5]. Для сравнения: после объявления «Локомотива» о переходе полузащитника Алексея Миранчука в «Аталанту» в августе 2020 года на «Чемпионате» за четыре часа появилось в пять раз больше новостей. Оба трансфера были знаковыми для российских болельщиков в рамках своих видов спорта, и данная пропасть в освещении переходов на уровне новостей лишь подтверждает разницу в уровнях популярности женского и мужского футбола.
При этом также стоит отметить, что все крупные женские футбольные команды имеют свои страницы в социальных сетях и регулярно выкладывают информацию о предстоящих играх, видео с тренировок, интервью со спортсменками и тренерами, и другие полезные сведения. Зачастую информация, выдаваемая пресс-службами клубов, игнорирует крупными российскими медиа из-за низкой популярности данного вида спорта и находит отклик лишь у фанатов, напрямую взаимодействующих со страницами любимых команд. Возникает порочный круг, из которого женскому футболу пока не удаётся выбраться: вид спорта должен быть популярным, чтобы широко освещаться в средствах массовой информации, однако, чтобы добиться этой популярности, этот вид спортивной программы нуждается в помощи масс-медиа.
В контексте изучения проблемы недостаточного освещения женского спорта в российских СМИ необходимо выяснить, существует ли спрос у массовой аудитории на информацию подобного рода. 82 % участников проведённого опроса ответили на вопрос о спросе утвердительно: 44,3 % из них подчеркнули, что хотели бы узнать больше о самом женском футболе, его тонкостях, структуре, спортсменках и других деталях, чтобы увереннее ориентироваться в области; 13,1 % респондентов отметили недостаток трансляций женских футбольных матчей в основных спортивных телевизионных СМИ. Лишь 18 % опрошенных не проявили интереса к женскому футболу, однако стоит напомнить, что опрос проводился не только среди любителей спорта, но и среди людей, имеющих другие интересы. В ходе опроса более 60 % респондентов отметили, что более обширное освещение женского футбола в СМИ смогло бы побудить людей начать следить за этим видом спорта, и лишь менее 2 % опрошенных полностью исключили такой вариант развития событий. Полученные данные указывают на то, что большая часть аудитории испытывает недостаток информации, открыта к новому и хочет знать больше о женском футболе и его особенностях.
Благодаря результатам исследования можно сделать важный вывод — роль СМИ в популяризации любого вида спорта, в том числе женского футбола, огромна. Именно благодаря распространению информации в масс-медиа можно привлечь внимание новой аудитории и заинтересовать её. Общее стереотипное представление о женском футболе как о неинтересном и нелепом виде спорта может быть рассеяно после нескольких трансляций женских матчей. В ходе опроса мы убедились, что проблема низкой популярности женского футбола в России кроется именно в недостаточном его освещении, а не в полном отсутствии интереса к нему. Проблема недостатка информации о женском футболе не является сугубо российской, однако в нашей стране она довольно ощутима. Постепенное внедрение сведений о женском футболе в контент-планы ведущих отечественных средств массовой информации и последующее развитие этого направления позволят данному виду спортивной программы выйти на новый уровень популярности. Без помощи масс-медиа перспектива подобного рода невозможна.
Литература:
1. Васильева Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе. — Благовещенск: Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010.
- Коломийцева Е. Ю. Актуальные тренды развития новых медиа. — Тольятти: Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019.
- Most Popular Sport by Country 2021 // World Population Review [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/most-popular-sport-by-country (дата обращения: 03.01.2022).
- Топ-20 самых цитируемых СМИ спортивной отрасли за III квартал 2021 года // Медиалогия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/10374 (дата обращения: 09.12.2021).
- Чемпионат.ком [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.championat.com/ (дата обращения: 20.01.2022).