В статье рассматривается значимость и актуальность формирования культуры антидопингового образования в ходе воспитательной работы в спортивной школе, приводятся результаты исследования отношения к допингу спортсменов, занимающихся в спортивной школе.
Ключевые слова: допинг, воспитательная работа, спортивная школа, анкетирование, отношение к допингу спортсменов.
Актуальность исследования. В последние годы о допинговых скандалах в спорте говориться едва ли не чаще, чем о победах. Сложилось мнение, что допинг допустим для того, чтобы улучшить результаты спортсменов, и это сильно осложняет все возможности борьбы с этим явлением в области спорта. Проблема допинга в настоящий момент представляет собой одну из центральных проблем современного спорта, так как употребление допинга не только наносит ущерб здоровью спортсменов, но и сводит на нет основы спорта [1]. Целью проведения антидопинговых информационно-образовательных мероприятий в спортивной школе является формирование культуры нулевой терпимости к допингу, актуальности проблемы допинга и борьбы с ним. Именно в ходе воспитательной работы в спортивной школе можно сформировать отрицательное отношение к нарушению антидопинговых правил и антидопинговому законодательству.
Цель исследования — анализ отношения к допингу спортсменов, занимающихся в МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях.
Задачи:
- Проанализировать результаты анкетирования отношения к допингу спортсменов, занимающихся в МБУ Спортивная школа Г. Пыть-Ях.
- Разработать рекомендации по совершенствованию проведения воспитательной работы по формированию культуры антидопингового образования в спортивной школе.
Методология исследования выстроена с применением методов классификации и систематизации, общенаучных методов анализа и синтеза, анкетирования.
Организация исследования. Для достижения поставленной цели был проведен анализ результатов анкетирования отношения к допингу спортсменов, занимающихся в МБУ Спортивная школа Г. Пыть-Ях отделений: мини-футбола, фитнес-аэробики, рукопашного боя, пауэрлифтинга, лыжных гонок. Количество респондентов составило 200 человек в возрасте от 12 лет до 21 года. Для проведения исследования нами была разработана анкета, состоящая из пятнадцати вопросов по антидопинговой тематике. Анкетирование было проведено с 11.01.2022 г. по 20.01.2022 г.
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено (см. таблицу), что интересовались вопросами проблемы допинга в Российском спорте всего 32 % спортсменов, слышали о случаях употребления запрещенных препаратов в спорте, неодобрительно относятся к допингу в спорте и считают, что нужно бороться с допингом в спорте — все 100 % занимающихся в спортивной школе, 77 % спортсменов знают о деятельности Российского антидопингового агентства «РУСАДА», назвать все антидопинговые правила могут всего 17,5 % спортсменов. Следует отметить, что, по мнению 85,5 %, ответственность за применение допинга должен нести непосредственно сам спортсмен, о наказаниях, существующих за нарушение антидопинговых правил, знают 98,5 % занимающихся. Респонденты отмечают, что сертификат антидопингового онлайн-курса «РУСАДА» имеется у 63 %. просматривают информационные материалы по антидопингу, расположенные на сайте спортивной школы во вкладке «Антидопинг» — 63,5 %, на стендах спортивной школы — 70 %. В ходе анкетирования выявлено, что тренеры спортивной школы рассказывают, в ходе воспитательной работы со спортсменами отделений, о запрещённых веществах, субстанциях и методах, и это подтверждают 99 % занимающихся. Осведомленность о вреде здоровью, наносимых запрещенными препаратами, составляет 91,5 % спортсменов. По заявлению опрошенных — 97 %, спортсмен, употребляющий допинг, подает плохой пример молодежи, будущим спортсменам. Более 20 % опрошенных считает, что нужно расширить знания о применении допинга в спорте и антидопинговом законодательстве в рамках воспитательной работы в спортивной школе.
Таблица 1
Показатели анкетирования спортсменов МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях в возрасте от 12 лет до 21 года по антидопинговой тематике ( n =200)
№ п/п |
Вопрос |
Ответы |
|||||
Да |
Нет |
Не знаю |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
|
Вы интересовались вопросами проблемы допинга в Российском спорте? |
32 |
16 |
75 |
37,5 |
91 |
46,5 |
|
Одобрительное ли у Вас отношение к допингу в спорте? |
0 |
0 |
195 |
97,5 |
5 |
2,5 |
|
Знаете ли вы о деятельности Российского антидопингового агентства «РУСАДА»? |
154 |
77 |
46 |
23 |
0 |
0 |
|
Вы сможете назвать все антидопинговые правила? |
35 |
17,5 |
127 |
63,5 |
38 |
19 |
|
Считаете ли Вы, что ответственность за применение допинга должен нести непосредственно сам спортсмен? |
171 |
85,5 |
25 |
12,5 |
4 |
2 |
|
Знаете ли Вы, какие наказания существуют за нарушение антидопинговых правил? |
197 |
98,5 |
3 |
1,5 |
0 |
0 |
|
Имеется ли у Вас сертификат антидопингового онлайн-курса «РУСАДА»? |
126 |
63 |
74 |
37 |
0 |
0 |
|
Просматривали ли Вы информационные материалы по антидопингу, расположенные на стендах спортивной школы? |
140 |
70 |
60 |
30 |
0 |
0 |
|
Просматривали ли Вы информационные материалы по антидопингу, расположенные на сайте спортивной школы во вкладке «Антидопинг»? |
127 |
63,5 |
73 |
36,5 |
0 |
0 |
|
Вам рассказывал тренер о запрещённых веществах, субстанциях и методах? |
198 |
99 |
2 |
1 |
0 |
0 |
|
Слышали ли Вы о случаях употребления запрещенных препаратов в спорте? |
200 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Знаете ли Вы о том, что употребление многих стимулирующих препаратов наносит вред здоровью? |
183 |
91,5 |
17 |
8,5 |
0 |
0 |
|
Согласны ли Вы с тем, что спортсмен, употребляющий допинг, подает плохой пример молодежи, будущим спортсменам? |
194 |
97 |
6 |
3 |
0 |
0 |
|
Как Вы думаете, следует ли бороться с допингом в спорте? |
200 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Нужно ли Вам расширить знания о применении допинга в спорте и антидопинговом законодательстве в рамках воспитательной работы в спортивной школе? |
22 |
11 |
164 |
82 |
14 |
7 |
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, в МБУ Спортивная школа воспитательная работа по формированию культуры антидопингового образования ведется на должном уровне, в основном, спортсмены отделений школы проинформированы об использовании допинга и антидопинговой законодательной базе.
В качестве рекомендаций по совершенствованию проведения воспитательной работы по формированию культуры антидопингового образования в спортивной школе можно предложить: более широкое освящение деятельности Российского антидопингового агентства «РУСАДА», распространение среди спортсменов школы буклетов «антидопинговые правила», обсуждение тренеров со спортсменами проблем допинга в Российском спорте, проведение бесед со спортсменами по изменениям в антидопинговом законодательстве.
Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить отношение к допингу спортсменов, занимающихся в МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях и предложены рекомендации по совершенствованию проведения воспитательной работы по формированию культуры антидопингового образования в спортивной школе.
Литература:
- Окуньков Ю. В. Изучение отношения к допингу учащихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом / Ю. В. Окуньков, Э. А. Зюрин, И. В. Загорский // Вестник спортивной науки. — 2019. — № 6. — с. 72–74.
- Социологическая анкета «Спорт и допинг» — URL: https://infourok.ru/sociologicheskaya-anketa-sport-i-doping-3754245.html (дата обращения: 06.01.2022). — Текст: электронный.