В настоящей статье подробно рассматриваются базовые основы налогообложения в Российской Федерации, а также применимое законодательство по налогообложению индивидуальных предпринимателей. Первоначальные основы налогообложения индивидуальных предпринимателей, заложенные изначально в Конституции Российской Федерации, и получают своё развитие в Налоговом кодексе как основном источнике правового регулирования. Вместе с тем множество различных кодексов и федеральных законом нашей страны в равной мере содержат положения регулирующие вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей, а также формируют принципы такого налогообложения.
Ключевые слова: налоговое право, налогообложение, индивидуальный предприниматель, принципы, законодательство, основы налогообложения, экономика, налоги.
This article discusses in detail the basic principles of taxation in the Russian Federation, as well as the applicable legislation on taxation of individual entrepreneurs. The initial foundations of taxation of individual entrepreneurs were originally laid down in the Constitution of the Russian Federation and are being developed in the Tax Code as the main source of legal regulation. At the same time, many different codes and federal laws of our country equally contain provisions regulating the taxation of individual entrepreneurs, as well as form the principles of such taxation.
Keywords: tax law, taxation, individual entrepreneur, principles, legislation, fundamentals of taxation, economics, taxes.
Для понимания и полного раскрытия темы проводимого исследования, прежде всего, следует определить саму сущность налогов, существующие классификации налогов и их основные функции. В первую очередь следует определить, что такое налог. Так, согласно ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2, c. 3284].
Определяя сущность налога, следует понимать, что налоги представляют собой инструменты фискальной политики государства, а также способ регулирования экономических процессов, происходящих в стране. Вместе с тем, при исследовании законодательства и литературы, можно прийти к выводу, что сущность налогов отражается через их функции. Таким образом, стоит рассмотреть именно функции налогов, к которым следует относить следующие:
1. Фискальная функция налогов. Указанная функция представляет собой обеспечение бюджета государства денежными средствами, которые направляются на различные сферы его деятельности, можно сказать, что данная функция является основной среди иных функций, ведь её назначение — это пополнение доходной части бюджета Российской Федерации.
2. Распределительная функция. Ряд авторов отмечает, что указанная функция может вытекать из фискальной. Суть распределительной функции налогов заключается в перераспределении денежных средств между различными субъектами для поддержания общего уровня налогообложения и поддержки малообеспеченных лиц и незащищенных категорий населения. В связи с этим, указанную функцию также принято называть социальной.
3. Регулирующая функция. Суть указанной функции заключается во влиянии налогов на системы воспроизводства в целом или на отдельные их части, например через стимулирование капитала или увеличение платежеспособного спроса.
4. Контрольная функция. Данная функция направлена на контролирование доходов и расходов налогоплательщиков, а также полноту и своевременность расчетов с бюджетом [10, c.231]
Основываясь на определении налога, а также на его функциях, можно выделить основные его признаки, которые и составляют сущность налога, так, к признакам налога следует относить: обязательных характер взимания, индивидуальную определенность каждого налогоплательщика, безвозмездность, публичность, а также выраженность в денежной форме. Вместе с тем, следует понимать, что сам по себе налог уплачивается только при условии наличия объекта налогообложения. Сама уплата налогов носит регулярный и систематический характер, на протяжении всего времени существования объекта налогообложения. Говоря о составе налога, следует отметить, что он является единым для всех видов налогов и представляет собой совокупность следующих элементов: объект налогообложения, налоговая база и ставка, налоговый период, порядок исчисления, срока уплаты налогов и налоговых льгот. [12, c. 244]
Основываясь на проведенном анализе, а также исследовании законодательства Российской Федерации и научной литературы, можно сделать вывод, что виды налогов в Российской Федерации представляют собой следующую систему:
1. Федеральные налоги, которые закрепляются в Налоговом кодексе Российской Федерации, действуют на всей её территории и пополняют непосредственно Федеральный бюджет.
2. Региональные налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации на территории конкретного субъекта и направлены на пополнение регионального бюджета.
3. Местные налоги, прописанные в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления и действующие на территории определенного муниципального образования, а также направленные на пополнение местного бюджета. [13, c. 177]
Говоря о нормативно-правовом регулировании налогообложения предпринимательской деятельности, следует понимать, что, как и любое направление деятельности в нашей стране, данная сфера в первую очередь основывается на основном законе государства, на Конституции Российской Федерации. Положения о налогах закрепляются в ст. ст. 57, 71, 72 и 73 Конституции РФ. Так, например, ст.57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин нашей страны обязан уплачивать установленные налоги и сборы, в том числе это положение действительно как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, как равных субъектов налогообложения. [1]
Указанное положение подтверждается, в частности, и мнением Конституционного Суда Российской Федерации, так, например, в постановлениях Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года за № 5-п и от 4 апреля 1996 года за № 9-П указывается, что в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности; в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы самой предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований. [7, c.1682]
Одним из самых объемных и основных источников нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности выступает Налоговый кодекс Российской Федерации. Указанный правовой акт определяет, как и общие принципа налогообложения, в нашей стране, так и устанавливает виды налогов, что напрямую связано с налогообложением предпринимательской деятельности. В частности, Налоговый кодекс РФ устанавливает:
- Разновидности взимаемых налогов и иных платежей.
- Правовые основания возникновения, изменения и прекращения обязанности уплатить налоги, а также порядок осуществления такой обязанности.
- Принципы действия, изменения и прекращения существующих налогов и введения новых.
- Субъектов налогообложения, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов и иных участников налогообложения.
- Порядок осуществления и пределы налогового контроля.
- Правовую ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Способы и порядок разрешения налоговых споров.
Также стоит учитывать, что юридические лица и индивидуальные предприниматели являются участниками налоговых отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах. В том числе они могут являться и налоговыми агентами при использовании наемного рабочего труда. [8, c. 300]
Продолжая анализ нормативно-правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности, в частности следует указать и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который регулирует отношения связанные с государственной регистрацией, созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например в обязанности налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, входит самостоятельное исчисление и уплата налогов, а также составление и предоставление налоговых деклараций. В том числе следует учитывать, что обязанность по уплате налогов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с момента их государственной регистрации и непосредственного осуществления предпринимательской деятельности. [3]
Гражданский кодекс, например, в свою очередь закрепляет основы предпринимательской деятельности, в частности в ст. 23 ГК РФ прописываются определения и положения о предпринимательской деятельности гражданина, осуществляемой им через регистрацию юридического лица или без такой регистрации, через регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. [4]
Особую роль в системе регулирования налогообложения предпринимательской деятельности занимает Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором по мимо прочих положений о взаимоотношении различных субъектов по поддержке и развитии предпринимательства устанавливаются положения о льготном налогообложении, которое в том числе способствует не только развитию предпринимательства, но и популяризации данного направления деятельности среди населения. [5]
Ответственность субъектов налогообложения предпринимательской деятельности регулируется не только Налоговым кодексом, но и иными нормативно-правовыми актами, так, например административная ответственность за несоблюдение законодательства о налогах и сборах закрепляется в КоАП РФ. [6]
Принципы являются основополагающими началами любой деятельности, в рамках налоговой системы Российской Федерации они выступают в качестве основных положений и правил, регулирующих саму суть налогообложения в нашей стране. Принципы по своей природе носят общеобязательный характер для всех субъектов налогового права. В частности, говоря о принципах налогообложения предпринимательской деятельности, следует отметить, что они представляют собой единство с универсальными принципами налогообложения, закрепленными в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Сами по себе принципы налогообложения предпринимателя являются общеобязательными, исходными положениями закона для предпринимателей, уплачивающих налоги, отличаются императивным характером и определяют суть правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности, при этом выступая главным критерием законности и правомерности деятельности субъектов рассматриваемой категории. [11, с. 447]
Основываясь на сказанном ранее, а также учитывая проведенный анализ законодательства Российской Федерации и научной литературы в сфере налогового и предпринимательского права можно выделить следующие основные принципы налогообложения предпринимательской деятельности:
1. Принцип законности налогообложения предпринимательской деятельности, основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации и определяет единство системы и видов налогов, а также регулирование налогообложения федеральными, региональными и местными правовыми актами. В том числе указанный принцип регулирует деятельность налогового органа нашей страны
2. Принцип Федерализма налогообложения предпринимательской деятельности означает, что установление принципов налогообложения находятся в совместном ведении Федерации и её субъектов, обеспечивает единство налоговой системы и проводимой политики, а также обеспечение единого экономического пространства на территории страны. Проявлением принципа является также строгое разграничение налоговых полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, наличие трехуровневой системы налогов и обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня.
3. Принцип всеобщности налогообложения предпринимателей, принцип означает, что каждый налогоплательщик, являющийся предпринимателем, имеет обязательство по уплате установленных налогов и сборов для своей категории, а неисполнение своих обязательств несет установленную законом ответственность.
4. Принцип равного налогового бремени для предпринимателей. Суть указанного принципа состоит в равенстве всех предпринимателей независимо от формы собственности, национальных, политических, а также других особенностей, например, организационно правовой формы, местонахождения и так далее. В том числе данный принцип означает и то, что установленные налоги должны учитывать саму способность предпринимателя их оплатить.
5. Принцип экономической обоснованности означает эффективность и способствование экономическому развитию предпринимательской деятельности, в том числе, исключая двойное налогообложение и чрезмерность взимаемых налогов.
6. Принцип определенности налогообложения предпринимателя означает, прежде всего, то, что каждый предприниматель обязан выбрать систему налогообложения для своей деятельности.
7. Также можно перечислить множество иных принципов, которые носят, в том числе и общий характер для всей налоговой системы, среди них принципы: открытости, гласности, прозрачности, правоты, справедливости и другие. [9 c. 272]
Подводя итог проведенного исследования, прежде всего, следует отметить, что правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности осуществляется огромным множеством правовых актов. Первоначальные основы закладываются ещё в Конституции Российской Федерации и получают своё развитие в Налоговом кодексе как основном источнике правового регулирования, вместе с тем множество различных кодексов и федеральных законом нашей страны в равной мере содержат положения регулирующие вопросы рассматриваемой темы.
Говоря о принципах налогообложения предпринимательской деятельности, следует понимать, что они связаны с общими принципами налогообложения и являются основополагающими началами функционирования рассматриваемой сферы и всего российского законодательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 04.07.2020 № 144) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст.3301.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 31.03.1997, N 13, ст. 1602.
- Ашмарина Е. М. Финансовое право. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. М. Ашмарина [и др.]; под редакцией Е. М. Ашмариной, Е. В. Тереховой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 300 с.
- Иванова, Е. В. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / Е. В. Иванова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 272 с.
- Карташов, А. В. Налоговое право: учебное пособие для прикладного бакалавриата / А. В. Карташов, Е. Ю. Грачева; под редакцией Е. Ю. Грачевой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.
- Косякова Н. И. Предпринимательское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. И. Косякова [и др.]; под редакцией Н. И. Косяковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 447 с.
- Напсо М. Б. Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект // Журнал российского права. 2017. № 4 (244).
- Фархутдинов, Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Р. Д. Фархутдинов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 177 с.