В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе с детьми на занятиях изо-деятельности, конструирования, физического воспитания и музыки. Данный опыт будет полезен педагогам и психологам дошкольного образования при разработке занятий, направленных на развитие у воспитанников детских образовательных организаций дошкольного образования творческого потенциала.
Ключевые слова: метод моделирования, творческое мышление, старший дошкольный возраст, учебно-воспитательная деятельность, ребёнок, развитие.
В современном обществе остро поставлена проблема развития креативности и творческого мышления. Чем раньше начать развивать эти качества личности, тем более высокие результаты будут будущем. Наиболее активное развитие творчества происходит у детей дошкольного возраста. В связи с этим основным направлением работы педагогов детских дошкольных учреждений является диагностика и мониторинг уровня креативности воспитанников, а деятельность педагогов направлена на последующее развитие их творческого потенциала. Дети с высоко развитым творческим мышлением обладают выраженными лидерскими качествами, более адаптированы к быстро изменяющимся реалиям современного общества, сохраняя при этом личные моральные принципы и суждения.
Поэтому тщательное и доскональное изучение направления развития креативности у детей дошкольного возраста будет способствовать разработке соответствующих программ учебно-воспитательного процесса, направленных на развитие творческого мышления, что, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на дальнейшей способности ребенка к обучению, на его самооценке и уверенности. Этим обоснована актуальность исследования.
Изучением феномена детского творческого мышления занимались и продолжают вести работу по сей день такие авторы психологии и педагогики, как Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Л. Термен, Р. Стернберг, М. Воллах, а среди отечественных изыскателей можно выделить Данилову В. Л., Гальперину П. Я., Калмыкову З. И., Богоявленского Д. Б., Пономареву Я. А., Пушкину В. Н., Шадрикову В. Д., Тютюнника В. И., Медника С., Алиеву Е. Г., Дружинина В. Н. Работы по исследованию развития творческого мышления и креативности в дошкольном возрасте ведутся и сейчас, развивая это направление и пополняя копилку знаний новыми методиками и подходами.
Такой метод развития детского творческого мышления, как моделирование, был сформирован и предложен авторами психолого-педагогической сферы, как Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и Н. Н. Подьяков. Метод моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста относится к наглядно-практическим методам, является комплексным подходом к обучению детей, объединяя в себе все доступные современному педагогу средства и методы развития творческого мышления.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.) (цит. по: [Михайлова 1985]).
Суть обучения методом моделирования состоит в том, что мышление ребенка развивают с помощью разных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [Новосёлова 1999]. Такой метод обучения эффективен потому, что у детей дошкольного возраста первично развито именно наглядно-действенное мышление, которое затем в процессе образовательной деятельности преобразуется в наглядно-образно, а следом — в логическое. Таким образом метод моделирования позволяет детям освоить образовательный путь от простейшего восприятия наглядных форм к более сложно организованному логическому мышлению.
В своем исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: развитие творческого мышления и креативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования будет эффективным в том случае, только если работа будет целенаправленной, планомерной и систематической; в учебно-воспитательный процесс будут включены различные виды моделей; в моделирование будет внедрено в разнообразные виды деятельности детей.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 98». В исследовании приняли участие 25 детей старшей дошкольной группы в возрасте от 5 до 6,5 лет. Эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап. На данном этапе эксперимента мы с помощью «Батареи тестов» Е. Туник [Туник 2020] провели диагностическое исследование детей с целью определения уровня креативности воспитанников детского сада, а также для выявления скрытых творческих способностей. Тестирование проводилось с детьми в индивидуальном формате, а для более спокойной и непринужденной атмосферы тестирование назвали «занятиями». Батарея тестов состоит из 7 Субтестов
Показатели результата тестирования определяются такими факторами, как: беглость, гибкость, оригинальность и точность. Так как данная батарея тестов по сути является модификацией тестов Дж. Гилфорда и Э. Торранса, то эти факторы были установлены Дж. Гилфордом в ходе его исследований [ Guilford 1967] . Беглость характеризует беглость творческого мышления и оценивается по общему количеству ответов. Гибкость подразумевает способность к многозадачности и оценивается по разнообразию типов (классов) ответов. Оригинальность является показателем нестандартного подхода к решению задач, оценивается по редкости данных ответов. Точность — это показатель логичности ответа поставленной задачи.
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рисунке 1. Самый высокий уровень мышления не выявлен ни у одного ребенка, высокий уровень мышления диагностирован у двух воспитанников, средний уровень мышления выявлен у 11 человек и низкий уровень мышления — у 12 детей. У большинства детей были затруднения в плане восприятия заданий на слух, им требовалось дополнительно предоставить наглядный материал.
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента
Ведущим показателем результата был выявлен фактор точности (50 %), оригинальности (26 %), беглости (15 %) и гибкости (9 %) (рисунок 2).
Рис. 2. Ведущие показатели результатов тестирования
Оценка уровня креативности и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста по методике Е. Туник является объективной, надёжной и валидной, поэтому можно заключить, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень развития творческого мышления. Это подчеркивает необходимость целенаправленной работы по развитию креативности.
Целью формирующего этапа эксперимента было развитие креативности и повышение уровня творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью активного психолого-педагогического воздействия. План формирующего этапа был определен следующим образом: в первую очередь были изучены и проанализированы существующие программы развития творческого мышления дошкольников, затем был выполнен выбор форм и методов работы с детьми, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом результатов констатирующего этапа эксперимента с последующим отбором наиболее интересного и доступного для детей данной возрастной категории обучающего материала; далее непосредственное апробирование приёмов метода моделирования в процессе воспитательно-образовательном процессе. В заключении формирующего этап был проведен анализ результатов деятельности и коррекция деятельности в соответствии с результатами исследования.
Сроки проведения формирующего этапа: 4 недели. Периодичность занятий — 3 раза в неделю. Общее количеств занятий — 12. Ожидаемые результаты: развитие у воспитанников детского сада познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.; положительная динамика при проведении контрольного этапа эксперимента по формированию. В процессе проведения теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления были выбраны и частично переработаны задачи и упражнения, которые легли в основу разработанной программы развития творческого мышления. При составлении программы мной были использованы методические материалы А. Э. Симановского, Г. А. Азовцевой, Е. В. Заики, Л. Ф. Тихомировой и т. д. Ниже приведен пример одного из занятий по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
«Занятие 5»
Задачи: обучить детей решать задачи на сравнение, сравнивать размеры предметов с помощью условной мерки, а также сформировать у детей представление об относительности размеров.
- «Ассоциативное знакомство». Предложить каждому ребенку представиться необычным способом: «Я не Лена, я розочка, потому что…»
- «Завтрак для великана» [Симановский 1997]. Целью этого упражнения становится следующее: тренировать глазомер, научить детей мысленно сопоставлять предметы по разным геометрическим параметрам: высоте, ширине, объему: «Давайте приготовим завтрак/обед для великана? Ребята, как вы думаете, чем в этом случае нужно измерять следующие продукты, и сколько их взять, чтоб великан насытился: мука для оладий/блинчиков, молоко, масло, сироп, яйца, соль, перец и т. д.…?». Дети должны по очереди предложить свой вариант рецепта такого завтрака или обеда.
- «Город без часов» [Симановский 1997]. Развивает у детей пространственно-временное мышление, способность к анализированию окружающего пространства: «представьте, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого в городе часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в город не привезут новые часы?». Ребята по очереди предлагают свои варианты решения проблемной ситуации чем больше вариантов предложит каждый ребенок, тем лучше.
- Творческая работа. «Превращение». Детям предложено достать из мешка какой-то предмет, а затем, с помощью «волшебной палочки» должны превратить его в какой-то другой предмет с совершенно другими размерами. При этом дети проговаривают отличия базового предмета и «нового»: «Шишка маленькая, а башня большая, высокая, прямоугольная» и т. д.
- Создание наглядной объемной модели «Песочные часы».
Цель задания: научить детей измерять время при помощи модели песочных часов; активно включаться в процесс конструирования и экспериментирования.
Структура модели: модель объемная, трехмерная. Для создания модели требуются следующие материалы: пластиковые бутылки с узким горлышком (2 штуки); пластиковая прокладка, диаметр которой должен быть по диаметру горлышка бутылок (1 штука); клейкая лента; песок; клей.
Инструкция по изготовлению модели:
- Вырезать из пластиковой бутылки донышко и горлышко, которые будут необходимы при изготовлении модели.
- Соединить донышко и часть бутылки, где расположено горло; закрепить их. Должен получиться «стаканчик».
- Затем стаканчики соединяются в области горлышек, между которыми закрепляется пластиковая прокладка с просверленным посередине небольшим отверстием. Чтобы закрепить горлышки между собой, необходимо воспользоваться клейкой лентой.
В итоге должна получиться модель песочных часов.
После проведенного блока учебно-воспитательных занятий для оценки их эффективности было проведено итоговое обследование детей старшей группы с помощью батареи тестов Е. Туник [Туник 2002], которые уже были использованы на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольного этапа эксперимента представлены на рисунке 3. Самый высокий уровень мышления диагностирован у 3 детей, высокий уровень мышления диагностирован у 8 воспитанников, средний уровень мышления выявлен у 9 человек и низкий уровень мышления — у 5 детей.
Рис. 3. Результаты контрольного этапа эксперимента
После проведенного блока учебно-воспитательных занятий дети стали больше рассуждать на занятиях, самостоятельно интересоваться нестандартными и проблемными заданиями, им стало проще концентрироваться на главном, не боятся проявлять инициативу, чаще выражают свои идеи и мысли, делают это свободно, что легко воспринимается окружающими. На занятиях по изо-деятельности сюжеты детских рисунков стали разнообразнее, а образы — ярче. Появилось больше воображения, рисунков-фантазий с преобладанием смешанных красок.
На рисунке 4 представлена сравнительная характеристика результатов эксперимента «До» блока занятий по методике моделирования и «После» занятий.
Рис. 4. Сравнение результатов эксперимента перед и после обучения по методике моделирования
Таким образом наглядно видно, что эксперимент по апробации метода моделирования в учебно-воспитательном процессе по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста подтвердил гипотезу, а также доказал влияние развивающей среды на развитие креативности и творческого мышления дошкольников. Кроме того, непосредственно рост уровня творческого мышления оказал благотворное влияние на способность к обучаемости детей, что делает исследование полезным для применения данной методики в обучении детей более старшего возраста, например, в начальной школе.
Литература:
- Игра дошкольника: библиотека воспитателя дет. сада / Л. А. Абрамян и др. / под ред. С. Л. Новосёловой. М.: Наука, 1989. 284 с.;
- Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 104 с.;
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 1996. 188 с.;
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 44 с.