Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Горяева, Ю. В. Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества Есенина и Маяковского / Ю. В. Горяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88187/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в толковых словарях, особенности репрезентации этого концепта в стихотворениях С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Выделено ядро и поле концепта, показана принципиально разная структура этого концепта у этих двух авторов.

Ключевые слова: С. А. Есенин, В. В. Маяковский, концепт, концептуальный анализ, репрезентация концепта, поэзия «серебряного века».

В целом можно выделить три основные подхода к пониманию концепта, основывающихся на общем положении: концепт — это то, что называет содержание понятия, синоним смысла [1]:

  1. Концепт как часть культуры и ее основная ячейка (культура как совокупность концептов). Язык в данном случае выступает как вспомогательное средство для выражения культурных смыслов.
  2. Концепт как единица когнитивной семантики, так как единственным средством формирования концепта, по мнению представителей данного подхода, является семантика знака.
  3. Концепт как посредник между словом и действительностью.

Нами рассматривается художественный концепт как часть языковой картины мира, репрезентированной в текстах классиков русской литературы. Получить о концепте как части картины мира русского языка более полное представление, выявить дополнительные присущие ему признаки можно путем изучения устойчивых единиц языка (фразеологизмов, пословиц, поговорок), включающих данные репрезентанты, и парадигматических связей лексем-репрезентантов в художественных текстах, что и было осуществлено нами в практическом исследовании.

Выясним объективное содержание данного контекста с помощью словарного анализа. Рассмотрим этимологию слова «Родина» в русском языке. Согласно этимологическому словарю Н. М. Шанского, это общеславянское слово, производное от «род». Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у А. С. Пушкина) и «отчизна, отечество» (с Г. Р. Державина). Слово «род» имеет первоначальную форму *ordъ (производное той же основы, что рост, расти) [7, c. 391].

Перейдем к характеристике слова в толковых словарях русского языка. Словарь С. И. Ожегова дает следующие значения [4, с. 241]:

«1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат. • Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным».

Словарь Т. Ф. Ефремовой [3, с. 177] определяет концепт следующим образом:

  1. Место рождения кого-л.
  2. Место появления, возникновения чего-л.

Словарь Д. Н. Ушакова [6, с. 291] дает четыре значения:

1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

2. Место рождения кого-н.

3. перен. Место зарождения, происхождения чего-н.

4. перен. Место возникновения чего-н.

Старейший толковый словарь русского языка В. И. Даля [2, с.550] дает следующие значения:

1. родимая земля, чье место рожденья;

2. в обширном знач. земля, государство, где кто родился;

3. в тесном знач. город, деревня.

Наконец, словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой [5, с. 232] дает такие определения:

1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество.

|| Место рождения кого-л.

2. Место зарождения, произрастания чего-л.

|| Место возникновения чего-л.

Таким образом, можно выделить следующие основные содержательные признаки данного концепта:

  1. Страна, гражданином которой данный человек является.
  2. Место рождения человека (в широком и в узком смысле — малая родина, большая родина).
  3. Место происхождения вещи, явления.

Данные три признака взаимосвязаны между собой причинно-следственной связью, более общим понятием является «место происхождения», которое конкретизируется как «место происхождения человека», а также «страна гражданства» (так как гражданство дается по месту рождения).

Сгруппируем упоминания данного концепта в текстах С. А. Есенина по выделенным ранее содержательным признакам и опишем сочетаемость по результатам практического исследования текста. Всего нами обнаружено 21 вхождение данного слова в составе 397 стихотворений Есенина, что говорит о важности этого концепта.

Из 21 вхождения концепта 12 реализуют аспект «страна гражданства», 9 — аспект «место рождения», третий аспект не наблюдается. Таким образом, данные признаки для автора примерно равнозначны. В качестве ядра данного концепта у Есенина выступают следующие признаки:

  1. Страна гражданства.
  2. Место рождения.

В качестве периферии выступают признаки:

  1. Земля.
  2. Счастье.
  3. Любовь
  4. Природа.
  5. Печаль.

Следует заметить, что эмоции, которые концепт вызывает у С. А. Есенина, амбивалентны, так как родина вызывает и счастье, и печаль. Однако печаль связана с аспектом «малая родина, место рождения», а счастье — с концептом «страна». Природа и любовь у Есенина ассоциируются с обоими аспектами родины.

Рассмотрим репрезентации изучаемого концепта у В. В. Маяковского. Всего нами обнаружено 33 вхождения данного слова в собрании сочинений поэта. Из них 16 реализуют аспект «страна гражданства», 9 –«место рождения» и 8 — «место происхождения». Итак, наиболее важен для В. В. Маяковского концепт «страна гражданства».

Периферийные признаки тесно связаны со статусом страны — капиталистическая она или социалистическая. Капиталистические Россия и Китай связываются с признаками «рабство», «уродство», «смерть». Социалистическая Россия связывается с концептами марксистской идеологии — «пролетариат», «труд», «родина всех трудящихся». Аналогично и другие аспекты концепта связываются с агрессией и смертью, если речь идет о капиталистическом Китае.

Итак, концепт принципиально иной даже в своем ядре, которое имеет два варианта:

  1. Капиталистическая родина.
  2. Социалистическая родина.

Периферийные признаки связаны с конкретным признаком ядра:

  1. Капиталистическая родина.
    1. Рабство
    2. Уродство
    3. Смерть
    4. Агрессия
  2. Социалистическая родина:
    1. Труд
    2. Единство пролетариата

Таким образом, по результатам концептуального анализа были выявлены две структуры концепта «Родина» у классиков русской литературы XX века С. А. Есенина и В. В. Маяковского.

Литература:

  1. Алефиренко Н. Ф. Концепт понятие категория в свете современной лингвокогнитивистики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. № 18 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-ponyatie-kategoriya-v-svete-sovremennoy-lingvokognitivistiki (дата обращения: 21.01.2022).
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (комплект из 4 книг) / В. И. Даль. — М.: ДРОФА, Русский язык — Медиа, 2011. — 700 c.
  3. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П / Т. Ф. Ефремова. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. — 996 c.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, 2015. — 759 c.
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  6. Ушаков, Дмитрий Николаевич Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Дмитрий Николаевич. — М.: Альта-принт, 2008. — 793 c.
  7. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М., «Просвещение», 1971. — 542 с.
Основные термины (генерируются автоматически): концепт, место рождения, русский язык, признак, капиталистическая родина, малая родина, Место возникновения, русская литература, социалистическая родина, художественный концепт.


Ключевые слова

концепт, репрезентация концепта, концептуальный анализ, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, поэзия «серебряного века»

Похожие статьи

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой

Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан выв...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Судьба как лингвокультурный маркер русской и английской картин мира

Статья посвящена компаративному анализу концепта судьбы в русской и английской языковых картинах мира. Материалом исследования служат лексикографические источники и художественные произведения русских и английских писателей ХХ века. В статье формирую...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Литературное завещание Лермонтова и Есенина: диалог через столетие

Настоящая статья посвящена анализу влияния творчества М.Ю. Лермонтова на ли-рику С.А. Есенина. На примере изучения темы поэтического завещания в стихотворном наследии двух великих русских поэтов прослеживается диалог есенинской лирики с поэзией Лермо...

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Похожие статьи

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой

Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан выв...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Судьба как лингвокультурный маркер русской и английской картин мира

Статья посвящена компаративному анализу концепта судьбы в русской и английской языковых картинах мира. Материалом исследования служат лексикографические источники и художественные произведения русских и английских писателей ХХ века. В статье формирую...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Литературное завещание Лермонтова и Есенина: диалог через столетие

Настоящая статья посвящена анализу влияния творчества М.Ю. Лермонтова на ли-рику С.А. Есенина. На примере изучения темы поэтического завещания в стихотворном наследии двух великих русских поэтов прослеживается диалог есенинской лирики с поэзией Лермо...

Адъективная метонимия и ее специфика в поэзии Н. С. Гумилёва

В статье рассматривается феномен адъективной метонимии и его функционирование в художественном тексте на примере поэзии Н. С. Гумилёва.

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Задать вопрос