Залогом успеха реформ, осуществляемых в Российской Федерации для приближения нашего общества к европейским стандартам, является преодоление коррупции и борьба с должностными преступлениями Должностные преступления, как правило, почти не существуют отдельно, изолированно от других видов преступной деятельности. Чаще всего должностные преступления являются тем средством, с помощью которого служебное лицо совершает другое, более серьезное и тяжкое преступление, чтобы достичь желаемого преступного результата. Известны случаи различных преступлений, совершенных вследствие злоупотребления властью, превышения власти или служебных полномочий. В общей структуре преступности противоправные деяния должностных лиц составляют от 2,9 % до 4,1 % и характеризуются как одни из наиболее общественно опасных, поскольку наносят существенный вред институтам государственной власти, экономики и социального обеспечения граждан. Несмотря на отдельные положительные результаты последних лет в выявлении преступлений в сфере служебной деятельности, наблюдается ухудшение состояния расследования уголовных производств и направления их в суд. На эффективность расследования служебных преступлений влияет постоянное давление подозреваемых (обвиняемых) должностных лиц и их окружения, которые оказывают противодействие досудебному расследованию. Эффективное преодоление противодействия при расследовании должностных преступлений невозможно без теоретического переосмысления, правового и тактического совершенствования по обеспечению преодоления такого противодействия.
Необходимо отметить, что этой категории преступлений отведена специальная глава Уголовного Кодекса Российской Федерации (гл. 30). К наиболее распространенным их видам относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1)
- мелкое взяточничество (291.2)
- служебный подлог (ст. 292);
- халатность (ст. 293) [1].
Регулирование уголовной ответственности должностных лиц за преступления, совершенные с использованием своего должностного положения, актуально не только для Российской Федерации, но и для большинства зарубежных стран. Многие вопросы, касающиеся определения правового статуса специального субъекта должностных преступлений и его законодательного закрепления в зарубежном уголовном праве решены не всегда последовательно. К тому же увеличение преступности, особенно коррупции среди государственных служащих многих стран заставляет их законодательные органы искать пути повышения эффективности уголовно-правовых средств борьбы с такими преступлениями. Термин «коррупция» обычно употребляют для описания действий официальных должностных лиц, как политиков, так и государственных служащих, с помощью которых они непорядочно и незаконно обогащаются или способствуют обогащению третьих лиц. Другими словами, коррупция — это злоупотребление властью в любой форме с целью извлечения из этого определенной личной (материальной или нематериальной) выгоды. Сложность определения термина «коррупция» в значительной мере объясняется и тем, что в разных правовых системах (а иногда и в разных странах одной правовой системы) существуют свои определения этого термина и круга действий, которые признаются коррупционными. Как отметил Л. Холмс, в мире не существует четко определенного для всех правовых систем круга действий, которые признаются коррупционными («концепция уместности») [5]. По нашему мнению, важность рассмотрения термина должностного лица в контексте коррупционных преступлений имеет непосредственную значимость.
Перейдем к рассмотрению становления понятия «должностное лицо». Данное понятие включает в себя такие термины как «должность» и «лицо». Должность — служебная обязанность, служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей.
Лицо — человек, индивид. Индивиды являются основными компонентами общества, они составляют строительные блоки, так как в очень важном смысле общество является продуктом действий индивидов. Возможно утверждать, что общество является репрезентацией коллективного поведения отдельных его членов. Это продукт решений, которые люди принимают относительно того, когда, как и с кем они будут взаимодействовать. Однако индивиды — это члены такого общества, действующие в социальной среде; их социальные взаимодействия находятся под влиянием социальной среды и существующего социального паттерна. Другими словами, действия индивидов не являются случайными; они происходят в узорчатых отношениях. В социальной структуре общества или группы существуют различные определенные позиции, которые должна занимать группа индивидов. Это положение называется социальным статусом. Это положение или ранг, занимаемый человеком или группой людей в социальной системе. Некоторые из этих позиций даны естественным образом и называются приписываемым социальным статусом. Они приобретаются от рождения. Например, быть мужчиной или женщиной, мальчиком или девочкой, сыном или дочерью, отцом или матерью и т. д. Некоторые позиции в обществе должны быть достигнуты путем конкуренции, принятия усилий, обязательств, выбора, решений и других механизмов. Такие виды статуса называются достигнутыми статусами. Однако есть некоторые статусы, которые могут быть как приписаны, так и достигнуты.
Г. С. Тымчик отмечает, что его структурные элементы можно разделить на базовые или основные (права, свободы и обязанности), которые обусловливают существование так называемых вторичных, или факультативных составляющих (принципы, ответственность и др.). Автором отмечено, что именно в базовых элементах административно-правового статуса отражается правовая природа, сущность субъекта, его назначение в государстве и обществе, раскрывается необходимость его функционирования, принципы взаимодействия с органами государственной власти [6].
Если углубиться в дореволюционное законодательство, то раньше отличали понятие должностного лица и служителя. Должностным лицом признавалось любое лицо, которое занимало ту или иную должность или имело то или иное служебное положение временно или постоянно на государственном или общественном предприятии или в учреждении. Западноевропейское законодательство также проводило границу между должностными лицами, с одной стороны, и служебными — с другой.
В период существования СССР должностное лицо отождествлялось с элементом аппарата государственного принуждения и определялось, в первую очередь, как работник государственного аппарата, наделенный с целью осуществления административно-распорядительных или организационно-хозяйственных функций служебными правами и обязанностями. Представители власти выделялись тогда из общего круга служебных лиц как более узкая группа. На дальнейших этапах развития советского уголовного права должностное лицо определялась уже иначе — как лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.
Для уголовного права и закона Российской Федерации важным является примечание к статье 285, 290, 318 УК РФ.. С настоящее время вступили в силу изменения в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса РФ в части уточнения понятия «должностное лицо». Федеральный закон предусматривает внесение изменений в примечания к статьям 201 («Злоупотребление полномочий») и 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса РФ, уточняющих понятие «должностного лица».
В частности, перечень должностных лиц дополняется указанием на лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган или более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах [2].
Рассмотрим более подробно понятие должностного лица применительно к уголовному законодательству. Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ: «Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Под иностранным должностным лицом в статье 290, статьях 291, 291.1 и 304 понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени [4]. Важными являются также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и
В ходе проведенного анализа нами было рассмотрено развитие законодательства об ответственности за должностные преступления, а также развитие самого понятия «должностное лицо», что позволило сделать вывод о том, что проблема взяточничества, превышения должностных полномочий и иных видов должностных преступлений существует долгое время. Таким образом, должностное лицо аккумулирует в себе как понятие социального и административного статуса, так и налагаемые на него уголовным кодексом права и обязанности. Стоит отметить, что для должностного лица важным является — период, функции, и место службы или работы. Важным является и законодательное закрепление определение иностранного должностного лица, отраженное в статье 290, статьях 291, 291.1 и 304 Уголовного кодекса РФ.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
- Федеральный закон от 24.02.2021 № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.03.2021, № 9, ст. 1463.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета, № 207, 30.10.2009.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета, № 154, 17.07.2013.
- Коваль Л. В. Ответственность за административные правонарушения / Л. В. Коваль. — Киев: Изд-во при Киев. ун-те «Ваща школа», 2015. — 202 с.
- Тымчик Г. С. Теоретические аспекты структуры административно-правового статуса беженцев // М.: Правовое регулирование экономики. 2016. № 11–12. — 119 с.