В статье автор пытается определить современные проблемы воспитания детей, а также найти пути решения проблемы излишнего детоцентризма, чтобы нынешнее поколение подходило к образованию детей более осознанно и ответственно.
Ключевые слова: детоцентризм, воспитание, поколение, личность.
Можно заметить, что в современном обществе стала популярна идея детоцентризма. «Ребёнок начинает позиционироваться, как особая культурная ценность, достояние общества, связывающего с ним свои надежды на будущий прогресс [1]». Происходит это благодаря всеобщему повышению уровня образованности, техническому прогрессу, когда люди осознанно подходят к решению стать родителями. Развитая медицина позволяет предполагать, что женщине не придётся рожать несколько детей, ведь массовая вакцинация предполагает низкий уровень смертности младенцев.
Всё это безусловно заслуга цивилизации, однако, излишняя зацикленность на детях порождает множество конфликтов. Дети превращаются в шантажистов и манипуляторов. Родители не знают, что делать, не хотят становиться врагами и боятся травмировать своего ребёнка. Этому не помогают различные сетования старшего поколения о том, как раньше было лучше. «Специалисты в области поколенческой теории пришли к выводу о том, что активно заниматься развитием своего ребёнка — преобладающая тенденция для молодых родителей генерации Х, не свойственная поколению предшественников [2]». Старшее поколение упрекает нынешнее и ставит завышенные запросы:
– раньше дети были физически закаленные и физически развитые. Много времени отводилось на занятия физкультурой
– раньше они больше проводили времени на улице
– были более самостоятельными
Всё это действительно имело место быть, однако скорее не благодаря, а вопреки. Поствоенный опыт предполагал, что родителям нужно строить карьеру, поднимать экономику страны, и дети вынуждены были быть самостоятельными. Сейчас в относительно тепличных условиях нынешние родители лучше предыдущих осознают, что:
– необходимо давать нагрузку по возрасту, по силам, по ресурсам
– родители понимают важность личного пространства ребенка, но тем не менее не всегда осознают, что не стоит вмешиваться при появлении первой проблемы, а дать возможность справиться самому даже через крики и слёзы
Практикующий психолог — Лариса Суркова, кандидат психологических наук, мама 5-х детей и известный российский видеоблогер, как специалист со стажем, предлагает использовать во время воспитания чада метод договоров (права и обязанности). Права учитываются, когда выполняются обязанности. Она осознаёт, что шантаж, ограничения, физические наказания не работают. Нужно предельно ясно конкретизировать свои потребности и сделать их доступными для понимания ребёнка: не уберись в своей комнате, а помой полы, вытри пыль, убери на столе, тогда ребенок ясно видит перед собой задачу, а не расплывчатую глобальную цель. План её воспитания довольно конкретно поддерживается учебным сообществом и к подобному способу воспитания апеллируют многие практикующие специалисты, учёные: «Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения [3]».
Вместе с тем личный пример родителей должен быть и со стороны мамы, и со стороны папы одновременно без доминирующего звена. Единство семьи во главе всего, а не противоречие, где мама — запрещает, а папа — разрешает.
Несмотря на прогресс к подходу воспитания детей, люди из поколения в поколение совершают одинаковые ошибки. Порой родители требуют от детей того, что не делают сами, а ведь главное правило — воспитывает ребенка та атмосфера, в которой он растет. Необходимо исключить осуждение третьих лиц при детях. Иной раз идет противоречие среди взрослых, когда мы осуждаем других в присутствии детей. Мы должны примером показывать воспитанность. Или говорим ребёнку не смотреть телевизор, мол тебе не положено, но при этом сам родитель не пропускает ни одной передачи. Когда у такого родителя спрашивают: «что вам важнее телевизор или ребенок?» Тот отвечает: «конечно ребенок», но когда тут же предлагается изменить свое времяпрепровождение вечерами в пользу сына, то на деле оказывается, что человек не готов отказаться от своих закоренелых привычек. Вывод -воспитание должно осуществляться своим примером.
Что можно внедрить в совместное препровождение? Для верующих родителей имеется важным приобщать детей к духовной жизни, учить их молиться вместе с семьёй. Также много дает совместное чтение вслух хорошей классической литературы. Это помогает видеть в своем воображении прекрасные образы, проводить анализ, комментировать действия персонажей, отличать добро от зла. Также помочь контролировать жизнь ребёнка в допустимых границах могут современные технологии. Провайдеры позволяют ограничивать детей в рамках детского контента, умные дома оснащены камерами, где отсутствуют слепые зоны на детской площадке, умные часы могут предостеречь от непредвиденных ситуаций, если ребёнок заблудился.
Мы приведём пример, в котором рамки дозволенности мер воспитания размываются, являются спорными и одобряются или не одобряются многими людьми. Мы говорим об опыте воспитания детей в советской семье Никитиных. Суть воспитания заключалась в раннем развитии как физическом, так и умственном, в ношении легкой одежды, в правильном питании, и раннем закаливании, путем чередования физической и умственной нагрузки. С детства даже у малышей была своя обязанность и помощь в домашних делах, организовывали работу для них, чтобы она была полезна и приятна. Была дозволенность в чтении, счетов, головоломках, которые чаще всего были самодельными; вывешивались различные карты и таблицы на стене. В их семье каждый последующий ребенок учился самостоятельно, копируя поведения предыдущих детей. На их семью было обрушено много критики в свое время, в основном по поводу закаливания, или того, что Никитины отнимали детство у своих семерых детей. Как позднее говорили сами ребята, им мешало пристальное внимание извне, их изучали как в реалити-шоу. С одной стороны, можно подумать, что детей воспитывали с самого рождения, как самостоятельных личностей, но уже выросшие дети признаются, что за счет опережения своих сверстников им труднее было найти общий язык с окружающими. Несмотря на прохождение школы экстерном, в ВУЗе стало сложнее — приходилось учится через «не хочу», а это было непривычно.
В современных реалиях данный пример звучит дико. Но даже сейчас в нашей стране изредка появляются истории об уникумах, которые опережают по развитию своих сверстников. Но доминирующим мнением остаётся то, в котором негласно сказано, что не нужно лишать ребёнка детства, пусть он развивается, как все нормальные дети, ведь взрослым он побыть ещё успеет, а ребёнком — нет. И хотя этот метод применялся в советские годы, когда не было гаджетов, все равно он был уникальным и неповторимым. Необходимо найти баланс между современным ритмом жизни, шагая в ногу со временем; но при этом равняясь на успешный пример данной семьи, не забывая о физическом и умственном развитии ребенка.
Мы пришли к логичному выводу, что проблематика воспитания ребёнка, как самостоятельной личности заключается в излишнем детоцентризме, гиперопеке или в другой крайности, когда детей воспитывают с намерением реализовать родительские амбиции. Мы считаем, что самый лучший способ воспитать здоровую, самостоятельную личность — это личный пример, распределение обязанностей в соответствии с возрастом ребёнка. И конечно же, родителям не стоит забывать о себе. Ведь как говорила российский политолог Екатерина Шульман: «Наименее вредные родители — те, которые сами заняты [6]».
Литература:
- Мамычева, Д. И. От детоцентризма к «Потреблению» детства / Д. И. Мамычева. — Текст: непосредственный // Философия права. — 2011. — № 4. — С. 1–4.
- Басина, Н. И. Практики интенсивного родительства: вовлеченность, максимизация участия или гиперопека? / Н. И. Басина. — Текст: непосредственный // The Scientific Heritage. — 2021. — № 81–4. — С. 58–61.
- Москалева, Т. В. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте / Т. В. Москалева, А. Н. Яшкова. — Текст: непосредственный // Огарёв-Online. — 2015. — № 22 (63). — С. 1–5.
- Аракаева, А. Н. Духовное воспитание сегодня — наше достойное «завтра» / А. Н. Аракаева, Л. М. Сафиуллина. — Текст: непосредственный // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2021. — №. — С. 124–125.
- Хахалкина, У. В. Роль преподавателя в воспитании студентов вуза / У. В. Хахалкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи. — 2018. — №. — С. 160–165.
- Анастасия, Никушина «Наименее вредные родители — те, которые сами заняты». Правила воспитания политолога Екатерины Шульман / Никушина Анастасия. — Текст: электронный // МЕЛ: [сайт]. — URL: https://mel.fm/vospitaniye/intervyu/7865203-naimeneye-vrednyye-roditeli--te-kotoryye-sami-zanyaty-pravila-vospitaniya-politologa-yekateriny-shul (дата обращения: 22.01.2022).