Использование возможностей Excel для расчета допусков и посадок в соединениях деталей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 25.01.2022

Статья просмотрена: 1239 раз

Библиографическое описание:

Конышева, А. О. Использование возможностей Excel для расчета допусков и посадок в соединениях деталей / А. О. Конышева, А. Д. Царькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88217/ (дата обращения: 15.11.2024).



Кратко рассматриваются основы взаимозаменяемости и методы расчета допусков и посадок в соединениях деталей классическим методом ручного счета. Приведены примеры автоматического расчета трех видов посадок в соединениях деталей, имеющих место при конструировании машин (с зазором, с натягом и переходные) с помощью Excel. Показываются достоинства такого метода и его преимущества перед традиционными способами решения таких задач с использованием справочников и материалов ГОСТов.

В подавляющем большинстве случаев детали являются сборочными единицами в механизмах, конструкциях, образуя между собой соединения различных типов. От правильно подобранных типов соединений деталей и, разумеется, от их материализации зависит работоспособность любого механизма или конструкции в целом.

В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности. Один из размеров этих поверхностей носит название охватывающего размера, а другой — охватываемого.

В зависимости от формы элементы деталей и их размеры принято подразделять на относящиеся к условным валам, к условным отверстиям, а также на не относящиеся ни к валам, ни к отверстиям.

Вместе с привычными в представлении цилиндрическими валами термином «вал» условно называют и обозначают наружные и при том охватываемые элементы деталей, в том числе и нецилиндрические.

К таким элементам относятся элементы многогранных валов, длина, ширина, высота и другие элементы, поверхности которых могут охватываться контрповерхностями, в том числе и измерительного инструмента. Технологический признак, по которому элемент детали может быть отнесен к условным валам, состоит в уменьшении его размера при обработке.

Термином «отверстие» условно называют и обозначают внутренние элементы деталей, включая и нецилиндрические элементы, способные охватывать контрповерхности, в том числе и измерительного инструмента.

Условные отверстия могут быть любых форм, в том числе и незамкнутых, например, как ширина паза или канавки. Когда при обработке размер элемента увеличивается, то по этому технологическому признаку его причисляют к условным отверстиям.

Выдержать номинальный размер с абсолютной точностью невозможно, поскольку при любой обработке возникают пусть даже микроскопические погрешности технологического происхождения, не говоря уже о влиянии на это человеческого фактора.

Размеры, установленные измерением с допустимой погрешностью, в том числе и после их обработки, называются действительными размерами, условное обозначение которых dr — для валов и Dr — для отверстий.

Сопрягаемые размеры при сборке образуют посадки. Посадка — это характер соединения, который зависит от разности между сопрягаемыми размерами. Внешний характер соединения выражается в ряде отличительных признаков, сопровождающих совершение и последующее состояние этого соединения.

По характеру соединения посадки подразделяются на три группы: посадки с зазором, посадки с натягом и переходные посадки [1, с. 39].

Посадка с зазором предусматривает гарантированное наличие зазора между действительным размером отверстия и действительным размером вала.

Посадка с зазором не требует усилий как при сборке, так и при разборке.

Посадка с натягом образуется между сопрягаемыми элементами в том случае, когда действительный размер отверстия меньше действительного размера вала.

Соединение элементов деталей при посадке с натягом возможно только с применением усилия или за счет разности температур у элементов сопрягаемой пары до сопряжения. Посадка с натягом обеспечивает взаимную фиксацию сопряженных элементов за счет сил трения, создаваемых упругой деформацией материалов деталей.

Посадки с натягом применяются для соединений, последующая разборка которых производится крайне редко или не предусматривается вовсе.

Группой переходных посадок может обеспечиваться как зазор, так и натяг, но с менее выраженными характерными признаками, связанными с минимизированными значениями их основных отклонений и колебаниями допусков, вызываемых погрешностями обработки. Посадки этой группы могут называть иногда довольно обобщенно — плотными.

Каждая группа посадок состоит в свою очередь из ряда посадок, отличающихся по особенностям соединения, которые также создаются изменениями значений основных отклонений и на что оказывает некоторое влияние точность исполнения размеров.

«Общий для охватывающей и охватываемой поверхности основной расчетный размер называется номинальным размером соединения.

Номинальный размер получают из расчетов деталей на прочность и жесткость, исходя из обеспечения технологичности конструкции и других функциональных свойств (метрические, механические, кинематические, динамические, энергетические) или выбирают из конструктивных, технологических, экономических, эстетических и других соображений» [3, с. 28].

Предельные размеры, предельные отклонения и допуски отверстия и вала [2, с.7]

Рис. 1. Предельные размеры, предельные отклонения и допуски отверстия и вала [2, с.7]

«Для получения определенных зазоров или натягов либо охватывающий, либо охватываемый размер, либо тот и другой должны отличаться от номинального размера величинами их отклонений от номинального размера.

Размеры, между которыми может колебаться действительный размер, называются предельными. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Их принято обозначать заглавными буквами D max и D min для отверстия, строчными буквами d max и d min — для вала (рис. 1). Обозначения предельных отклонений для отверстий и валов также приведены на рис. 1. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали» [3, c. 29].

«Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами отверстия или вала:

Допуск является мерой точности размера. Допуск всегда положителен и отличен от нуля. Чем меньше допуск, тем выше требуемая точность детали, тем меньше допускается колебание действительных размеров деталей. Он определяет допустимое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. Допуск размера непосредственно влияет на трудоемкость изготовления и себестоимость этого изделия. Чем больше допуск, тем проще и дешевле изготовление детали, однако тем более трудоемким становится процесс сборки и эксплуатации и наоборот. Очевидно, что от величины допуска в значительной степени зависит выбор оборудования и средств контроля» [2, c. 6].

«При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии. Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, положительные отклонения откладывают вверх от нее, а отрицательные — вниз» [3, с. 30].

Допуском посадки называется разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми натягами при посадке с натягом

TN = N max — N min

или разность между наибольшими и наименьшими зазорами

TS = S max — S min

при посадке с зазором .

В переходных посадках допуск посадки — сумма наибольшего натяга и наибольшего зазора, взятых по абсолютному значению. Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала, т. е.

TS (TN) = TD + Td.

Примеры графического расположения полей допусков отверстия и вала для различных видов посадок показаны на рис. 2

Поля допусков отверстия 1 и вала 2 (а) — посадка с зазором; б) — посадка с натягом; в) — переходная посадка)

Рис. 2. Поля допусков отверстия 1 и вала 2 (а) — посадка с зазором; б) — посадка с натягом; в) — переходная посадка)

«Параметры посадок определяют по формулам:

посадка с зазором характеризуется максимальным и минимальным зазорами

посадка с натягом характеризуется максимальным и минимальным натягами

Пример обозначения посадки: 40H7/g6 (или 40H7 – g6 или 40 ,

где 40 — номинальный размер, мм, общий для отверстия и вала)» [3, c. 31].

Пример ручного счета посадки . Определить предельные размеры, допуски, зазоры и натяги в соединениях при посадке с зазором, натягом и переходной. Предельные отклонения взяты по ГОСТ [4] и для отверстий остаются неизменными для всех приводимых в примере посадок.

Отверстие: номинальный размер D = 100 мм; EI = 0; ES = + 35 мкм; D min = 100 мм; D max = 100,000 + 0,035 = 100,035 мм; TD = 100,035–100,000 = 0,035 мм.

Для посадки с зазором ( Ø 100H7/f7)

Вал

Соединение

номинальный размер 100 мм;

номинальный размер 100 мм;

ei = — 71 мкм; es = — 36 мкм;

S max = 100,035–99,929 = 0,106 мм;

d min = 100,000–0,071 = 99,929 мм;

S min = 100,000–99,964 = 0,036 мм;

d max = 100,000–0,036 = 99,964 мм;

TS = 0,106–0,036 = 0,070 мм.

Td = 99,964–99,929 = 0,035 мм.

Для посадки с натягом ( Ø 100H7/r6)

Вал

Соединение

номинальный размер 100 мм;

номинальный размер 100 мм;

ei = + 51 мкм; es = + 73 мкм;

N max = 100,073–100,000 = 0,073 мм;

d min = 100,000 + 0,051 = 100,051 мм;

N min = 100,051–100,035 = 0,016 мм;

d max = 100,000 + 0,073 = 100,073 мм;

TN = 0,073–0,016 = 0,057 мм.

Td = 100,073–100,051 = 0,022 мм.

Для переходной посадки (Ø 100Н7/к6 )

Вал

Соединение

номинальный размер 100 мм;

номинальный размер 100 мм;

ei = + 3 мкм; es = + 25 мкм;

S max = 100,035–100,003 = 0,032 мм;

d min = 100,000 + 0,003 = 100,003 мм;

N max = 100,025–100,000 = 0,025 мм;

d max = 100,000 + 0,025 = 100,025 мм;

TN(ТS) = 0,032 + 0,025 = 0,057 мм.

Td = 100,025–100,003 = 0,022 мм.

Далее рассмотрим, каким образом подобные расчеты можно производить с помощью программы Excel, автором которой является Л. В. Касьян из Брестского государственного технического университета. Программа распространяется свободно, гарантированно работает в диапазоне до 500 мм, содержит в своем составе величины отклонений для квалитетов от 5 до 15, имеется расчет калибров с 6 квалитета. Если в процессах вычислений появляются значения типа #Н/Д #знач, то это означает, что нет таких посадок и таких значений. Интерфейс сделан интуитивно понятным и программа доступна неподготовленному пользователю.

Для расчета в автоматическом виде достаточно ввести в форму номинальное значение размера (отверстия или вала), номер квалитета отверстия и вала, программа сразу же выдает максимальные и минимально допустимые размеры отверстия и вала, определяет тип посадки и тут же строит поля допусков отверстия и вала.

Для примера расчета программой были условно выбраны предпочтительные посадки в соответствии с ГОСТ [4, с. 75] для произвольно выбранных номинальных размеров:

— с зазором Ø , применяемые в подшипниках скольжения малых и средних по мощности электродвигателей, поршневых компрессорах, в коробках скоростей станков, в центробежных насосах, двигателях внутреннего сгорания [1, с. 170] (рис. 3);

Расчет посадки с зазором

Рис. 3. Расчет посадки с зазором

— с натягом Ø , применяемые для соединения кондукторных втулок с корпусом кондуктора, шатунных втулок с шатуном дизеля [1, с. 180] (рис. 4);

Расчет посадки с натягом

Рис. 4. Расчет посадки с натягом

— переходная Ø , применяемые для посадок на шпонках шкивов, зубчатых колес, муфт сцепления для обеспечения хорошего центрирования [1, с. 173] (рис. 5).

При расчете допусков и посадок традиционным ручным способом очень часто имеют место следующие типовые ошибки и неточности студентами:

— перепутывание понятий вал и отверстие;

Расчет переходной посадки

Рис. 5. Расчет переходной посадки

— выбор значений отклонений из ГОСТа для квалитетов размеров, не соответствующих заданному размеру (например, для вала вместо заданного отверстия);

— выбор значений отклонений для вала или отверстия из диапазона размеров, не соответствующих номинальному значению размера, находящегося на границе диапазона (берется диапазон свыше, вместо включительно) и т. п.

Использование указанной программы полностью исключает появление аналогичных ошибок при выполнении учебных расчетов, а также позволяет её рекомендовать практикующим работникам, часто выполняющим аналогичные расчеты по роду своей деятельности.

Следует отметить, что окончательный расчет посадок в различных конструкциях не ограничивается рассмотренным примером, кроме начального расчета по определению зазоров и натягов в соединениях необходимо производить еще целый ряд конструкторских расчетов: расчетов на прочность, удельных давлений, осевых нагрузок, крутящих моментов (для посадок с натягом); расчеты интенсивностей нагрузки для подшипников различного назначения (для посадок с зазором) и т. д. В то же время знание специалистами простейших расчетов в Excel по посадкам может стимулировать появление программ и для более сложных расчетов по данной теме.

Указанные расчеты и выбор посадок различного назначения, которые используются в практической деятельности, подробно изложены в различной справочной литературе [2, 5, 6].

Литература:

  1. Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник. / М.: Машиностроение, 1979. — 343 с.
  2. Казанцева Н. К. Допуски и посадки типовых соединений: учеб. пособие. / Екатеринбург.: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. — 101 с.
  3. Нефедов В. А., Фаюстов А. А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие: для подготовки бакалавров по направлениям «Инноватика» — 222000, «Менеджмент» — 080200. / М.: ГУУ, 2014. — 90 с.
  4. ГОСТ 25347–2013 (ISO 286–2:2010) Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Ряды допусков, предельные отклонения отверстий и валов.
  5. Белкин И. М. Допуски и посадки: учеб. пособие. / М.: Машиностроение, 1992. — 528 с.
  6. Дунаев П. Ф. Допуски и посадки. Обоснование выбора: учеб. пособие / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов, Л. П. Варламов. — М.: Высш. школа, 1984. — 117 с.
Основные термины (генерируются автоматически): номинальный размер, посадка, вал, натяг, зазор, отверстие, допуск посадки, нулевая линия, переходная посадка, расчет.


Похожие статьи

Принципы и методы художественного проектирования спецодежды

В статье приведены требования, принципы и методы художественного проектирования спецодежды. Анализ существующих методов проектирования швейных изделий показал необходимость их существенной корректировки при проектировании формы и конструкции изделий ...

Особенности обучения AutoCAD в вузе

В статье излагаются цель получения знаний по основам инженерной графики. Изучение модификации объектов, что позволяет получать новые геометрические конфигурации из исходных объектов чертежа, создание новых систем координат, определяя при этом простра...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем навигации подвижных наземных объектов

В статье дан сравнительный анализ систем навигации подвижных наземных объектов. Системы иностранного производства имеют более высокие характеристики точности за счет использования дифференциального режима работы спутниковых радионавигационных систем ...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Обзор методов дефектоскопии при обследовании трубопроводов

В статье рассмотрены современные методы неразрушающего контроля при обследовании участков трубопроводов и соединительных деталей, находящихся в эксплуатации. Описаны области применения приборов, которые используются для контроля, их принципы работы. ...

Современные методы измерения твердости материалов с использованием портативных твердомеров

Проведен краткий обзор основных методов измерения твердости, применяемых в настоящее время в промышленности. Рассмотрены следующие методы измерения твердости: статические, динамические и косвенные, которые лежат в основе работы твердомеров. Рассмотре...

Анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи

В статье дан сравнительный анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи. В ходе анализа выявлено, что значения СКО при определении координат...

Механизм контроля трубного пространства

Процесс строительства скважины является важнейшим этапом разработки нефтяных и газовых месторождений. Сооружение высококачественных скважин обеспечивает повышение эффективности их разработки. В связи с этим необходимо решение ряда сложных технических...

Продольно-поперечный изгиб стержней переменного поперечного сечения

Статья интересна будет проектировщикам, занимающимся расчетами на прочность, студентам, изучающим сопротивление материалов, а также преподавателям технических вузов. При расчете стержня переменного поперечного сечения, работающего на сжатие и изгиб, ...

Похожие статьи

Принципы и методы художественного проектирования спецодежды

В статье приведены требования, принципы и методы художественного проектирования спецодежды. Анализ существующих методов проектирования швейных изделий показал необходимость их существенной корректировки при проектировании формы и конструкции изделий ...

Особенности обучения AutoCAD в вузе

В статье излагаются цель получения знаний по основам инженерной графики. Изучение модификации объектов, что позволяет получать новые геометрические конфигурации из исходных объектов чертежа, создание новых систем координат, определяя при этом простра...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем навигации подвижных наземных объектов

В статье дан сравнительный анализ систем навигации подвижных наземных объектов. Системы иностранного производства имеют более высокие характеристики точности за счет использования дифференциального режима работы спутниковых радионавигационных систем ...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Обзор методов дефектоскопии при обследовании трубопроводов

В статье рассмотрены современные методы неразрушающего контроля при обследовании участков трубопроводов и соединительных деталей, находящихся в эксплуатации. Описаны области применения приборов, которые используются для контроля, их принципы работы. ...

Современные методы измерения твердости материалов с использованием портативных твердомеров

Проведен краткий обзор основных методов измерения твердости, применяемых в настоящее время в промышленности. Рассмотрены следующие методы измерения твердости: статические, динамические и косвенные, которые лежат в основе работы твердомеров. Рассмотре...

Анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи

В статье дан сравнительный анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи. В ходе анализа выявлено, что значения СКО при определении координат...

Механизм контроля трубного пространства

Процесс строительства скважины является важнейшим этапом разработки нефтяных и газовых месторождений. Сооружение высококачественных скважин обеспечивает повышение эффективности их разработки. В связи с этим необходимо решение ряда сложных технических...

Продольно-поперечный изгиб стержней переменного поперечного сечения

Статья интересна будет проектировщикам, занимающимся расчетами на прочность, студентам, изучающим сопротивление материалов, а также преподавателям технических вузов. При расчете стержня переменного поперечного сечения, работающего на сжатие и изгиб, ...

Задать вопрос