Моя статья достаточно актуальна и значима. Очень важно объективно оценивать все характеристики человеческих ресурсов. В работе акцентирую внимание на систему оценки, одинаково точную, объективную, простую и понятную.
Выполнение задач во многом зависит от правильности применения организационных факторов, способствующих рациональному использованию трудовых ресурсов. Значительное место среди них занимает внедрение мероприятий по научной организации труда и, в первую очередь, осуществление принципов рационального разделения и кооперации труда работников, занятых в сфере управления производством, обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров в соответствии с профессиональной подготовкой и опытом работы.
Ключевые слова: человеческий ресурс, оценка человеческих ресурсов, методы оценки, организационные задачи, профессиональная подготовка.
My article is quite relevant and significant. It is very important to objectively evaluate all the characteristics of human resources. In this work, I focus on the evaluation system, which is equally accurate, objective, simple and understandable.
The fulfillment of tasks largely depends on the correct application of organizational factors that contribute to the rational use of labor resources. A significant place among them is the introduction of measures for the scientific organization of labor and, first of all, the implementation of the principles of rational division and cooperation of labor of workers employed in the field of production management, ensuring the correct selection, placement and use of personnel in accordance with professional training and work experience.
Keywords: human resource, human resource assessment, assessment methods, organizational tasks, professional training.
Логично, что оценка человеческих ресурсов представляет собой процесс, в котором определяется уровень качественных характеристик личности сотрудника (характера, способностей, навыков, мотивации) и, соответствуют ли эти качества требуемым организацией. Вектор этого процесса есть оценка.
Основоположной целью изучения человеческих ресурсов является получение объективной информации о личностных качествах сотрудников, результатах работы. Об усилиях, затраченных на достижение результатов — очень важная информация. А так же об удовлетворенности работников условиями труда и оплаты.
Очень лаконично, на мой взгляд, создали методы этой самой оценки. Все достаточно ясно и просто. Их поделили на три группы: методы индивидуальной оценки (для оценки отдельно каждого сотрудника); методы групповой оценки (для оценки коллектива) и технические методы (используются вместе с первой и второй группой для обработки информации о персонале). Разумеется, в каждой группе есть свои методики и тесты.
Рассмотрим чуть детальнее каждую группу. Итак, группа методов индивидуальной оценки . Оценщикам предлагается шкала с баллами. После исследования суммируются баллы, которые набрал человек. Например, по таким показателям: отношение к работе и сверхурочной работе; уровень консерватизма и отношение к инновациям; способность самостоятельно принимать решения и ответственность; способность к сотрудничеству; поведение в стрессовых ситуациях; умение обращаться за помощью и принимать ее и т. д.
Показатели, по которым производится оценка, могут быть признаны равноценными или неравноценными.
Группа методов групповой оценки , как выше было сказано, дают возможность сопоставить коллег (со всех сторон). То есть, сравнивать между собой эффективность деятельности внутри рабочей группы. Их успеваемость, поведенческие качества, личностные качества, проявляемые в группе людей.
Интереснее, на мой взгляд, будет группа технических методов оценки. Так как эта группа оценивает труд всего персонала с разных сторон и применяется в совокупности с первой или второй группой методов.
Наиболее широко используемой формой тестирования является активный или пассивный эксперимент.
Пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией данных. Активный эксперимент предполагает прямое вмешательство в рабочий процесс с целью создания форс-мажоров.
Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места сотрудника. Минус этого эксперимента — его проведение может негативно сказаться на здоровье сотрудников и морально-психологическом климате коллектива.
В результате анализа получаемых данных рассчитываются различные показатели. Исследовав эти показатели, можно осуществлять стимулирование работников, направленное на повышение их работоспособности, а значит и производительности. Более рациональное использование рабочего времени, правильное его распределение также очень важно.
Мое мнение таково, что наиболее эффективен пассивный эксперимент в этой группе методов. Именно он позволяет собрать наибольшее количество информации о работниках и процессе их работы. Даже не требуя высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения. Единственное замечание — высокая квалификации специалистов, которые проводят организационно-методическую подготовку таких экспериментов.
Литература:
- Асалиев, А. М. Экономика и управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, Т. Г. Строителева. — М.: Инфра-М, 2017. — 240 c.
- Бакирова, Г. Х. Управление человеческими ресурсами: моногр. / Г. Х. Бакирова. — М.: Речь, 2015. — 152 c.
- Веснин, В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: Учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 688 c.
- Гутнов, Р. Р. Проектно-ориентированное управление человеческими ресурсами организации / Р. Р. Гутнов. — М.: Социум, 2016. — 778 c.
- Зайцева, Т. В. Система управления человеческими ресурсами / Т. В. Зайцева. — М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ), 2019. — 235 c.
- Людмила, Ильина Рынок труда и управление человеческими ресурсами / Ильина Людмила. — М.: Феникс, 2016. — 844 c.
- Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда: учебное пособие / Н. В. Гончарова, Л. В. Дайнеко, Е. В. Зайцева; под общ. ред. Е. В. Зайцевой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. — 162 с. — Библиогр.: с. 153–160.
- Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов / И. А. Максимцев [и др.]; под редакцией И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 467 с. — (Высшее образование).