В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие на начальном этапе работы агрегатора такси, проектируется система, позволяющая решить проблему низкой популярности агрегатора такси.
Ключевые слова: агрегатор такси, морфологическая карта, моделирование, BPMN, бонусная система, информационная система
Сфера такси имеет достаточно большое количество компаний, делящих рынок и старающихся получить как можно больше клиентов. В данной работе была продумана и создана морфологическая карта, необходимая для решения проблемы «Низкая популярность такси-агрегатора». Она отображена в Таблице 1. В ней подчеркнуто наиболее оптимальное решение в данной ситуации.
Для повышения популярности было необходимо воздействовать на клиентов, таксистов, операторов, материальное обеспечение и инвесторов. В качестве методов воздействия выбраны наказание, контроль, финансирование, разъяснение и повышение привлекательности.
После проведения анализа существующих систем, было выделено несколько решений, основные из которых это штрафы, увольнения, черный список, премии, реклама, бонусы, а также информирование сторон.
По итогу, была составлена таблица возможных решений и выбрана наиболее оптимальный вариант: реклама и акции для постоянных клиентов, премии и индексации зарплат за качественную работу для таксистов и операторов, а также проведение мероприятий с целью повышения доверия и привлекательности у инвесторов.
В качестве метода воздействия, который необходимо автоматизировать, был выбран метод «Скидки, бонусы, низкие цены, рассылки». Была спроектирована бонусная система с системой оповещений, которая рассчитывает скидки, и бонусы, производит начисление баллов за поездки.
Таблица 1
Морфологическая карта для решения проблемы «Низкая популярность агрегатора»
Объект воздействия |
Методы воздействия |
||||
Наказание |
Контроль |
Финансирование |
Разъяснение |
Повышение привлекательности |
|
Клиент |
Внесение в черный список, ограничение услуг |
Отслеживание оплаты и действий клиента |
Скидки и бонусы, низкие цены, рассылки |
Создание справочной службы, Онбординг в приложениях |
Реклама, акции |
Таксист |
Штрафы, черный список, одинаковый для всех партнеров |
Отслеживание исполнения заказа, ужесточение требований |
Премии, индексация зарплат |
Уведомление таксиста о правилах исполнения заказа |
Обеспечение ДМС, повышение престижа с помощью рекламы |
Оператор |
Штрафы, увольнение, выговор |
Ведение отчетности |
Премии, индексация зарплат |
Уведомление о нормах и правилах |
Обеспечение ДМС, повышение престижа с помощью рекламы |
Мат. обеспечение |
— |
Отчетность об использовании и списании обеспечения |
Увеличение выделяемого бюджета |
— |
Обновление таксопарка и аппаратной части сотрудников |
Инвесторы |
Штрафы, расторжение договора |
Требование отчетности о выделяемых средствах |
Выгодные годовые проценты |
Открытая отчетность |
Встречи и мероприятия |
Основными процессами Бонусной системы являются: «Проверить возможность оплаты бонусами и промокодом», «Рассчитать скидку», «Рассчитать бонусы за планируемую поездку», «Обновить бонусы пользователя», а также оповещение клиента о текущем балансе.
Система оповещений в соответствии с расписанием проверяет текущие скидки, получает список клиентов для оповещения, отправляет уведомления клиентам. Основными процессами являются «Получить информацию об акциях», «Отправить запрос на получение список клиентов для оповещения», «Оповестить клиента». Итоговая диаграмма в нотации BPMN представлена на рисунках 1–7.
Для бонусной системы был выбран процесс поездки в такси. После выбора маршрута и условий поездки, пользователь получает список бонусов, которые у него на данный момент есть. После получения баллов пользователь выбирает, потратить баллы на поездку или нет. Если пользователь желает потратить баллы, то система проверяет баланс и возможность использовать баллы, если можно оплатить, то рассчитывается скидка и затраченные баллы. После этого информация сообщается пользователю. После этого пользователь подтверждает выбор заказа, система рассчитывает начисляемые за поездку бонусы и передает их пользователю. Пользователь выбирает, начать выполнение заказа или нет. Если пользователь отказывается от создания, то он может завершить работу с приложением, либо начать выбор маршрута заново. Далее происходит отслеживание заказа и оплата поездку, система обновляет бонусы и сообщает пользователю, он просматривает и завершает работу с приложением.
Рис. 1. Диаграмма BPMN к процессу «Поездка в такси». Часть 1
Рис. 2. Диаграмма BPMN к процессу «Поездка в такси». Часть 2
Ежедневно в 16:00 происходит отправка оповещений пользователям. Для этого система оповещений получает список существующих акций и скидок из базы данных. Если на текущий момент скидок и акций нет, система отменяет отправку оповещений. Если акции и бонусы есть, происходит отправка запроса на получение списка клиентов для оповещения в Аналитический отдел. Отдел спустя некоторое время возвращает список с соответствием того, кому и о каких акциях необходимо отправить оповещения. Далее происходит оповещение клиента и внесение информации об успешном оповещении клиента. Цикл повторяется до тех пор, пока остались не оповещённые клиенты. После этого рассылка завершается.
Подпроцесс обновления бонусов пользователей начинается при каждом добавлении поездки в список поездок. Срабатывает триггер по данным, получаются данные поездки и текущий бонусный счет. Далее, если баллы на поездку должны быть потрачены, то вычитаются баллы, далее зачисляются бонусы за поездку, происходит расчет и сохранение начисленных бонусов в базу данных бонусной системы. Подпроцесс завершается.
Подпроцесс оповещения клиента проверяет, подписан ли пользователь на рассылку. Если не подписан, то рассылка завершается, иначе происходит оповещения по почте и (или) по телефону в качестве push-уведомления. После этого рассылка завершается.
Рис. 3. Процесс отправки оповещений
Рис. 4. Декомпозиция процесса «Обновить бонусы пользователя»
Рис. 5. Декомпозиция процесса «Оповестить клиента»
Рис. 6. Декомпозиция Ad-Hoc процесса «Отправить уведомление»
Таким образом в данной работе были проанализированы основные варианты повышения привлекательности клиентов. Ими являются реклама, акции и бонусы для постоянных клиентов, премии и индексации зарплат за качественную работу для таксистов и операторов, а также проведение мероприятий с целью повышения доверия и привлекательности у инвесторов. Была выбрана проблема автоматизации процесса оповещения клиентов об акциях, а также начисления и списывания бонусов за каждую поездку. Была создана модель в нотации BPMN, которая может быть использована для дальнейшей разработки данной системы.
Литература:
- Миндалев, И. В. Моделирование бизнес-процессов с помощью IDEF0, DFD, BPMN за 7 дней: учеб. пособие / И. В. Миндалев. — Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2018. — 123 c. — Текст: непосредственный.
- Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, E. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — Москва: Юрайт, 2017. — 289 c. — Текст: непосредственный.
- Рочев, К. В. Информационные технологии. Анализ и проектирование информационных систем: учебное пособие / К. В. Рочев. — СПб: Лань, 2019. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Гвоздева, Т. В. Проектирование информационных систем: технология автоматизированного проектирования. Лабораторный практикум / Т. В. Гвоздева, Б. A. Баллод. — СПб: Лань, 2018. — 156 c. — Текст: непосредственный.