Типологические характеристики феминистских постов в публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 26.01.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Ю. С. Типологические характеристики феминистских постов в публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» / Ю. С. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88232/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена специфике постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте». Раскрыто понимание феминизма как социокультурного явления. Показано, что в настоящее время феминистский дискурс нашел распространение в масс-медиа социальных сетей. Анализ феминистских постов позволяет оценить направленность и типологию феминистских публичных сообществ социальной сети. Раскрыты типологические характеристики феминистских постов социальной сети «ВКонтакте» на примере наиболее популярных феминистских сообществ. Феминистские посты в «Лево-феминистской группе» относятся к информационно-новостной типологии; феминистском сообществе «Shut your sexist mouth up» − к информационно-коммуникативной типологии с негативной повесткой; «Бодипозитив/Bodypositive» − к информационно-коммуникативной типологии с позитивной повесткой; «Femics» − к коммуникативно-развлекательной типологии с позитивной повесткой.

Ключевые слова: феминизм, феминистские публичные сообщества, социальные сети, пост.

The article is devoted to the specifics of posts in feminist public communities in the social network «VKontakte». The understanding of feminism as a socio-cultural phenomenon is revealed. It is shown that at present the feminist discourse has found distribution in the mass media of social networks. The analysis of feminist posts allows us to assess the orientation and typology of the feminist public communities of the social network. The typological characteristics of the feminist posts of the social network «VKontakte» are revealed on the example of the most popular feminist communities. Feminist posts in the «Left-feminist group» refer to the information and news typology; the feminist community «Shut your sexist mouth up» to the information and communication typology with a negative agenda; «Bodypositive» to the information and communication typology with a positive agenda; «Femics» to the communication and entertainment typology with a positive agenda.

Keywords: feminism, feminist public communities, social networks, post.

Проблема специфики постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» требует обращение к вопросу феминизма, который как социокультурное явление определяется, с одной стороны как общественное движение за права женщин, имеющее длительный исторический опыт, с другой − как комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе. Такое определение феминизма «позволяет учитывать все многообразие и специфику феминизма и определить его как социокультурный феномен» [2, с. 12].

Информатизация общественных отношений современного общества привела к появлению новых медиа, развитию гражданской журналистики в Интернете, к которым относятся социальные сети, блогосфера, онлайн-журналы [1, с. 54]. Развитие в сети Интернет получил и феминистский дискурс, который понимают как «комплекс созданных феминистами текстов с учетом их авторства, адресности, восприятия аудиторией, канала распространения и иных дискурсивных факторов» [5, с. 7]. Распространение в сети Интернет феминистского дискурса обосновано тем фактом, что Интернет является одной из самых доступных медиаплатформ с максимальной свободой слова.

Одним из самых посещаемым сайтом в России является социальная сеть «ВКонтакте». Сетевая коммуникация, в том числе связанная с трансляцией феминистских ценностей, стереотипов и моделей поведения опосредована основными характеристиками социальной сети, а также характеристиками Интернет-аудитории. Социальная сеть «В Контакте» является самой популярной в России, характеризуется преобладанием молодой аудитории, составляющей свыше 80 % пользователей; 67 % сетевой аудитории по форме занятости составляют студенты, специалисты и руководители [3].

Феминистские постывпубличных сообществах отражаются в форме комментариев в блогах, на форумах, в визуальном контенте. Их анализ позволяет оценить систему ценностей феминистских публичных сообществ социальной сети «В Контакте». Пост как информационное сообщение, размещенное на стене сообщества, позволяет выявить типологические характеристики публичных сообществ в социальной сети «ВКонтакте». Типологические характеристики феминистских постов в публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» были изучены на примере наиболее популярных феминистских сообществ, к которым относятся «Лево-феминистская группа», «Бодипозитив/Bodypositive», «Shut your sexist mouth up», «Femics» (Таблица 1).

Анализ постов в левофеминистской группе Left-fem или «Лево-феминистская группа» показал, что они в преобладающем большинстве относятся к информационно-новостной типологии. Наиболее часто встречающимися темами публикаций у «Лево-феминистской группы» является патриархат, положение женщины в различных обществах, феминизм — сообщения о женских движениях, их деятельности, истории феминизма. Реже встречаются темы образования, «репрессий» по отношению к активистам различных движений, а также сексизма и насилия. По критерию жанра наиболее часто на публичной странице Left-fem встречаются информационно-новостные жанры, то есть заметки, анонсы и отчёты о мероприятиях, затем фильмы, затрагивающие женский вопрос, и одностраничные комиксы, которые относятся к авторскому контенту, созданному специально для публикации «Лево-феминистской группы».

Таблица 1

Типологические характеристики феминистских постов в публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте»

Название феминисткой группы

Тематика группы

Типологические характеристики

1

«Лево-феминистская группа»

Патриархат, положение женщины в обществе, феминизм

Информационно-новостной

2

«Бодипозитив/Bodypositive»

Идея принятия своего тела и любви к себе

Информационно-коммуникативный с позитивной повесткой

3

«Shut your sexist mouth up»

Насилие над женщинами

Информационно-коммуникативный с негативной повесткой

4

«Femics»

Феминистские комиксы

Коммуникативно-развлекательный с позитивной повесткой

Другое феминистское сообщество «Shut your sexist mouth up» по преобладающему большинству постов относится к информационно-коммуникативной типологии с негативной повесткой. Сообщество посвящено теме насилия над женщинами и оказания поддержки жертвам насилия. Для жертв домашнего насилия в группе есть тема со списками телефонов и адресов поддержки.

Анализ информационного и визуального контента на странице «Бодипозитив/Bodypositive» показывает, что специфика постов группы относится к информационно-коммуникативной типологии с позитивной повесткой: «Личный комфорт дороже токсичной дружбы». Сообщество посвящено идее о том, что все тела прекрасны, независимо от того, что говорит реклама и меняющиеся стандарты красоты. Бодипозитив как мировоззрение стремится к уважительному и безоценочному восприятию любой внешности, в том числе и измененной вследствие болезни, травмы или личного решения [4].

Удачными с точки зрения коммуникации с сетевой аудиторией являются популярное сообщество общефеминистской направленности «Femics», которое является пабликом феминистских комиксов. Анализ постов данной группы относится к коммуникативно-развлекательной типологии с позитивной повесткой . В проект входят разные феминистские комиксы, бодипозитивные картинки, инфографика и видео. Посты в этом сообществе отличаются позитивной настроенностью: «Это нормально — не ругать себя за мелкие ошибки и просто стараться изо всех сил. Этого достаточно». Цель данного паблика, как говорит ее автор, создать место, где девушки смогут найти не только просвещение в сложных вопросах, но и моральную поддержку, ощущение сестринского единения и заботы. В общем-то, мне кажется, это одна из важных задач феминизма — объединение женщин и придание им сил [4].

Итак, специфика постов в феминистских публичных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» имеет свои особенности в зависимости от цели, содержания, преобладающего контента и специфики феминистической направленности публичного сообщества. Так, левофеминистская группа ориентирована на информационно-новостные жанры, посвященные проблеме феминизма, сообщениям о женских движениях, их деятельности, истории феминизма и в преобладающем большинстве относятся к информационно-новостной типологии. Посты феминистского сообщества «Shut your sexist mouth up» посвящены теме насилия над женщинами, отражают проблематику оказания поддержки жертвам насилия и относятся к информационно-коммуникативной типологии с негативной повесткой. Посты женского сообщества «Бодипозитив/Bodypositive» отражают проблематику принятия себя и своего тела, формируют позитивную повестку с помощью информационного и коммуникативного контента и отражают информационно-коммуникативную типологию с позитивной повесткой. Посты сообщества общефеминистской направленности «Femics», содержание которых представлено в виде феминистских комиксов, отражают коммуникативно-развлекательную типологию с позитивной повесткой.

Литература:

  1. Бубенцова К. Ю. Дискурс феминизма в новых медиа // Материалы 54-й международной научной студенческой конференции. − Новосибирск. − 2016. − С. 54–55.
  2. Крыкова И. В. Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры: автореферат дис.... канд. философ. наук. − Тамбов, 2009. − 22 с.
  3. Мониторинг социальных сетей [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://smm.ingate.ru/ services/research/
  4. Модераторки феминистских пабликов о том, зачем они нужны// «ВКонтакте» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/201853-fem-vk
  5. Шабанова Т. А. Метафорическое моделирование лингвокультурологической категории свои − чужие в феминистском дискурсе России и США: автореф. … канд. филолог. наук. — Екатеринбург, 2013. — 24 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, позитивная повестка, информационно-коммуникативная типология, сообщество, негативная повестка, информационно-новостная типология, коммуникативно-развлекательная типология, пост, феминистский дискурс, феминистское сообщество.


Похожие статьи

Трансформация лингвистической картины мира в PR-среде

В рамках данной статьи рассматривается проблема трансформации лингвистического пространства как отражения изменений бизнес-среды на примере профессионализмов и жаргонизмов, функционирующих в сфере Public Relations. Поднимается проблема цифровизации и...

Диссертационные исследования неполных семей в России (1996–2018 гг.): библиометрический анализ

Данная статья посвящена библиометрическому анализу диссертационных исследований неполных семей в России. Неполная семья в России явление не новое как отмечают социологи, неполная семья является самой уязвимой ячейкой общества, так как испытывает разл...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко)

В настоящее время в литературоведении применяются новые, инновационные методы и подходы к изучению текста, одним из которых стал гендерный подход. Гендерные исследования базируются на изучении социальных ролей мужчины и женщины, анализе феноменов дом...

Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов

СМИ являются мощным фактором формирования общественного мнения. Именно они укрепляют в сознании людей определенные понятия и стереотипы. Гендерные стереотипы пропагандируются средствами массовой информации. Все рекламные объявления и обложки глянцев...

Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ

Проблематика статьи связана с исследованием социоморфной метафоры как средства создания запоминающихся образов окружающей действительности. Мы намерены охарактеризовать метафорические образы России, отражённые в англоязычных средствах массовой информ...

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

Гомосексуальная личность – феномен социальный и культурный

Актуальность данного исследования обоснована ростом случаев дискриминации в отношении ЛГБТ-сообщества. Все чаще в новостных сводках встречается информация о проявление агрессии, нетерпимости к людям с «нетрадиционной сексуальной ориентацией», буллинг...

Будущее маркетинговых исследований в области цифровых технологий и социальных сетей

Использование Интернета и социальных сетей изменило поведение потребителей и способы ведения бизнеса компаниями. Социальный и цифровой маркетинг предлагает организациям значительные возможности за счет снижения затрат, повышения узнаваемости бренда и...

Проблема политического доверия граждан России к власти и элементы протестных настроений в обществе

В статье исследуется феномен высокого доверия россиян президенту России В. Путину. При этом исследование проведено в контексте применения метода системного анализа актуальной информации. Целью работы было изучение проблемы политического доверия гражд...

Механизм размещения рекламы на различных коммуникативных площадках в сети Интернет

В настоящее время Интернет выполняет не только коммуникативные функции, но и позволяет заключать сделки, совершать покупки и проводить платежи, благодаря этому он приобретает очертания глобального электронного рынка и становится единой многофункциона...

Похожие статьи

Трансформация лингвистической картины мира в PR-среде

В рамках данной статьи рассматривается проблема трансформации лингвистического пространства как отражения изменений бизнес-среды на примере профессионализмов и жаргонизмов, функционирующих в сфере Public Relations. Поднимается проблема цифровизации и...

Диссертационные исследования неполных семей в России (1996–2018 гг.): библиометрический анализ

Данная статья посвящена библиометрическому анализу диссертационных исследований неполных семей в России. Неполная семья в России явление не новое как отмечают социологи, неполная семья является самой уязвимой ячейкой общества, так как испытывает разл...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко)

В настоящее время в литературоведении применяются новые, инновационные методы и подходы к изучению текста, одним из которых стал гендерный подход. Гендерные исследования базируются на изучении социальных ролей мужчины и женщины, анализе феноменов дом...

Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов

СМИ являются мощным фактором формирования общественного мнения. Именно они укрепляют в сознании людей определенные понятия и стереотипы. Гендерные стереотипы пропагандируются средствами массовой информации. Все рекламные объявления и обложки глянцев...

Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ

Проблематика статьи связана с исследованием социоморфной метафоры как средства создания запоминающихся образов окружающей действительности. Мы намерены охарактеризовать метафорические образы России, отражённые в англоязычных средствах массовой информ...

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

Гомосексуальная личность – феномен социальный и культурный

Актуальность данного исследования обоснована ростом случаев дискриминации в отношении ЛГБТ-сообщества. Все чаще в новостных сводках встречается информация о проявление агрессии, нетерпимости к людям с «нетрадиционной сексуальной ориентацией», буллинг...

Будущее маркетинговых исследований в области цифровых технологий и социальных сетей

Использование Интернета и социальных сетей изменило поведение потребителей и способы ведения бизнеса компаниями. Социальный и цифровой маркетинг предлагает организациям значительные возможности за счет снижения затрат, повышения узнаваемости бренда и...

Проблема политического доверия граждан России к власти и элементы протестных настроений в обществе

В статье исследуется феномен высокого доверия россиян президенту России В. Путину. При этом исследование проведено в контексте применения метода системного анализа актуальной информации. Целью работы было изучение проблемы политического доверия гражд...

Механизм размещения рекламы на различных коммуникативных площадках в сети Интернет

В настоящее время Интернет выполняет не только коммуникативные функции, но и позволяет заключать сделки, совершать покупки и проводить платежи, благодаря этому он приобретает очертания глобального электронного рынка и становится единой многофункциона...

Задать вопрос