Оптимизация контрольно-надзорной деятельности является приоритетным направлением улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Выявлено, что осуществление деятельности по контролю и надзору определяется уровнем экономического развития региона и сопровождающими деятельность хозяйствующих субъектов рисками. Доказано, что процесс реформирования к настоящему времени не оказал значительного воздействия на эффективность контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, реформа, риск-ориентированный подход, административная нагрузка, количество проверок, внеплановые проверки, результативность и эффективность.
Optimization of control and supervisory activities is a priority area for improving the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation. It was revealed that the implementation of control and supervision activities is determined by the level of economic development of the region and the risks accompanying the activities of business entities. It has been proven that the reform process has not had a significant impact on the effectiveness of control and supervision activities at the regional level to date.
Keywords: control and supervisory activity, reform, risk-based approach, administrative burden, number of checks, unscheduled inspections, effectiveness and efficiency.
Реформа нормоустанавливающих требований в области контроля и надзора наряду с сокращением избыточной административной нагрузки на бизнес-структуры и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, направлена на повышение уровня безопасности потребителей [2].
В отношении субъектов хозяйствования в 2020 г. проведено 22,05 % общего числа проверочных мероприятий именно региональным государственным контролем (рис. 1). По сравнению с 2015 г. отмечается снижение на 4,41 %.
Рис. 1. Удельный вес количества проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на региональном уровне в общем количестве проверок
Вследствие этого оказывается значительное воздействие на деятельность предпринимательских структур данных регионов. Открытым остается вопрос о расширении делегируемых на региональный уровень полномочий в сфере контроля и надзора, в т. ч. и в форме объединения их в форме единых структур [2]. Общность и высокая степень единообразия видов государственного контроля и надзора на уровне регионов формируют возможность оценки влияния внешней среды на их количественные и качественные характеристики. Не менее важно и наличие возможности оценки эффективности деятельности организаций в результате проведения государственного контроля и надзора на региональном уровне.
С началом реализации программных мероприятий по реформированию государственного контроля (надзора) наблюдается снижение абсолютного количества проверок в отношении субъектов хозяйствования, осуществляемых на региональном уровне (рис. 2)
Рис. 2. Динамика количества проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на региональном уровне
В 2020 г. было осуществлено 117811 проверок, что на 453102 проверки или 79,36 % меньше, чем в 2015 г. Однако в разрезе субъектов Российской Федерации динамика количества проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, варьирует в значительных пределах. Так, наиболее значительное сокращение количества проверок к 2020 г. по отношению к 2016 г. наблюдается в Камчатском крае (на 93,80 %), а по отношению к 2019 г. — в Пензенской области (на 97,28 %) [2].
Следует обратить внимание, что в ряде субъектов количество проверок в 2020 г. по отношению к 2016 г., напротив, увеличилось: в Краснодарском крае — на 12,03 %, в Чукотском автономном округе — на 40,91 %, в Орловской области — на 58,50 %, в Республике Калмыкия –в 2,69 раза, в Республике Северная Осетия-Алания — в 4,37 раза. По отношению к 2019 г. в отчетном году отмечается увеличение интенсивности проведения работы по осуществлению контроля и надзора в Республике Бурятия (на 10,82 %). Среди наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на количество проверок, следует выделить число зарегистрированных в конкретном регионе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также объемы произведенной ими продукции.
Помимо показателей, характеризующих уровень экономического развития региона, определяются также и сопровождающие деятельность хозяйствующих субъектов рисками.
Суть реформирования заключается в формировании системы соответствующих уровню технологического развития требований к государственному контролю и надзору, а также правил их организации.
На региональном уровне активно модернизируются система оценки результативности и эффективности, информационно-телекоммуникационные технологии, инструменты профилактической работы и механизмы работы с обязательными требованиями в области контроля и надзора.
Проведение внеплановых проверок по заявлениям физических и юридических лиц является необходимым элементом, направленным прежде всего, на минимизацию рисков причинения вреда в отношении ценностей, находящихся под законодательной охраной. В 2020 г. было осуществлено 34688 указанных внеплановых проверок, что на 193517 проверок или 84,80 % меньше, чем в 2015 г. (рис. 3) [2].
Рис. 3. Динамика количества внеплановых проверок по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации на региональном уровне
Таким образом, темпы снижения количества внеплановых проверок по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц несколько опережают темпы снижения общего количества проверок на региональном уровне. Учитывая, что наличие обратной связи со стороны заинтересованных лиц является немаловажным фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности по контролю и надзору, необходимо повышать своевременность реагирования на данные обращения на региональном уровне.
На уровне субъектов осуществлено внедрение единого информационного решения, предусматривающего в частности учет подконтрольных субъектов и объектов. Субъекты вправе самостоятельно определять перечень видов и порядок осуществления регионального контроля и надзора.
По всем мероприятиям учитываются семь приоритетных видов регионального контроля (надзора). Эффективность реформирования контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне определяется использованием независимых данных, характеризующих его результативность. Следует уточнить, что в настоящее время не определена единая система показателей регионального контроля и надзора, вследствие чего показатели, характеризующие его результативность, в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации весьма разнятся.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в ходе проведения проверок на региональном уровне выявлены нарушения, в 2020 г. составило 22559 или 19,18 % от общего количества проведенных проверок [4]. По сравнению с 2016 г. уровень выявления нарушений увеличился на 3,66 %. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 8054414 тыс. руб. или 59,35 % по отношению к уровню 2016 г. Несмотря на указанную динамику величина санкций продолжает оставаться весьма ощутимой и потенциально выступает источником финансовых трудностей для бизнес-структур, особенно малых и средних.
Таким образом, помимо снижения количества проводимых проверок, процесс реформирования к настоящему времени не оказал значительного воздействия на эффективность контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне. Сохранение приоритетного значения направлений совершенствования государственного контроля и надзора в субъектах Российской Федерации — оптимизации управления, информатизации и профилактики — должно сопровождаться внедрением единой системы показателей регионального контроля и надзора, а также межведомственных показателей результативности и эффективности.
Литература:
- О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Федеральный закон: принят Государственной Думой 22 июля 2020 года. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
- Мониторинг контрольно-надзорной деятельности / ГАИС «Управление». — Режим доступа: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11824
- Добролюбова Е. И., Южаков В. Н. Оценка результативности и эффективности цифровизации контрольно-надзорной деятельности [Текст] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 41−64
- Еманова В. П. Контроль и надзор в праве [Текст]. М.: БЕК, 2018.