В статье автор рассматривает такую важную сторону управления, как планирование. Описывается модель управления предприятием с выделением основных функций управления. Указываются основные вопросы, с которыми сталкивается менеджмент предприятия. Автор поднимает важность планирования и раскрывает ее через описание основных функций планирования. Описывается управляемая система и субъекты данной системы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, планирование, оперативное планирование, стратегическое управление, учетно-аналитическая система, предприятия.
Под функцией планирования обычно предполагается целеполагание в организации, с целью создания образа организации в будущем и его претворение в жизнь путем заранее определенных шагов.
Руководитель в ходе выполнения функции планирования должен задаваться рядом вопросов:
Каково положение организации на данный момент? Руководство должно здраво оценивать возможности организации, ее сильные и слабые стороны. Основными сферами, рассматриваемыми в данном вопросе, являются: маркетинг, производство предприятия, НИОКР, финансы и трудовые ресурсы. Данные сферы исследуются руководством с целью реалистичной оценки возможностей компании и адекватного целеполагания.
Как положение организации должно измениться? С помощью данного вопроса руководство должно оценить внешние и внутренние факторы организации такие, как: финансовое состояние организации, законодательный климат в стране, экономическая и политическая обстановка. Данные факторы могут оказать серьезное влияние на организацию, в том числе и помешать ее развитию и изменению, поэтому их необходимо учитывать при планировании.
Каким образом данное изменение можно осуществить? Руководство организации должно формулировать четкие инструкции и задачи для сотрудников, а также формировать общую стратегию для достижения желаемых изменений в организации.
С помощью планирования руководство устанавливает единый курс для организации и формирует четкий план действий для достижения определенных целей. Таким образом, управленцам удается направить усилия всех сотрудников компании в одно русло.
Планирование может осуществляться по разным типам, в зависимости от места, занимаемого управленцем в организации. Выделяют несколько типов:
Стратегическое планирование — под данным типом управления понимается определение миссии организации на каждой новой стадии ее жизненного цикла. Тогда этот тип управления отвечает за формирование системы деятельности и стратегии поведения. Ориентировочный срок стратегического управления — 5 лет.
Тактическое планирование — это поиск и формирование наиболее эффективных способов и средств воплощения выбранной руководством стратегии для развития организации.
Оперативное планирование — это фундамент планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т. п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Соответственно вышеприведенным типам планирования существуют следующие виды планирования, ориентированные на расчетное время, определенное для каждого типа планирования. К данным видам относятся:
— Перспективное планирование рассчитывается на долгий срок (до 15 лет) и соответствует стратегическому типу.
— Текущее или краткосрочное планирование соответствует тактическому у и типу и ориентированно на срок до 1 года.
— Оперативное планирование соответствует оперативному планированию и рассчитано на срок до 1 месяца.
С учетом представленных типов и видов планирования, можно сформулировать общий процесс планирования в организации, реализуемый в несколько этапов:
- Разработка общих целей. Цели организации определяют стратегию, т. е. разработку основных мер и планов достижения намеченных целей. Например, такие цели, как увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли, и т. д., могут быть достигнуты различными видами стратегий.
- Разработка и выбор стратегии из многочисленных альтернатив составляет основу стратегического управления, представляющего общий высший уровень всего процесса планирования. Инструментом стратегического управления является стратегическое планирование. В формировании стратегии долгосрочного развития главную роль играет высшее руководство организации (топ-менеджмент), которое формирует общую стратегию, распределяет ответственность между исполнителями, координирует проведение мероприятий по реализации стратегических задач.
Наибольшую проблему в выборе стратегии представляет недостаточность информации, тем более, стратегическое планирование основано не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, которая зависит от таких переменных, как анализ рынка, конкурентов, уровня технологии, персонала, ресурсов будущих периодов.
- Прогнозирование. В этих условиях большое значение приобретает прогнозирование, главной задачей которого является предвидение (вероятностная оценка) возможного будущего развития событий и их влияние на деятельность организации в той или иной прогнозируемой (вероятностной) ситуации.
Планирование в организации также подразделяется на следующие виды по сферам планирования:
Планирование сбыта — один из ключевых этапов успешной работы предприятия. В последнее время этому процессу при планировании уделяется все больше и больше внимания. Процесс разработки плана продаж продукции предполагает решение таких задач, как: изучение продаж, выбор канала продаж;
Планирование производства — определение объема производства в планируемом периоде, который соответствует номенклатуре, ассортименту и требованиям к качеству плана продаж (производственной программы).
Планирование трудовых ресурсов — его цель состоит в том, чтобы определить рациональную потребность предприятия в персонале и обеспечить его эффективное использование в планируемый период времени. Важность и роль плана трудовых ресурсов определяется важными моментами: во-первых, затраты на содержание персонала являются значительной расходной частью предприятия и определяют цену продукции, во-вторых, сотрудники предприятия являются важнейшим производственным фактором, от которого зависит эффективность использования ресурсов в производственном процессе;
Планирование материальных ресурсов — оно осуществляется с точки зрения материально-технического обеспечения предприятия, целью которого является оптимизация потребностей предприятия в этих материально-технических ресурсах, поскольку экономия ресурсов может привести к ухудшению качества и потере конкурентоспособности продукции, а стремление создать избыточные запасы ресурсов может привести к их нерациональности Исходными данными для составления плана логистики являются планируемые объемы производства, объемы работ по техническому развитию, капитальному строительству.
Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — один из способов, c помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от её качества зависит успех организации.
Литература:
- Наумова, Н.В., Жарикова Л. А. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие / Н. В. Наумова, Л. А. Жарикова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009–112 с
- Костюкова Е. И., Полянская Т. А. История развития бюджетирования // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42. Стр. 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-byudzhetirovaniya (дата обращения: 29.12.2021).
- Горохов Павел Андреевич, Одинцов Андрей Алексеевич, Абрамов Антон Дмитриевич Сущность бюджетирования как эффективной технологии планирования на предприятии // EESJ. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-byudzhetirovaniya-kak-effektivnoy-tehnologii-planirovaniya-na-predpriyatii (дата обращения: 09.01.2022).