Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 26.01.2022

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Сизова, И. Ю. Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов / И. Ю. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 437-441. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88246/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у педагогов, связанных с длительным стрессом. В результате исследования обобщены основные признаки ухудшения здоровья, проявляющиеся склонностью к длительным переживаниям, повышенной тревожностью и гневливостью, профессиональным выгоранием, а также предрасположенностью к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, патологиям органов зрения и т. д. Обозначены основные направления профилактики по снижению уровня стресса у педагогов.

Ключевые слова :педагог, профессиональный стресс, причины возникновения стресса, здоровье, влияние профессионального стресса на здоровье, профилактика стресса .

This article analyzes publications on the impact of professional stress on the health of a teacher. It was revealed that the profession of a teacher is included in the list of one of the most emotionally intense jobs. The analysis of risks and threats of health disorders in teachers associated with prolonged stress was carried out. As a result of the study, the main signs of health deterioration are summarized, manifested by a tendency to prolonged experiences, increased anxiety and anger, professional burnout, as well as a predisposition to diseases of the cardiovascular system, pathologies of the organs of vision, etc. The main directions of prevention to reduce the level of stress among teachers are outlined.

Keywords: teacher, occupational stress, causes of stress, health, impact of occupational stress on health, stress prevention .

Введение

Согласно многочисленным научным исследованиям, к числу одной и самых стрессогененных профессий относится профессия педагога [5; 6, с. 128].

Общеизвестно, что больше всего стресса испытывают люди в профессиональной сфере, из-за нервного напряжения, связанного с информационными, физическими и эмоциональными перегрузками, связанными с высоким темпом и объемом работ. В настоящее время к постоянным стрессам присоединился стресс, связанный с коронавирусной инфекцией COVID-2019. Пандемия негативно повлияла не только на здоровье, но и на все стороны жизни населения практически во всем мире. Постоянные переживания и страх за свое здоровье и здоровье своих близких повышают уровень стресса в жизнь каждого человека.

Профессиональный стресс — это состояние постоянного физического и психического напряжения, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10) [1, с. 3].

Считается, что избежать стрессогенных факторов в любой сфере профессиональной деятельности невозможно. [2, C. 63–65]. К тому же, если бы не было стрессов, работа стала бы скучной, а отношение к ней безразличным [3]. Однако продолжительный профессиональный стресс снижает функции организма, истощает личностные и физиологические ресурсы, мешает всестороннему развитию человека.

Всемирная организация здравоохранения характеризует здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время всё чаще здоровье подразделяют на три основных вида — физическое (организм), психическое (индивид) и психологическое (личность). Именно в таком широком смысле в данной статье мы и будем рассматривать понятие здоровье.

Подходами к проблеме изучения здоровья личности занимались Б. С. Братусь, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, Г. Олпорт, Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушакова, О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, В. А. Лабунская, Е. В. Снедков и т. д. [4, C. 1195–1200].

Известно, что длительное повышенное эмоциональное и физическое перенапряжение может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Профессиональная педагогическая деятельность — это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех сторон характеристик его личности и использования всех ресурсов [5, 165 с.]. Особенно часто у педагогов возникают психосоматические заболевания, проявляющиеся пониженным фоном эмоционального настроения, повышением тревожности и гневливости, профессиональным выгоранием, что, в свою очередь приводит к падению производительности труда. Есть основания полагать, что существует связь между продолжительным профессиональным стрессом и здоровьем .

Целью данной статьи являетсяобзорисследований по проблеме изучения влияния профессионального стресса на здоровье педагогов.

Объектом исследования является профессиональный стресс, предметом — влияние профессионального стресса на здоровье.

Результаты исследований .

Изучению профессионального стресса у педагогов посвящены труды таких исследователей, как В. И. Журавлев, И. А. Зимняя, А. Н. Евдокимов, В. П. Тарантей., Н. П. Сытая, М. Д. Есекешова., Э. Ш. Кочкорбаева, Д. И. Церфас, И. А. Шнерх и других.

Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что более половины учителей в Англии из-за сильного стресса решили сменить профессию. Около 75 % шведских учителей считают, что психологические требования к их деятельности слишком высоки. Вывод, который был сделан в результате данного исследования, состоит в том, что стресс на работе — всеобщая проблема, которая требует особого внимания [7].

Как показало одно из исследований, проводимых в России, из общего числа обследуемых 34,3 % часто находятся в состоянии стресса. В основном состояние стресса у педагогов вызвано непродуктивной деятельностью учащихся, переживаниями за качество своей работы, которая изматывает эмоционально. Учителя испытывают постоянное напряжение, отмечают монотонность жизни. Респондентов постоянно напрягают сроки выполнения каких-либо поручений, они не терпят критики в свой адрес, чувствуют полное изнеможение. На эмоциональном уровне стресс у учителей проявляется в том, что им трудно сконцентрироваться. У них появляется ощущение, что их мысли «скачут» [8, C. 25–26]. У педагогов старше 50 лет (как правило, с педагогическим стажем более 20 лет) состояние стресса вызвано переживаниями за качество своей работы. Респонденты данной группы считают, что очень много берут на себя, они страдают бессонницей, характеризуются неудовлетворительным состоянием здоровья, имеют нарушения сна, занимаются самолечением, принимают седативные и успокоительные препараты. У педагогов, возраст которых от 41 до 50 лет, на физиологическом уровне состояние стресса чаще всего сопровождается учащенным сердцебиением [8, с. 21].

Результаты исследования диагностики стрессоустойчивости показали, что подавляющее большинство из 1280 респондентов вне зависимости от пола имеют среднюю и низкую степень стрессоустойчивости (59 % и 26,3 % соответственно). По количеству работников с низкой степенью стрессоустойчивости, лидируют общеобразовательные учреждения (32,9 %). Среди стрессоров профессиональной педагогической деятельности следует отметить семейное и финансовое положение педагогических работников. Средняя и низкая степень стрессоустойчивости зафиксирована преимущественно у работников, не состоящих в браке или одиноких, или не имеющих детей, с низким уровнем доходов [9, с. 176].

Согласно анализу различных научных источников основными причинами профессионального стресса у педагогов являются:

1)организационные особенности:

— авторитарный стиль управления, [10], давление со стороны руководства и родителей, постоянно меняющиеся требования в образовательной системе, большой объем работы с различного рода документацией, все это является следствием постоянного нервного и физического напряжения [11, C. 67–75; 83];

— перегрузки работой в целом, выполнение задач вне сферы прямых обязанностей, ненормированный рабочий день [12];

— низкая заработная плата и низкий статус педагогической профессии [13; 14; 15].

2)специфика трудовой деятельности:

— ежедневные межличностные контакты и конфликты, с детьми, родителями, коллегами и руководством. [16; 17, C. 269–271]. С появлением таких средств связи как WhatsApp и Viber педагоги всегда находятся на связи с родителями, и не могут отдохнуть, даже находясь дома. Постоянная нехватка времени приводит к тому, что у воспитателей не остается времени на семью и на самого себя.

3)индивидуальные особенности;

— неумение уравновесить работу и личную жизнь [11];

— индивидуальные качества воспитателя: характер, непродуктивное копинг-поведение в стрессовой ситуации, недостаточное использование саморегуляции и самоанализа, тревожность, страх перед руководством, чрезмерное чувство ответственности за результаты труда. Такие педагоги чаще переживают симптомы профессионального выгорания и общей усталости [2; 16;18], что в свою очередь сказывается на продуктивности и удовлетворенности своей работой.

— конфликты в семье и проблемы со здоровьем [13].

Как отмечает Т. В. Форманюк, основные признаки стресса педагога:

— физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

— эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

— поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, усиленное курение и т. д.) [8, с. 10].

Обобщив данные многочисленный исследований, к самым частым следствиям длительного стресса у педагогов можно отнести хроническую усталость, нарушения сна, профессиональное выгорание, повышенную тревожность, пониженный общий фон настроения. Было проведено много исследований влияния профессионального стресса на предрасположенность к развитию болезней, таких как гипертония, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, патология органов зрения и опорно-двигательного аппарата [7;8;9;16;19;21].

Профилактика профессионального стресса у педагогов:

Основными профилактическими мерами по решению данной проблемы на государственном уровне являются увеличение заработной платы и повышение статуса педагога в обществе. На уровне администрации — грамотное планирование, равномерное распределение обязанностей и отдыха, создание комфортной обстановки на работе, сокращение документооборота, уменьшение нагрузки и различного рода проверок [8, с. 26]. С учетом пожеланий самих преподавателей и воспитателей, организация корпоративных праздников, различных спортивных и семейных мероприятий. Также, периодически необходимо организовывать для педагогов обучающие тренинги по психологической саморегуляции и коррекции копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Управление стрессом — важный навык, необходимый каждому педагогу.

Вместе с тем, от самих педагогов тоже многое зависит. Необходимо помнить об эффективных способах снятия напряжения после трудового дня, таких как занятия по интересам (хобби), общение с природой, искусством, с друзьями и понимающими близкими. Хорошо зарекомендовали себя как методы самопомощи медитация, дыхательные упражнения, занятия йогой или любые другие физические упражнения [20, с. 13–16]. Также, важно уметь уравновесить личную жизнь и работу, нормализовать сон и питание.

Выводы

Проведенный обзор различных научных источников позволяет сделать вывод о негативном влиянии длительного профессионального стресса на здоровье педагогов. Имеется ряд общих для всех преподавателей и воспитателей причин возникновения стресса и связанного с ним нарушения общего самочувствия, настроения и здоровья в целом, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности и плодотворности работы.

Подводя итоги можно сказать о важности комплексного подхода со стороны государства, администрации и самих педагогов в решении проблем по снижению уровня стресса и улучшению состояния здоровья.

Литература:

  1. Кадырова О. В. Взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья (на примере организаций общественного питания): магистерская дис. Тольятти, 2019. — 88 с.
  2. Жданова С. Ю., Морозова А. Д. Теоретические аспекты изучения совладания со стрессом учебно-вспомогательного персонала // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2019. — № 28–5 (52). — С. 63–65.
  3. Секач М. Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2015. — 192 c.
  4. Баякина, О. А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — № 4(5). — С. 1195–1200.
  5. Виноградова, Г. А. Феноменология нравственно-психологического климата профессионально-педагогических коллективов: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 165 с.
  6. Морозевич, О.В., Ромашкевич, И. М. Профилактика профессионального стресса педагогических работников учреждения дошкольного образования. Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск. — 2021. — С. 127–132.
  7. Гринберг, Дж. С. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002–496 с.
  8. Тарантей, В.П., Сытая, Н.П., Есекешова, М.Д., Кочкорбаева Э. Ш. Стресс в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие. Астана.: Изд-во КАТУ им. С. Сейфулина, 2016. — 116 с.
  9. Захарчук, Л.А, Социальные составляющие стресса в профессиональной педагогической сфере // Педагогика и современность. — 2012. –№ 2. — С. 171–177.
  10. Реан, А.А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А.А Реан., Я. Л. Коломинский — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. — 573 с.
  11. Ховард, Т., Лэбби, С.А., Салливан, С.Л., Мэнинджер, Р. Сравнительный анализ стрессовых факторов у учителей в частных и государственных школах // вестник московского городского педагогического университета: педагогика и психология. — 2017. — № 2. — С. 67 –75
  12. Кожевникова, О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции. / О. А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. — 2009 — № 7(19). –– С. 273–277.
  13. Балык, А. С. Факторы стресса в профессиональной деятельности сотрудников дошкольной образовательной организации / А. С. Балык. — 2019. — https://doi.org/10.24158/spp.2019.11.16. — Текст: электронный.
  14. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности. / В. Е. Орел. — М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 330 с.
  15. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е., Водопьянова Е. С. Старченкова 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
  16. Щербаков, С.В., Лев, Я.Б., Ожогова, Е. Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога / С. В. Щербаков, Я. Б. Лев, Е. Г. Ожогова // Гуманитарные исследования. — 2019. — № 4 (25). — С. 132–136.
  17. Брайт, Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, — 2003. — 352 с.
  18. Шнерх, И. А. Стресс и профессиональное выгорание педагогов. В сборнике: Актуальные психолого-педагогические исследования Сборник материалов научных исследований. Под редакцией Е. М. Разумовой. Магнитогорск. –2017. — С. 101–104.
  19. Жуков, О. Ф. Профессиональная деятельность и здоровье педагога // Теория и практика физической культуры. — 2009. –№ 4. — С. 50.
  20. Кононенко О. В., Резанович И. В. Профилактика профессионального стресса работников образовательных организаций. Сборник научных статей кафедры «Экономика труда и управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) Челябинск. –2018. — С. 13–16.
  21. Хадарцев, А.А., Токарев А. Р., Трефилова, И. Л. Профессиональный стресс у преподавателей // Вестник новых медицинских технологий. — 2019. — Т. 26. — № 4. — С. 122–128.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, педагог, здоровье, профессиональное выгорание, состояние стресса, работа, длительный стресс, заработная плата, личная жизнь, продолжительный профессиональный стресс.


Ключевые слова

педагог, здоровье, профессиональный стресс, профилактика стресса, причины возникновения стресса, влияние профессионального стресса на здоровье

Похожие статьи

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

Настоящая статья посвящена исследованию влияния профессионального стресса на персонал организации, психологическим характеристикам профессионального стресса, причинам его возникновения, развитию психосоматических расстройств, а также последствиям воз...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Похожие статьи

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

Настоящая статья посвящена исследованию влияния профессионального стресса на персонал организации, психологическим характеристикам профессионального стресса, причинам его возникновения, развитию психосоматических расстройств, а также последствиям воз...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Задать вопрос