В данной статье рассматриваются возможности использования видеоблогов в рамках урока по русскому языку для китайских студентов музыкального профиля. Преподавание во время обучения русскому языку как иностранному с помощью видеоблога позволяет китайским студентам-музыкантам проявить полную инициативу в учебе. Стать более активными в изучении русского языка как иностранного, смело говорить и практиковать разговорный русский язык, повысить уверенность в себе и, одновременно, повысить интерес к изучению русского языка.
Ключевые слова: видеоблог, русский язык как иностранный, китайские студенты-музыканты.
Россия, будучи сегодня одним из важнейших мировых технологических центров, несомненно, является технологической державой. С развитием технологий наука и техника начали глубоко интегрироваться в преподавание и обучение, что привело к развитию методов и методик преподавания. Это касается и преподавания русского языка как иностранного.
Большинство образовательных организаций имеют в своем арсенале набор средств обучения, базирующихся на работе с компьютером. Особое значение приобретает использование ИКТ при обучении иностранному языку [1, с. 1027]. Одним из самых эффективных и творческих средств обучения иностранному языку является использование видеоматериалов.
Актуальность темы нашей статьи определяется активным использованием аудиовизуальных методов обучения РКИ. Интерес к широкому использованию видеоматериалов на занятиях по РКИ очевиден: они погружают обучающихся в естественную языковую среду, способствуют развитию языковых умений, стимулируют речемыслительную, познавательную, творческую деятельность студентов. В последние годы в методику обучения РКИ прочно вошло понятие «аутентичность», которое предполагает максимальное приближение процесса обучения к естественному общению. В этой связи цель данной статьи — показать возможности использования аутентичных видеоматериалов, а именно видеоблога на занятиях по русскому языку с китайскими студентами музыкального профиля.
Видеоматериалы мы понимаем как записанную на электронный носитель информации любую видеопродукцию, сочетающую в себе зрительный и звуковой ряды. Видеоблог (сокращённо влог [англ. vlog, от video blog или video log]) — он означает видеозапись, которая является разновидностью блога, с акцентом на актуальность, где блогер пишет личный веблог с изображениями вместо текста или фотографий, и загружает его, чтобы поделиться с другими в интернете. Создатели видеоблога рассказывают о себе от первого лица, редактируя отснятое видео при помощи текста и изображений, а также саундтрека, чтобы создать личный видеофрагмент своей жизни. Для молодых людей во всем мире видеоблог постепенно стал важным способом записывать свою жизнь и выражать свою индивидуальность.
Видеоблог обладает следующими характеристиками:
- Запись естественной и обычной жизни: путешествие, выставка, картина, игра — все это может быть использовано в качестве материала.
- Уникальная персонализация формата: личность блогера, его речь и способ самовыражения отличают его от других создателей, удовлетворяя как потребность автора в оригинальной подаче, так и потребность зрителя в эмоциональной связи и чувстве сопричастности.
- Низкий творческий порог входа: все, что нужно создателю, — так это устройство, например, цифровая камера или мобильный телефон, при помощи которых можно отснять обычное повседневное видео.
Традиционные формы преподавания РКИ часто ограничиваются работой в аудитории с лексикой и текстами. Аутентичные материалы видеоблогов рассчитаны на зрительно-слуховое восприятие [1, с. 1028]. Поэтому преподаватели РКИ могут обучать китайских студентов-музыкантов русскому языку с помощью видеоблогов, которые преподаватели подготовили сами, поскольку видеоблог — это отличный способ стимулировать китайских студентов музыкального профиля к изучению русского языка и творческому мышлению.
В качестве примера мы рассмотрим сюжет видео из видеоблога преподавателя о посещении музея Российской национальной музыки.
В этом видеоблоге преподаватель может снять видео о своем посещении Российского национального музея музыки. Сначала преподаватель должен представиться, затем дать первоначальную информацию о музее (местоположение, часы работы, цена билетов). После входа в музей необходимо снять видеоблог, рассказывающий о том, какие инструменты находятся в музее, о каких композиторах представлены материалы в залах музея и авторами каких музыкальных произведений они являются.
Например:
— Здравствуйте! Я Мария Петровна, ваш преподаватель. Сегодня я пришла на экскурсию в Российский национальный музей музыки и хочу, чтобы вы тоже побывали в этом музее. Так давайте же посмотрим, что в нем находится! Музей расположен на улице Фадеева, 4, в Москве. Сегодня среда, поэтому музей открыт с 11 утра до 7 вечера. Это касса, здесь можно купить билеты. Их проверяет сотрудник музея, прежде чем мы сможем войти в музей. Вот мы входим в первый зал музея… Что же мы видим в этом зале? Посмотрите, как много здесь музыкальных инструментов! Какие из них вы узнаете? Конечно, вы видите здесь пианино, скрипку, виолончель, аккордеон, балалайку, виолончель, гитару, барабан и др. А теперь мы отправляемся в комнату известного русского композитора Петра Ильича Чайковского… Какие музыкальные произведения его вы знаете? Я знаю такие его произведения, как балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». А что еще вы знаете? (преподаватель говорит).
А вот послушайте, как дети начальной школы играют в музее симфонию. Что вы знаете о симфонии? Симфония, как самостоятельный инструментальный жанр, появилась в середине XVIII века, в эпоху раннего классицизма. Название «симфония» происходит от греческого слова «созвучие». В начале XVIII в. Италии симфонией называли циклическое оркестровое вступление к опере или вокальному сочинению (то есть то, что в наши дни называется увертюрой) [2].
На этом мы закончим сегодня нашу экскурсию. Было интересно, не так ли? Добро пожаловать в музыкальный музей!
После просмотра видеоблога преподаватель может задать следующие вопросы:
1) Какие музыкальные термины используются в видео? Какие из них вы знаете? А какие из них были для вас новыми, незнакомыми?
2) Какие музыканты были представлены в видео? Какие произведения этих композиторов вам известны? Каков стиль их музыкальных произведений? Какие произведения вам нравятся?
3) Это могут быть вопросы неспециалистов, например, где находится музей и сколько стоит входной билет? Хотели бы вы посетить этот музей? Почему?
Затем преподаватель в качестве домашнего задания может предложить студентам снять свой видеоблог о посещении этого музея. Тем самым, учащиеся смогут закрепить музыкальные термины, которые они должны освоить, и совершенствовать навыки устной речи и знание грамматики. Для выполнения этого задания студенты должны заранее смоделировать съемку видео, чтобы лучше его представить, подготовить текст для съемки, организовав при этом лексику и предложения, которые им необходимо использовать. В процессе подобной работы китайские студенты-музыканты расширяют свой словарный запас, практикуют устные выражения и закрепляют грамматические знания.
Таким образом, введение видеоблогов в процесс обучения русскому языку способствует повышению уровня восприятия информации. С помощью видеоблогов или путем создания собственных видеоблогов китайские студенты-музыканты могут проявлять инициативу в учебе, совершенствовать языковые навыки и повышать интерес к изучению русского языка.
Кроме того, поскольку аутентичные видеоматериалы часто содержат в себе проблемы, присутствующие в реальной жизни, они позволяют иностранным учащимся приобретать жизненный опыт.
Литература:
- Бабичева О. А. Сферы применения аутентичных видеоблогов в процесс обучения иностранному языку//Трибуна ученого.– 2020.–№ 12. –С.1026–1031.
- Хонг Е. Ю. О музыке по-русски 徐硕雁. Vlog视频模式在高职英语口语教学中的应用研究//中国多媒体与网络教学学报(中旬刊).– 2020. –С.20–22