Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 1213 раз

Библиографическое описание:

Елизарова, М. Н. Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха / М. Н. Елизарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88261/ (дата обращения: 15.11.2024).



В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

Ключевые слова : музыкальный стиль, техника исполнения, клавирная музыка, музыкальное произведение.

Within the framework of the article, the author draws his attention to the importance of the work of J. S. Bach, paying attention to the musical style, the technique of performing keyboard works, as well as methods of teaching learning and performing compositions of J. S. Bach.

Keywords: musical style, performance technique, keyboard music, musical composition.

Работа над стильным исполнением музыкального произведения невозможна без работы над техникой. Здесь всё едино.

Г. Нейгауз

Творчество И. С. Баха является сложнейшей темой музыкальной педагогики. Музыку этого выдающегося композитора исполняют не только крупные мастера современности, но и начинающие музыканты. И. С. Бах считается первым композитором, придавшим музыкальным произведениям лирические и драматические образы, изменившим технику исполнения клавирных сочинений, которые берут свое начало с эпохи Барокко.

Несмотря на то, что обществу потребовалось немало времени, чтобы по достоинству оценить творчество выдающегося немецкого композитора, проявляя к нему интерес спустя десятилетия после его смерти, тема клавирных произведений И. С. Баха не перестает интересовать отечественных музыковедов. Среди тех, кто в своем творчестве использовал произведения выдающегося композитора, выделим Б. Л. Яворского («Сюиты Баха для клавира»), В. Б. Носину («Символика музыки И. С. Баха), Я. С. Друскина («О риторических приёмах в музыке И. С. Баха»), А. Г. Чугаева («Особенности строения клавирных фуг Баха»), Э. Бодки («Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха») и др.

И. С. Баха можно назвать виртуозом своих сочинений. Музыкальный стиль композитора — это то, что делает его отличным от других, это индивидуальность и неповторимость автора, это выражение своих чувств, ощущений, отношения и восприятия жизни, философия мышления. Стиль И. С. Баха очень тонко и чётко подчеркивал традиции и нравы эпохи Барокко. Всю свою сознательную жизнь он посвятил сочинению духовной музыки, посредством которой прослеживалось его отношение к Богу.

Основная часть клавирных произведений, а именно: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение», «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата», «Искусство фуги» и др., были написаны им уже в зрелости. При этом композитор никогда не указывал, для какого инструмента написано конкретное клавирное произведение.

Основной проблемой, с которой сталкиваются музыканты всех уровней, это способность и умение правильно передать те эмоции, образ, смысл, выразительность и идею, которые были заложены в пьесы выдающимся композитором.

Существенное внимание автор уделял музыкальной технике, под последней принято понимать совокупность средств, позволяющих музыканту передать идею и содержание написанной композиции. Именно поэтому в процессе разучивания музыкального произведения очень важно уделять внимание технической работе.

Одним из ключевых и самых сложных моментов при исполнении своих сочинений И. С. Бах отмечал артикуляцию. По его мнению, ученик должен овладеть приемом cantabile в совершенстве. Данный приём он характеризовал, как непрерывную певучесть звука и использовал его в своих инвенциях и симфониях [4, с. 93].

Темп в музыкальном произведении отражает скорость исполнения музыки. Для эпохи Барокко был характерен умеренный и степенный темп, раскрывающий характер произведения. И. С. Бах сравнивал музыкальный темп с ритмом сердца.

В качестве примера приведём темпы исполнения композиций И. С. Баха. Allegro исполняется более весело и быстро, allegretto — активно с элементами шутливости, andante исполняется в ритме спокойного степенного шага, adagio — чувственно и проникновенно, а grave — серьезно [1, с. 100].

Динамика в клавирных пьесах отражает внутреннее восприятие звучания музыки аудиторией. Созданная звучащим инструментом атмосфера, передаёт тот самый дух произведения, который был положен композитором. В своих сочинениях И. С. Бах очень четко и ясно доносил до музыкантов свою идею инструментального предназначения [1, с. 89].

Ритмике, в музыкальных сочинениях И. С. Баха, присуще применение соседних длительностей, таких как: восьмые и четверти, шестнадцатые и восьмые [3, с. 41]. Также И. С. Бах использовал в своих работах «метод восьмушек», показывающий контраст в артикулировании соседних длительностей, например: мелкие длительности играются legato, а наиболее крупные исполняются non legato или staccato. Основной отличительной чертой баховских произведений является сосредоточенный ритм, который несет в себе огромную художественную мощь.

Внутренний мир сочинений выдающегося композитора, их музыкальная символика до сих пор не изучены в полном объеме. Музыковеды, жившие в эпоху И. С. Баха, понимали глубокий смысл и идею заложенные в произведения композитором, благодаря наличию в них музыкально-риторических фигур и оборотов, которые были наделены эмоциями и текстами протестантских хоралов, а также образами Священного Писания [2, с. 11]. Не изучив и не поняв глубокого смысла языка И. С. Баха, музыкант не найдет ключ для прочтения заложенного композитором духовного, философского, образного содержания произведений. Не зная смысла музыки, не получится исполнить композицию в нужном темпе, ритме и с должными акцентами.

Произведения И. С. Баха нужно воспринимать как музыкальную икону, так как в начале любой его партитуры можно прочесть фразу «Господи, помоги», а в конце «одному Богу Слава». Именно поэтому исполняют И. С. Баха, словно молясь Богу.

Как говорил А. Швейцер: «Музыка Баха — всегда молитва, более того — это не только молитва, а ещё и диалог. Бах не просто молится, он слышит ответы. Это уникально…Музыка Баха — это разговор человека и Бога» [5, с. 514].

Творчество И. С. Баха остается неисчерпаемым до сих пор. А интерес аудитории к его композициям только возрастает.

Одним из главных преимуществ И. С. Баха в эпоху барокко является то, что он ввел в клавирную музыку философское и лирическое содержание, а также добавил в нее драматические образы, которые в дальнейшем применялись в оперных композициях.

На протяжении многих лет разучивание и исполнение музыкальных произведений И. С. Баха является основой учебного процесса в фортепианной педагогике. Умение исполнять произведения великого композитора говорит об истинном профессионализме и музыкальной зрелости музыканта.

В рамках представленной статьи рассмотреть все грани музыкального стиля и технику исполнения клавирных произведений И. С. Баха вряд ли получится. Эта тема обширна и требует углубленного изучения. В тоже время, работая над клавирными сочинениями И. С. Баха, следует учитывать ряд моментов, а именно:

– глубину аналитической работы над текстами И. С. Баха;

– внимательность в отношении к тем деталям исполнения, которые вытекают из клавесинного, органного или иного инструментального прообраза баховской музыки;

– изыскивать аналогии между клавирными и инструментальными, вокальными, вокально-инструментальными и др. произведениями И. С. Баха;

– погружаться необходимо не только в музыку клавирную, но и хоровую, вокальную, оркестровую, что является одним из правильных путей к убедительному истолкованию клавирных произведений И. С. Баха;

– необходимо быть в постоянном творческом, исследовательском, педагогическом поиске, позволяющим педагогу-музыканту воспитывать у учеников разнообразие штриховых приемов, умение выбирать адекватные штриховые варианты, находить удачные интерпретаторские решения.

Литература:

  1. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. — М.: Музыка, 1989. 388 с., нот.
  2. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. — КЛАССИКА-XXI, М., 2006. С. 11–24.
  3. Печерских И. Г. Теория музыкальной символики Б. Л. Яворского в контексте Бахианы // сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (29 октября 2020 г.) — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 260–267.
  4. Сваровская В. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха: смысловые основы целого // Музыка альманах томского государственного университет. 2021. № 11. С. 51–62.
  5. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — КЛАССИКА-XXI, М., 2011. 836 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выдающийся композитор, музыкальное произведение, произведение, техник исполнения, музыкальный стиль, эпоха барокко, клавирная музыка, музыка, музыкант, сочинение.


Ключевые слова

музыкальное произведение, музыкальный стиль, техника исполнения, клавирная музыка

Похожие статьи

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано

В статье рассматривается проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано. Отмечается, что интеллектуальное постижение стиля должно предшествовать его непосредственному звуковому воплощению на инструменте.

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях С. С. Прокофьева

В статье прослеживаются закономерности претворения вербального компонента в камерно-вокальных произведениях С. Прокофьева и его обусловленное содержанием взаимодействие с музыкальной интонацией.

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Похожие статьи

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано

В статье рассматривается проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано. Отмечается, что интеллектуальное постижение стиля должно предшествовать его непосредственному звуковому воплощению на инструменте.

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях С. С. Прокофьева

В статье прослеживаются закономерности претворения вербального компонента в камерно-вокальных произведениях С. Прокофьева и его обусловленное содержанием взаимодействие с музыкальной интонацией.

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Задать вопрос