Государственная служба РФ — важнейший элемент современной системы государственного управления. Государственная служба является самостоятельным видом профессиональной деятельности, которую осуществляют государственные служащие. Будучи целостным правовым и организационным институтом, государственная служба обеспечивает действие государства в целом и его органов в частности. От уровня развития государственной службы зависит плодотворная деятельность всей системы государственного управления, которая обеспечивает выполнение прав и обязанностей, возложенных на государственные органы.
Государственная служба представляет собой систему правовых отношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами международного, конституционного, муниципального, гражданского, уголовного и ряда других отраслей права.
В истории российской государственной службы насчитывается несколько столетий. Зарождение института государственной службы России уходит корнями в Древнюю Русь и связано с необходимостью защиты от внешних врагов, потребностью в разрешении конфликтов между отдельными княжествами, которые и являлись в то время основой для формирования государственной службы.
На рубеже 15–16 веков в результате образования централизованного Московского государства государственная служба России осуществляла деятельность, направленную на его укрепление, развитие социального взаимодействия, повышение результативности системы государственного управления, решение стратегических задач для обеспечения стабильности в развитии общества. Именно в 15 веке образуется государев двор — единый государственный аппарат, где собирались высшие государственные служащие, появилась категория «служилых людей», стоящих во главе центральных и местных органов власти и занимающих командные военные должности.
В 17 в. завершается становление государственной службы как особого направления профессиональной деятельности, складывается и развивается приказная система, поручения, «приказы», становятся относительно устойчивыми должностями.
Правление Петра I внесло свои коррективы в формирование органов государственной службы. Петровские реформы стали началом в последующем выстраивании её системы. Изданные Петром I законодательные акты, Генеральный регламент и Табель о рангах, стали важнейшими документами служебного права. Именно в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины» закреплялось иерархическое распределение по классам и рангам, что давало возможность людям незнатного происхождения продвигаться по службе и получать «высокие» титулы. Кроме того, в петровскую эпоху появляется особая система органов — полиция, которая занимается обеспечением внутреннего порядка в государстве [1, с.605].
Время царствования Александра I характеризуется проведением реформ государственного механизма и системы законодательства Российской империи, подготовкой государственных служащих и юристов, развитием юридической науки. [2, 187–206].
В годы правления Николая I государственная служба разделилась на военную и гражданскую, каждая из которых отличалась своими специфическими свойствами.
Результатом царствования обоих правителей стало создание министерств, кодификация российского законодательства в 1800–1850-е гг., развитие юридического образования и науки.
Великая октябрьская социалистическая революция внесла свои коррективы в развитие государственной службы. 11 октября 1917 года был принят декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», о котором В. М. Манохин писал: «Более или менее налаженная в течение веков государственная и не государственная служба одним этим декретом была развалена, разрушена со свойственной нашей революции решимостью». Люди, поддерживающие новую власть и занятые на государственной службе, чаще всего не имели определённого запаса знаний и квалификации, и, как следствие, не всегда выполняли поставленные задачи, что снижало результативность их деятельности.
Начиная с двадцатых годов девятнадцатого столетия, в России действовали временные правила о службе в государственных предприятиях и учреждениях, которые регулировали вопросы государственной службы и действовали вплоть до восьмидесятых годов.
В советский период действовала категория номенклатуры, когда подбор и расстановка кадров осуществлялись через санкции определённого партийного органа. Государственных служащих в РСФСР и СССР называли административно-управленческим персоналом. Государственная служба считалась вторичной и помогала партии реализовывать её решения [3].
Конец двадцатого века ознаменовался возросшим значением государственной службы. Трансформация, произошедшая в политике России, привела к качественным изменениям и в государственной службе. А реформа государственной службы — важнейший приоритет в развитии России, целью которой было создание государственного аппарата нового типа, способного работать в новых политических и экономических условиях, аппарата высокопрофессионального, экономичного и дисциплинированного. Принятие 31 июля 1995 года Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ стало началом полноценного восстановления государственной службы как профессиональной сферы. На законодательном уровне было закреплено определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Приход к руководству страной Президента Российской Федерации В. В. Путина вывел на более высокий качественный уровень деятельность по созданию нового законодательства о государственной службе.
Система современной государственной службы — отлаженный механизм, в котором объединены социально ответственные профессионалы, готовые служить как государственным и общественным интересам в целом, так и интересам конкретного гражданина. Роль всей системы органов государственной службы, каждого отдельного государственного служащего с его опытом работы в развитии и жизнедеятельности российского общества неоценима. Могучая российская держава может рентабельно функционировать только под руководством высококвалифицированных кадров и грамотно выстроенной государственной службы.
Литература:
- Иваненко И. Н., Чермит Р. Р., Ачмиз А. Ю. О системе государственной службы Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — № 128. — 1407 с.
- Метушевская Т. И. Модель государственной службы в России в XVIII — первой половине XIX века // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2011. — № 4. — 227с.
- Никитина О. В. Из истории становления института государственной службы // Молодой ученый. — 2020. — № 45. — 379с. С. 155–157.