Актуальность использования информационных технологий в образовании диктуется цифровизацией общества в целом. Внедрение современных технологий отвечает запросам цифровой экономики в подготовке высококвалифицированных специалистов. В статье раскрывается сущность понятия «цифровая трансформация образования», определяются достоинства и недостатки использования ИТ в школе.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая трансформация образования, информационные технологии, цифровые технологии, компетенции XXI века.
В настоящее время цифровые технологии (ИТ) стали использоваться во всем мире, что привело к значительным изменениям во всех областях человеческой деятельности. Модернизируется общий уклад жизни человека, отношения между людьми в процессе производственной деятельности, трансформируется экономика и современное образование.
Современная экономика считает информацию базовым компонентом производительности во всех областях социально-экономической деятельности. Цифровизация образования играет важную роль в формировании цифровой экономики. В последнее время все больше внимания стали уделять улучшению качества образования, за счет внедрения в него современных технологий [1, с. 17].
Специалистам всех уровней квалификации сейчас необходимо иметь [2, с. 22]:
— высокий уровень математической грамотности;
— основательную естественно-научную и гуманитарную подготовку;
— способности, которые часто называют «компетенциями XXI века»;
— прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность;
— алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.).
Так, требования цифровой экономики состоят в том, чтобы все учащиеся владели навыками, необходимыми человеку в XXI веке. В данные компетенции входят следующие составляющие: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация [2, с. 29].
Критическое мышление состоит в способности ориентироваться в потоках данных, видеть причинно-следственные связи, отбирать нужное и формулировать выводы.
Креативность заключается в умении действовать не по шаблону, не теряться в изменяющихся и нестандартных условиях, смотреть на вещи под разным углом.
Коммуникационный фактор, являясь важным навыком, способствует умению приходить к общему мнению, не принося ущерб собственной точки зрения, умению не просто слушать человека, но и слышать его, умению эффективно взаимодействовать с окружающими.
Координация (по-другому, сотрудничество) связана с профессиональной областью и состоит в навыке формулировать общую цель и задачи ее решения, распределять обязанности, давать оценку результату.
Кроме того, новый Федеральный государственный образовательный стандарт обозначил задачу развития у каждого обучающегося умения к самообучению, т. е. способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования должна решить эту задачу.
Что же такое цифровая трансформация образования? (ЦТО). ЦТО — это изменение планируемых результатов образования, его содержания, методов и форм организации учебной работы, а также систем контроля и оценки достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для эффективного улучшения образовательных результатов каждого обучающегося [2, с. 15].
Проблемами повышения эффективности образовательного процесса с применением в нем ИТ занимались такие ученые как: Б. С. Гершунский, В. Я. Ляудис, Э. Г. Малиночка, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко и другие. Практика внедрения информационных и компьютерных технологий в процесс обучения в нашей стране была рассмотрена в книгах Ю. С. Брановского, В. В. Вержбицкого, А. Д. Иванникова, В. П. Тихомирова, С. А. Щенникова [3, с. 24].
В трудах следующих ученых описаны психолого-педагогические принципы, условия и дальнейшие возможности применения актуальных ИТ в процессе образования, а также их воздействие на эффективность обучения: А. Г. Асмолова, Ю. Н. Афанасьева, Д. А. Богдановой, Ю. С. Брановского, А. М. Бурлакова, Я. А. Ваграменко, Т. П. Ворониной, И. Е. Вострокнутова, Ж. Н. Зайцевой и др. [4, с. 41–42].
Эффективность и особенности внедрения в разные сферы обучения онлайн-пособий, приложений для обучения, средств мультимедиа, дополненной реальности, систем гипертекста представлены в работах А. И. Архиповой, И. Г. Левитиной, А. И. Тихонова, Ю. М. Тараскина и др. [5].
Прошло не так много лет с того момента, как школьный урок ассоциировался только с печатными учебниками и тетрадями, с обычной доской и мелом. Сейчас в процесс обучения могут входить разнообразные цифровые технологии: онлайн-курсы, электронные версии учебников с различным интерактивом, интернет-уроки, интерактивные доски, обучающие приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы и др. Все перечисленные современные технологии помогут лучше усвоить учебный материал учащимся посредством увеличения наглядности и интерактивности в обучении (видеоролики, подача материала в виде презентаций, использованию ЭОР и пр.).
Цифровизация образования дает новые возможности для обучения, делает его интересным и персонализированным, внедряя соответствующие образовательные программы.
Информационные технологии могут применяться не только в урочное время, но и во внеурочное (на различных кружках, факультативах). Например, к использованию определенных практических знаний и технологий можно привить учеников во время кружков по робототехнике, программированию и т. д.
ИТ могут применяться на разных этапах процесса образования: для подачи материала, проверки полученных знаний, закрепления материала, самообучения и пр.
Рассмотрим информационные средства, которые могут быть использованы в образовательном процессе.
Цифровые инструменты учебной работы включают [2, с. 264]:
— общепользовательские (офисные инструменты, средства работы с Интернетом, общедоступные средства поиска информации, базы данных и т. п.);
— учебные компьютерные симуляторы и тренажеры;
— виртуальные лаборатории;
— обучающие игры;
— специализированные цифровые среды/инструменты (например, для разработки компьютерных программ, выполнения математических преобразований и вычислений, автоматизации проектирования и т. п.).
Цифровые средства должны составлять базу цифровых учебно-методических комплектов для изучения математики, информатики и технологии, а методика их использования должна быть естественной составной частью методических материалов.
Учебные симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории и обучающие игры дают большое количество возможностей для разнообразия учебного контента. Класс будущего поколения обеспечен «умными» гаджетами, очками виртуальной реальности, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это делает возможным выполнение виртуальные лабораторных работ, практических занятий, проведение опытов в условиях, не имеющих вредных и опасных факторов для учащихся. Эксперименты, не доступные ранее в рамках образовательного процесса, сейчас стали вполне осуществимы в обычном классе (например, измерение уровня радиоактивного излучения, анализ изменений электрического тока в различных условиях, изучение принципов действия двигателя «изнутри» и пр.). С помощью VR-очков можно изучать историю, наблюдать исторические события и даже принимать участие в них. Данное обучение называется иммерсивным, оно создаёт «эффект присутствия» и дает возможность проживать неосуществимый в реальном мире опыт.
В качестве инструментов, расширяющих возможности традиционных УМК, могут выступать электронные системы управления обучением. Например, ЯКласс, Google Класс, iSpring Suite и др.
Возможности электронных систем в образовании очень разнообразны: индивидуальный подход к учащимся, что в свою очередь способствует развитию индивидуальных качеств личности (формирование внимания, запоминания, творческих способностей), увеличение наглядности в образовательном процессе, обучение проходит в занимательной, игровой и увлекательной для учащихся форме, что положительно влияет на эмоциональное отношение к обучению в целом, а также на поведение ребят.
Рассмотрим преимущества и недостатки внедрения ИТ в процесс образования, непосредственно для учеников.
Так достоинствами использования информационных технологий в школьной практике являются:
— овладение учениками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь;
— более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности;
— повышение успеваемости;
— возможность получения доступа к учебным материалам, когда школьник болеет;
— возможность выбора скорости обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника;
— развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины [6].
К недостаткам использования информационных технологий для школьников могут заключаться в следующем:
— отвлекающий фактор для учеников. Исследования показывают, что цифровые устройства отвлекают детей от процесса обучения. Однако, отсутствие мультимедийности на уроке же не способствуют концентрации внимания;
— негативное воздействие на коммуникативные навыки учащихся и их взаимодействие с окружающими. У ребят, которые проводят много времени за работой в различных устройствах: телефонах, планшетах и т. д., падают навыки общения. Уменьшение количества коммуникаций с реальными людьми и практики в формулировании и высказывании собственных взглядов, влияние клипового мышления может способствовать снижению навыков самостоятельного мышления;
— снижение самостоятельности и умственной активности учеников. Для выполнения заданий не обязательно включать свои когнитивные способности, можно найти необходимую информацию в сети;
— разный уровень доступа к технологическим ресурсам. Не каждая семья может позволить купить планшет, смартфон, ноутбук;
— отсутствие уверенности в качестве информации, в сети она не всегда качественная и проверенная;
— проблемы с физическим развитием. Длительное пребывание в статическом положении и работа за экраном приводит к ухудшению зрения и нарушению опорно-двигательного аппарата [7, с. 138].
Ученики тесно связаны с цифровой средой, поэтому использование ИТ в образовательном процессе является необходимым компонентом жизни в современном развивающемся мире. Владение компетенциями XXI века — важная составляющая успешного человека.
ИТ имеют все возможности значительно повысить качество образования и усвоение учебной программы, и рассмотренные достоинства от их использования превосходят минусы.
Но не стоит забывать важность деятельности учителя. Только опытный, идущий в ногу со временем педагог, способен отобрать необходимый контент для учащихся, методически-верно построить и организовать учебный процесс с внедрением ИТ с максимально-возможной эффективностью и минимальными негативными последствиями для учеников.
Литература:
- Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 314 с.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.]; под редакцией А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. — М.: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. — 342 с.
- Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. — М.: МГПУ. 2005. — 241 с.
- Титова С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании / С. В. Титова // Вестник Московского университета. 2015. № 4. С. 39–54.
- Кравченко Ю. А. Особенности использования технологии дополненной реальности для поддержки образовательных процессов / Ю. А. Кравченко, А. А. Лежебоков, С. В. Пащенко // Открытое образование. 2014. № 3. С. 49–54.
- Информационные технологии в школе. Почему без них уже нельзя обойтись [сайт]. — Северск, 2014–2021. — URL: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/tekhnologii-v-shkolakh.html
- Шишкина Ю. М. Классификация и инструменты современных цифровых технологий в образовании / Ю. М. Шишкина, Л. Х. Гаттарова, А. Э. Исламов // Актуальные исследования. 2021. № 47 (74). С. 136–138.