Одно из правильных обобщений, которые мы можем сделать о современном мире, заключается в том, что современная архитектура по меньшей мере уродлива. Если бы мы показали нашему 250-летнему предку наши города и пригороды, он был бы поражен современными технологиями, впечатлен нашим богатством, ошеломлен нашими достижениями в медицине, но был бы шокирован и не поверил бы в те ужасы, которые нам удалось создать вокруг себя с точки зрения архитектуры. Общества, которые во многих отношениях намного более развиты, чем общества прошлого, сумели создать городскую среду, более угнетающую, хаотичную и неприятную, чем когда-либо.
Ключевые слова: архитектура, здание, красота, архитекторы, модернисты, творчество, современность.
Самое важное обобщение, которое мы можем сделать о современном мире, состоит в том, что это чрезвычайно безобразный мир, потому что никто не может сказать, что сегодняшний мир красивее, чем он был в прошлом. Сегодняшний мир может быть более продвинутым и передовым, но он, безусловно, более хаотичен, чем был в прошлом, и этому сдвигу есть несколько причин.
Война с красотой. С самого начала возникновения архитектуры стало ясно, что задача архитектора не только сделать здание пригодным для использования, но и сделать его красивым. Во имя красоты архитектор добавляет набор красочных плиток над окнами или ряд резных цветов над дверью. Пытаясь cгармонировать окна и фасады, даже если здание столь же функционально, как мост или акведук, архитекторы стремятся придать ему максимально красивый вид.
Римляне поняли, что стены водяного насоса могут быть такими же красивыми, как храм. Ранние викторианцы считали, что даже фабрика может иметь некоторые эстетические черты элегантного загородного дома, в то время как миланцы знали, что базары тоже могут быть красивыми.
С развитием городов в наше время слово «красота» стало табу, и архитекторы современных архитектурных движений начали вести войну с тем, что они называли экстравагантностью и преувеличением красоты.
В статье под названием «Преступление украшения» австрийский архитектор-модернист Адольф Лоос указал, что украшение здания чем-либо красивым является грехом против сущности архитектуры, которую он переопределил в чисто функциональных терминах. Он также считал, что здания без украшения — честные здания, и что все представления о красоте есть предательство. Основной миссией архитектуры, задачей которой он считал создание строений, составляющих главную материальную цель строительства.
Рис. 1. Бывшая больница Барселоны (соцсети)
Разработчики были в восторге от идеи отказаться от красоты, и никому из них не пришлось платить большие суммы денег за что-либо, связанное с красотой, давая идее рациональное одобрение, и то, что начиналось как специализированная архитектурная идея, стало поводом для строительства обширных пригородов, и лишили кварталы всякого подобия красоты, и начали эволюционировать в архитектуру, похожую на нечеловеческие коробки.
Создается впечатление, что современные архитекторы не вполне соглашались с идеей полного отказа от красоты в пользу функциональности, а противники — швейцарский архитектор-модернист Ле Корбюзье и немецкий архитектор Людвиг ван дер Роэ — подчеркивали необходимость уделять внимание визуальной эстетике, как и их древние предшественники, даже после того, как они захотели представить себя строгими архитекторами.
Но осталась их любовь к искусству и красоте, и в этом самое главное отличие их от застройщиков и архитектуры, считавших понятие красоты понятием старым и элитарным, а модернизм стал уродливым, потому что разучился выражать красоту, которая так же необходима, как необходимость в стенах, потолках и дверях.
Рис. 2. Современная больница в Барселоне (социальные сети)
Нет определения красоты . В досовременном мире эстетические правила широко применялись как в искусстве, так и в архитектуре. Эти правила были кодифицированы в древней художественной школе, известной как классицизм, созданной греками и развитой римлянами. Классицизм определял, какими должны быть искусство и красота более 1500 лет, а классическая архитектура существовала и полностью утвердилась на Западе.
Со временем постепенно возникла определенная степень разногласий, и некоторые начали вводить другие стили, такие как средневековая готическая архитектура, китайская архитектура, исламская архитектура, альпийская и тайская архитектура.
Типы зданий различались, и возникли дискуссии о лучших методах строительства. Со временем все поняли, что когда речь идет о визуальном вкусе, то в этом споре действительно никто не может победить, все вкусы заслуживают внимания, и объективного критерия их измерения уже нет.
После этой трансформации и с приходом современности значение уродства исчезло, появилось новое значение личного вкуса, никому не разрешалось называть здание безобразным, то, что нравится одному, может не понравиться другому и наоборот, города становились уродливее прежнего, так как всем позволено строить по личному вкусу.
Рис. 3. Современное здание в Нью-Йорке (социальные сети)
Важность личного видения. В начале ХХ века возникла новая идея, а именно, что архитектор — особенный человек, у него должно быть свое неповторимое личное видение, свое воображение, которое должно быть выражено в его строениях, чтобы удовлетворить его творческий дух. Для некоторых архитекторов это было освобождением, но общество в целом заплатило высокую цену за растущее явление индивидуального творчества.
Внезапно архитекторы начали соревноваться за самые причудливые и эпатажные архитектурные формы, чтобы продемонстрировать индивидуальность и совершенство. Исчезли геометрические правила, строительная гармония и целостное общественное видение геометрического урбанизма.
Рис. 4. Sky Tower в Гаосюне, Тайвань и Гранд Лиссабон, Макао (социальные сети)
Рис. 5. Столичные ворота, Абу-Даби, RMJM, 2011
Мир стал таким уродливым, потому что мы забыли сделать его достаточно убедительным, что забота о визуальном мире — это не элитарное времяпрепровождение, а психическое здоровье. Проще говоря, места, в которых мы живем, определяют, какими людьми мы можем быть.
В условиях ухудшения состояния окружающей среды, независимо от того, насколько безопасна и богата наша материальная жизнь, наш дух утонет. Мы обращаем внимание на то, что говорят здания вокруг нас. Если говорят о грации и обаянии, доброте и свете, то настроение у нас будет приподнятое; если же они покажутся нам угрожающими и пугающими, мы будем чувствовать себя удручающе. Современность мало уважает нашу хрупкость. Она считает, что пока не протекает крыша, мы можем жить среди зданий непреодолимого позора и не терять волю к жизни.
Литература:
- Бабуров В. Город солнца // Галерея недвижимости. 2013. № 5 (113). С. 31–35.
- История красоты / Под ред. Умберто Эко. М.: Слово/ Slovo, 2007. С. 246.
- Седых А. Кризис современной архитектуры // [электронный ресурс] http://www.rmnt.ru/story/realty/373409.htm
- Ситар С. Архитектура внешнего мира: искусство проектирования и становление европейских физических представлений. — М.: Новое издательство. — 2013. — 272 с.
- Титов А. Л. Современная архитектурная среда и её влияние на поведение человека. // Архитектон: известия вузов. — 2004. -№ 6. // [электронный ресурс] / http://archvuz.ru/2004_1/21
- Чернышова Э. П. Феноменология архитектурной формы: влияние архитектурно-пространственных форм на психику человека / Доклад / Искусствоведение, Архитектура и Строительство — Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции // [электронный ресурс] / http://www.sworld.com.ua/konfer32/486..pdf/
- Шугаев Е. Кризис современной архитектуры // Грани. — 1949. — № 5 // [электронный ресурс] http://rucont.ru/efd/301093 (дата обращения 18.02.2016)
- Юм Д. О норме вкуса. М.: Эстетика, 1979. С. 27.
- Architectural Design Profile. 1992. № 97.
- Khzanov M., Lezhava I., Shubenkov M., Mullagildin R. Vologda-Sibstream team // Proposals for the International Competition of Sustainable Urban Systems Design. 22nd World Gas Conference. Tokyo, 2003.