Педагог в переводе с древнегреческого — «ведущий ребёнка». И действительно, попадая в детский сад, дети рука об руку с педагогами познают дошкольный и окружающий его мир. Глядя на воспитанников, задаёшься вопросом: какими они станут? Что ждет их в будущем? Какую профессию выберут? Важно уже с дошкольного возраста как можно шире познакомить детей с многообразием профессий. Впереди у них длинный путь открытий, который позволит получить ценный жизненный опыт.
Наш детский сад является инновационной площадкой по работе с детьми по ранней профориентации. Конечно же, все педагоги находятся в постоянном поиске, как познакомить детей с миром профессий, чтобы они получили не только знания, но и практический опыт. Детский сад для детей — это не подготовка к взрослой жизни. Это и есть сама жизнь: интересная, веселая, наполненная яркими впечатлениями. Получая эти впечатления, дети открывают для себя новый мир. Для педагогов важно, чтобы дошкольники не просто узнали о профессиях, но и могли проиграть, пропеть, проговорить, пропрыгать, нарисовать эти самые профессии.
Все возрастные группы, отвечая интересам детей и созданным условиям, имеют профессиональную направленность: фермеры, журналисты, продавцы, ветеринары, врачи, лаборанты-экологи, мастера по изготовлению игрушек, стилисты, менеджеры общественного питания. В соответствии с выбранным профилем группы, дети получают более углубленные знания об определённых профессиях, но это не исключает знакомство с профессиональным многообразием. Хочу отметить, что профиль группы выбран не случайно. Педагоги предусмотрели возможность взаимодействия с социальными партнерами и заручились поддержкой родителей. Например, подготовительная группа компенсирующей направленности выбрала себе профессию журналисты, во первых, потому что данная профессия предполагает работу, связанную с речевой деятельностью, а это вписывается в направленность группы. Во вторых, налажен контакт с районной газетой и предусмотрены основные направления по дальнейшему взаимодействию.
Лаборанты-экологи, ветеринары и фермеры заручились поддержкой родителей, работающих по этой специальности. Обговорили возможность тематических экскурсий и встреч.
Весь педагогический коллектив строит траекторию работы так, чтобы дошкольники познавали окружающий мир через профессиональную социализацию. Мы помогаем своим ребятишкам сделать пусть и маленькие, но «умные» шаги к успешному выбору профессии.
Прежде всего создаем профориентационную развивающую среду. В каждой группе созданы тематические игровые центры. Педагоги творчески подходят к решению вопроса наполняемости игровым материалом, создают авторские пособия, игры, макеты. Стараемся креативно подходить к организации образовательной среды, и как результат, даже традиционный уголок дежурных превращается в «Бюро труда и занятости «Помогайкин», где ребенок может выбрать дело по душе — дежурство по занятиям, в природе, по столовой. А также проанализировать себя, прикрепив магнит с соответствующим смайликом на поле «Оцени себя».
Конечно же, в наше время современных технологий не обойтись без интерактивного оборудования. Педагоги активно используют информационно-коммуникативные технологии, создают авторские игры. Они помогают в доступной форме организовать с детьми иногда такую сложную, но необходимую работу по профориентации. Детям важно видеть, что результат их труда востребован, значим, тогда они чувствуют себя уверенными и нужными. Поэтому педагоги при создании компьютерных игр используют продукты детской творческой деятельности. Они сканируют рисунки и используют в тематических играх. Это мотивирует детей более старательно относиться к выполнению своих работ, да и родители не остаются в стороне.
Игра — это самая свободная, естественная форма познания ребёнком мира. В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. Наша картотека игр постоянно пополняется дидактическими и подвижными играми. Очень популярны среди детей этюдные тренажи, в которых дети «примеряют» на себя профессию, говорят о профессиональных качествах, а иногда, основываясь на собственном опыте, передают жесты, мимику и интонацию.
В соответствии с утвержденным планом работы педагогами проводятся тематические образовательные ситуации. Благодаря интегративности, задачи социально-коммуникативного развития решаются в разных образовательных областях. Наибольший интерес у детей вызывают познавательные лаборатории, где дети исследуют профессии и продукты труда; аудиальные занятия, в ходе которых продуктивная деятельность малышей сопровождается рассказом педагога об интересных фактах о профессии; «Сам себе режиссёр» — дети проявляют инициативу в выборе сюжета и способов его реализации.
На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален благодаря технологии развивающего обучения. Педагогами реализованы проекты «В кабинете доктора Лечу», «Профессий много, твоя — одна», «Какая профессия у Деда Мороза», «У моей мамы необычная профессия», «Какие профессии живут в детском саду».
Взаимопосещения — это своего рода перекресток знаний о профессиях. Конечно же, работа по ранней профориентации не может идти в рамках одной группы и ознакомления с одной профессией. Система взаимопосещения позволяет детям обменяться опытом и проявить уже полученные навыки. Журналисты группы «Цветик-семицветик» брали интервью у воспитанника группы «Гномы», который профессионально занимается спортом. Лаборанты-исследователи проводили эксперименты вместе с детьми других групп, а доктора с удовольствием лечили своих друзей. В настоящее время в связи сложной эпидситуацией взаимопосещения заменены на виртуальные гостиные.
Конечно же, несмотря на то, что ребёнок много времени проводит в детском саду, первым педагогом для него все-таки является родитель. Именно его мнение, авторитет и пример очень значимы для малыша. Поэтому мы стараемся направить совместные усилия на решение одних образовательных задач. Мы рекомендуем родителям проводить с детьми совместные беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, даже сводить на свою работу. Это оставляет у детей неизгладимое впечатление. Используем такие формы работы как родительские собрания, вечера-встречи, творческие мастерские. Очень продуктивно проходят встречи с мамами в детском саду.
В заключении хотелось бы сказать: педагоги нашего детского сада уверены, что работа в данном направлении продуктивна и интересна детям, а значит, будет иметь свое продолжение в профессиональном будущем наших воспитанников.
Литература:
- Современный детский сад. Каким он должен быть/Под ред. О. А. Шиян.-М.:Мозаика-Синтез, 2019.- 312 с.