Ключевые слова: политическое сознание, средства массовой информации, публичное пространство, политический институт, гражданское общество, власть, Волгоградская область.
В современном мире роль средств массовой информации определяется возможностью создания «благоприятной обстановки для поиска решения актуальных общественных проблем, знакомства широких кругов населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития» [1]. На всех этапах своего развития средства массовой информации в Российской Федерации взаимодействовали с системой учреждений, осуществляющих властные полномочия и для утверждения которых требовалось использование каналов для получения и передачи информации. В периоды политических, социальных и экономических трансформаций изменялась роль средств массовой информации в обществе, которые в одно время выражались в усилении контроля над средствами массовой информации, а в другие периоды появилась тенденция к ослаблению контроля, что привело к формированию средств массовой информации как общественно-политического института гражданского общества, целью которого стала артикуляция интересов разных социальных когорт.
В исторической ретроспективе средства массовой информации всегда были нацелены на взаимодействия между обществом и государством. В информационном обществе СМИ приобретают колоссальное значение в политическом процессе, создавая информационное поле, они влияют на общественное мнение и политическое сознание. Дефиниция «четвертая власть» имеет под собой все основания — СМИ могут обеспечивать гармоничную интеграцию граждан в общество, либо порождать общество конфликтное. Ввиду подобного мощного рычага общественного управления на средства массовой информации как общественно-политический институт налагается ответственность осуществлять свою деятельность в рамках законности, гражданственности и толерантности.
Наряду с традиционными функциями (познавательная, коммуникативная и т. п.) с развитием интернет-технологий СМИ приобретают новые возможности, расширяя свой функционал. Появились новые функции, такие как информационный обмен, диалог сторон и др. В России действия средств массовой информации регламентируются федеральным законодательством в рамках социальной концепции развития СМИ, которая допускает медиаплюрализм с наличием альтернативных источников информации. Вместе с тем имеется ряд тем, освещение которых в СМИ ограничено — это вопросы национальной безопасности страны, а также нарушающие российское законодательство деяния.
Средства массовой информации выступают главным источником и информационного обеспечения электорального процесса, выполняя мобилизационную функцию. Именно через них граждане узнают об очередных выборах, их участниках и программах кандидатов — информационная функция СМИ. Также этот общественно-политический институт формирует представления индивидов о политической ситуации, идеальных моделях политического устройства, т. е. реализует уже мировоззренческую функцию, формирующую политическое сознание граждан.
Одной из ведущих задач СМИ в публичном пространстве Волгоградской области является объективное информирование населения о реализации приоритетных направлений социально-экономического развития региона, рассмотрение актуальных, насущных проблем, а также взаимодействие с различными уровнями власти для их решения.
В ходе исследования были выделены следующие функции средств массовой информации «информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная» [2]. При этом стоит отметить, что все вышеуказанные функции СМИ в той или иной степени наделены воздействующим свойством, целью которого является донесение новой информации о той или иной ситуации, моделирование сознания и ценностных ориентиров, в совокупности «посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т. е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей» [3].
На территории Волгоградской области в настоящее время осуществляют деятельность 253 государственных и коммерческих СМИ. В последние годы Волгоград стал местом проведения ряда крупных мероприятий медийной сферы всероссийского и международного уровня, организованных с участием администрации региона. Волгоградская область является единственным регионом, где два года подряд проводился образовательный форум «Союза журналистов России» «Инфорум», в рамках проведения которого принимали участие более 300 человек, а также отраслевые эксперты федерального уровня, что в целом позволило получить высокую оценку в российской медиасфере.
На территории Волгоградской области районные СМИ характеризуются низкой степенью читабельности среди потенциальной целевой аудитории, однако пользуются высокой степенью доверия у постоянных читателей, оказывая влияние на их политическое сознание.
Более 75 % публикуемой информации в районных газетах охватывают региональную и федеральную информационную повестку, которая редко пересекается с жизнью муниципалитета. Такая ситуация происходит по нескольким причинам: малое количество инфоповодов на территории муниципалитетов; низкая заинтересованность сотрудников СМИ; отсутствие массового запроса на местные новости со стороны жителей; бюрократические издержки.
Также следует отметить роль «независимых» СМИ в публичном пространстве Волгоградской области таких как: Информационное агентство V1.RU, Блокнот Волгоград (Волжский, Камышин и т. д.), Остров Свободы, СоцИнформБюро, которые имеют большое влияние на политическое сознание в региональной повестке как среди региональных элит, так и среди жителей региона. На ведущую роль данных СМИ повлияли такие факторы как: присутствие на всех информационных площадках, в том числе в Телеграмм, V1.RU имеет собственное мобильное приложение, подача актуальной и противоречивой информации с громкими заголовками, нередко в ярко агрессивной форме, а также высокий уровень доверия аудитории.
Таким образом, в своей деятельности СМИ не просто транслируют информацию об окружающей действительности, уделяя пристальное внимание происходящим вокруг событиям, но в скрытом или открытом виде так или иначе оказывают весомую долю влияния на политическое сознание граждан, а также на все социальные и политические процессы в публичном пространстве Волгоградской области, а их роль в регионе определяется комплексом функций, которые они реализовывают.
Литература:
- Митрофанова, И.В., Коробов, О. В. Печатные средства массовой информации в Волгоградской области: тенденции и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 20. — С. 56–63.
- Васильева, Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». — Благовещенск: АмГУ, 2010. — С. 109–112.
- Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — С. 126–159.