В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании. Описана цель современного образования и суть изменений.
Ключевые слова: метазнания, метапредметность, компетентностный подход, качество образования.
Преобразования, изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, определили новые направления образовательной политики, представленные качеством образования. Качество и цель образования является постоянной заботой общества. Где целью образования может быть не только информация о чем-то, потому что полученная информация быстро устаревает, но и, что связано с умением адаптироваться в современном обществе, умением применять полученные знания в разных областях и развивать способность к думать и применять знания. Решать проблемы современного общества, мира, уметь реализовывать собственные успехи и при этом быть счастливым человеком.
Мистер Мортимор, известный английский педагог и ученый, один из основателей движения «эффективность школы», считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит новую образовательную цель. По его словам, такой целью является «уверенный в себе, внутренне мотивированный, быстро думающий, решающий проблемы и идущий на риск, действующий вместе с другими людьми, достаточно «вооруженный» знаниями, толерантный и социально ориентированный. «Способность к обучению, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых основ личного нравственного выбора [5, с. 85].
Учитывая, что сегодня в образовательном сообществе возникает вопрос об эффективности качественного образования: как его понять, как его улучшить. В Федеральном государственном образовательном стандарте установлено, что к метапредметным результатам обучения относятся универсально освоенная образовательная деятельность, обеспечивающая набор режимов действий учащегося, возможность учиться, междисциплинарные понятия. Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание на новых требованиях к результатам обучения в образовании. При этом личностные, предметные и метапредметные результаты обучения у обучающихся отличаются [3, с. 124].
Суть изменений в образовании заключается в переходе от познавательной к развивающей парадигме; введение понятия «ключевые компетенции» как основного результата образования; актуализация терминов «общий предмет и умения метапредмета», «результаты метапредмета», «универсальные учебные события». Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои способности и социальный заказ, но всегда движется от технологий познания к активным и практическим технологиям. Универсальные образовательные мероприятия предусматривают этапы освоения содержания образования и формирования психологических способностей учащегося. Проверка знаний обучающихся по личным, предметным и метапредметным результатам. Где ценности и смыслы как раз и являются метапредметной основой образования человека [1, с. 20].
Метапредметность — новая форма обучения, построенная на традиционных предметах, в ее основе лежит интеграция учебного материала типа мыслительной деятельности и принципа рефлексивного отношения к мышлению.
Компетенция — это определенный способ понимания, истолкования группы явлений, основной принцип анализа деятельности.
В научно-практических исследованиях, проводимых Ученым советом Института образования человека под руководством А. В. Хуторского, выделяют пять блоков ключевых личностных характеристик, имеющих метапредметный характер. Эти личностные свойства подлежат развитию, диагностике и оценке в процессе обучения как внутриличностные метапредметные результаты обучения: когнитивные (познавательные) свойства; организация и деятельность (методические); творческие; особенности общения; ценностно-смысловые (мировоззренческие) [2, с. 27].
Метапредмет как принцип интеграции, объединяющий содержание образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивает формирование целостного образа мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся вырабатывается подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Смысл образования заключается в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру, его микро- и макрокосму, обеспечивается через деятельность, связанную с базовыми узловыми основаниями мира и человека. Эти основы содержат и метапредметный характер образования. Целью образования является не овладение учебной деятельностью, а именно порождение и производство образовательного результата, имеющего ценность как для самого учащегося, так и для окружающего его общества, мира, человечества [2, с. 27].
Своевременные компетенции метасубъекта являются руководством к управлению будущим и способом мотивировать их к обучению. Где технологии и приемы также важны для формирования этих компетенций. Но в процессе обучения у обучающегося формируются определенные компоненты компетенций, и для того, чтобы не только подготовиться к будущему, но и жить настоящим, осваиваются эти компетенции с педагогической точки зрения, которые проверяются в учебной деятельности согласно результат метапредмета [4, с. 43].
Таким образом, метапредметная компетенция представляет собой взаимодействие обучаещегося с социальным опытом всего человечества. Результаты метапредмета являются индикаторами освоения образовательной программы. Целью образования является развитие у обучающихся способностей, потенциала, формирование важных качеств, благодаря которым обучающийся мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям жизни.
Литература:
- Ахромова, А. Г. Реализация универсальных компетенций в процессе обучения по направлению подготовки педагогическое образование / А. Г. Ахромова, Н. В. Иванова, К. Р. Саакова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. — 2021. — № 1. — С. 19–23.
- Банникова Т. А. Особенности компетентностного подхода в подготовке современных специалистов в сфере физической культуры и спорта / Т. А. Банникова, В. В. Суворов, Н. А. Амбарцумян, Е. А. Кузенко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2018. — № 1. — С. 26–28.
- Бархаев, Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Б. П. Бархаев, А. Г. Караяни, В. Ф. Перевалов и др. — М.: Воениздат, 2018. — 488 c.
- Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С.Пономарева. — М.: Юрайт, 2019. — 128 с.
- Шаповал, Ю. Р. Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы / Ю. Р. Шаповал // Вестник науки и образования. — 2019. — № 10. — С. 84–87.