В статье анализируются особенности российского электората. После рассмотрения концепции демократической политической системы были выявлены ее принципы: люди — источник суверенитета и власти; социальное равенство людей; наличие и защита прав человека; только большинство выражает свою волю через институты власти; меньшинство имеет право создавать оппозиционные группы; политические ассоциации, партии, кандидаты и другие политические деятели конкурируют друг с другом. Определенное электоральное поведение формируется в рамках демократической политической системы. Избирательное поведение — это, в принципе, степень вовлеченности людей в избирательный процесс, а также уровень их активности и заинтересованности в избирательной процедуре и т. д. То или иное электоральное поведение формируется представлениями о политике, а также собственным опытом, прямым или косвенным, взаимодействия с политическими субъектами. С другой стороны, существующая политическая практика также влияет на формирование электорального поведения. Современный российский электорат из-за непопулярных политических решений, влияния административного ресурса на молодых избирателей и т. д. Упускает возможность рационального поведения.
Ключевые слова: политика, демократия, электорат, электоральное поведение, политическая культура.
Современная демократическая система в России прошла собственный путь становления и развития. Демократия как политический режим существует в истории очень давно. Древний мир — пример демократического государства. Таким образом, в зависимости от эпохи демократия представляла собой другое понятие [1; с. 232].
Внутри государства демократия рассматривается как политический режим со следующими характеристиками:
- Избрание политических лидеров только на основе честной и здоровой конкуренции в форме честных и конкурентных выборов;
- Единственным и легитимным источником власти в демократическом государстве является народ.
- При принятии решений общество руководствуется только общим благом, которое принесет пользу большинству людей;
- В демократическом правительстве необходимо юридически гарантировать определенные права каждому члену общества [4; с. 397].
В такой форме демократии, как представительная демократия, граждане осуществляют свои права через избранных представителей (депутатов), делегируя свои законные права. Депутаты в первую очередь при принятии решений руководствуются предпочтениями людей, из числа которых они избраны. Принципы демократии:
- Народ — источник суверенитета и власти;
- Социальное равенство людей;
- Доступность и защита прав человека;
- Только большинство выражает свою волю через институты власти;
- Меньшинство имеет законное право создавать оппозиционные ассоциации;
- Плюрализм. Политические ассоциации, партии, кандидаты и другие политические образования конкурируют друг с другом [3; с. 167].
Выборы — это эффективный способ реализации гражданами своего законного права выражать свою волю в демократической политической системе. защите и представлению своих интересов на государственном уровне [5; с. 86].
Электорат (лат. Избиратель — избиратель) — сообщество людей, голосующих на выборах, поддерживающих определенную политическую партию, кандидата или политика. Поведение при голосовании — степень общего участия граждан в избирательном процессе и степень их активности и заинтересованности в контексте: избирательного процесса как возможности выразить свою волю. С другой стороны, существующая политическая практика также влияет на формирование избирательного поведения [7].
Формирование электорального поведения человека как неотъемлемой и необходимой части политической деятельности, возможно, в ситуациях, когда человек сталкивается с социальным и жизненным выбором (социальная поддержка, жилье и т. д.). Основная проблема при исследовании электорального поведения — это определение мотива голосования электората [8; с. 62].
Рациональный избиратель, осознающий мотивы своего электорального поведения, как правило. Такой избиратель может выбирать между несколькими моделями поведения:
- Участвовать в выборах для избрания правительства, которое может наиболее эффективно реализовать личные выгоды избирателя;
- Не участвовать в выборах, если достижение личной выгоды не будет зависеть от их исхода;
- Участвовать в выборах, голосовать за «спойлера» кандидата, т. к. кандидат или политическая партия, приход к власти которых угрожает их собственным преимуществам, потеряет как минимум одного избирателя [2; с. 7].
В настоящее время в России из-за непопулярных политических решений, качественных изменений электоральной ситуации, а также действий оппозиционных структур возможности рационального поведения избирателей ограничены. Нестабильная ситуация с доходами, повышение налогов и повышение пенсионного возраста искажают голосование россиян.
Современный российский электорат включает в себя такие черты, как: наличие избирательных подгрупп, например, на национальном уровне; плюрализм взглядов; оппозиционное отношение к действующей власти [6; с. 57].
В Российской Федерации количество молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет составляет почти 35 миллионов; молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет составляют около 23 % всего электората в современной России. Согласно исследованию причин участия, в выборах Челябинска, самая старшая группа избирателей определила свою мотивацию к участию в выборах — «это мой долг» — 50,4 % опрошенных. На втором месте — демонстрация личных политических взглядов — 43 %. На третьем месте — политическая традиция — 18,2 % [7].
Среди молодых избирателей мотив, прежде всего, «политическое выражение» — 37,0 %. На втором месте конформистская тема группового поведения — «пошел в компанию с родственниками, друзьями, знакомыми» — 25,9 %. Третий — «проявление гражданского долга» и четвертый мотив — «принудительная необходимость, потому что они вынуждены голосовать на работе, во время учебы», набрали столько же — 18,5 %. Однако эти мотивы голосования качественно отличаются от мотивов избирателей старшей возрастной группы. В старшей группе только 1,7 % респондентов назвали эти мотивы [10]. Из-за отсутствия политического опыта, безразличия и высокой зависимости от начальства на работе или в школе субъекты, обладающие административным ресурсом, могут существенно влиять на выбор молодежи. Такая ситуация может наблюдаться во время выборов в любых территориальных единицах России [9; с. 61].
Таким образом, нынешнее избирательное поведение россиян представляет собой многокомпонентную структуру, которая характеризуется: политическими интересами большинства граждан; образованные политические взгляды; способность сотрудничать в принятии решений; оппозиционное отношение. Если посмотреть на российский электорат по возрастным характеристикам, то молодые избиратели, число которых с каждым годом только увеличивается, наиболее уязвимы для влияния административного ресурса на их выборы.
Литература:
- Андрианова, А. С. Понятие «политический маркетинг» / А. С. Андрианова // Наука и техника, общество и культура: проблемы конвергентного развития: Сборник материалов Молодежных научных чтений: в 2 частях, Таганрог, 11–12 декабря 2018 года / Южный федеральный университет. — Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. — С. 231–233.
- Иванова А. О. Выборы как способ осуществления народовластия в Российской Федерации / А. О. Иванова // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. — С. 6–11.
- Ильиных Е. М. Особенности современного российского электората / Е. М. Ильиных // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 9(37). — С. 166–169.
- Кошелек Т. Л. Выборы как форма волеизъявления граждан Российской Федерации / Т. Л. Кошелек // Правовое образование: Сборник научных трудов / под общей редакцией Б. М. Магомедова. — Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. — С. 395–398.
- Леонова О. Г. Политический маркетинг в России: цели, задачи, сущность и содержание / О. Г. Леонова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — Т. 2. — № 7. — С. 85–91.
- Пивоварова М. И. Политический маркетинг / М. И. Пивоварова // Задачник по основным учебным дисциплинам направления «Реклама и связи с общественностью». — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. — С. 56–57.
- Региональный электоральный процесс в современной России. [Электронный ресурс] URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2143 (дата обращения: 22.11.2021).
- Твердов А. А. «Политический маркетинг и формирование общественного мнения в избирательной кампании» Монография. 2005.
- Франц В. А. Политический маркетинг: Учебное пособие. Рекомендовано методическим советом УрФУ для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 38.03.04, 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», 42.03.01, 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» / В. А. Франц; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. — 92 с.
- Численность и состав населения Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://gabon.mid.ru/ru/countries/russia/welcome/territoriya_i_naselenie_rossiyskoy_federatsii/#:~:text=Численность %20граждан %20Российской %20Федерации %20составляет,тыс. %20человек %20имеют %20двойное %20гражданство (дата обращения: 22.11.2021).