Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохранение, но и на повышение уровня комфорта и координации собственников жилых помещений. В конечном итоге именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы Общие собрания собственников помещений проводились, набирали кворум и были правомочны принимать решения по важным для МКД вопросам.
Данная статья посвящена рассмотрению практического применения информационных технологий в механизме управления МКД как успешно применяемого инструмента для повышения его эффективности. Под механизмом управления в данном случае подразумевается проведение как годовых, так и внеочередных Общих собраний собственников помещений, которые направлены на решение разного рода проблематики. Для рассмотрения данного инструментария использованы различные методы исследования, в том числе качественные методы оценки. Научная новизна работы заключается в систематизации практики применения новейших информационных технологий, которые могут быть использованы собственниками жилых помещений в процессе управления МКД. В основу анализа положены данные по итогам практического применения вышеуказанных систем на практике.
Результатом рассмотренной в статье проблематики является обоснование логики применения новейших методов управления МКД для повышения его эффективности.
Ключевые слова: ЖКХ, общие собрания собственников, многоквартирный дом, информатизация, цифровизация, государственная информационная система, автоматизированная информационная система, информационный портал, собственники жилых помещений.
Введение
Многолетняя практика применения традиционных методов управления многоквартирным домом (далее — МКД) показала, что проведение Общих собраний собственников помещений в очной, очно-заочной и заочной форме становится все менее эффективным. Это связано с большим объемом бумажной работы, затрудненного взаимодействия с собственниками жилых помещений, отсутствием необходимой координации. На данный момент существуют и набирают все большую популярность информационные технологии в управлении МКД, такие как:
— использование различного рода частных и государственных автоматизированных информационных систем (на федеральном уровне это ГИС ЖКХ, Дом. Госуслуги);
— использование информационных порталов (на федеральном уровне это портал Реформа ЖКХ, на уровне города Москвы это порталы Дома Москвы, Мос. Ру и другие).
Все они включают в себя как обработку и хранение информации (например, реестры собственников помещений, кадастровые паспорта, информация о Совете МКД и УО), так и новейшие методы для организации процесса голосования, подведения его итогов по поставленным на повестку собрания вопросам и сдачи документации в орган государственного жилищного управления (далее — ГЖИ).
Основная часть
Цифровизация предполагает внедрение применения прикладных информационных технологий для автоматизации различных отраслей и процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — ЖКХ). Среди них такие, как:
— прогнозирование и моделирование
— учет потребления ресурсов
— начисление и прием платежей за ЖКУ
— документооборот
— распределение ресурсов и капитальный ремонт жилищного фонда
— предоставление дополнительных услуг, к ним так же относятся процессы управления МКД и общедомовым имуществом, проведение Общих собраний собственников помещений. Именно эта часть информатизации является интересной в ключе данной статьи.
Принимая во внимание 22 Федеральных закона, после принятия которых были внесены существенные изменения в ЖК РФ с 2018 года, которые отменили Приказ Минстроя № 937/ПР в пользу Приказа Минстроя № 44/ПР в феврале 2019 года и отменили Приказ Минстроя № 411/ПР и с учетом внедрения государственных и частных автоматизированных информационных систем, процедура проведения Общих собраний собственников помещений в МКД существенно изменяется и упрощается. На данный момент в общих чертах, с учетом внедрения и использования ГИС ЖКХ, она выглядит следующим образом.
- В Москве необходимо два заполненных оригинала заявления, в управляющую организацию (далее — УО) и в ГКУ ИС района проживания о намерении провести Общее собрание силами УО или инициативной группы собственников. В соответствии с текущим законодательством, ГКУ ИС обязано предоставить реестр собственников помещений в МКД, который должен соответствовать требованиям ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ и п. 20А Приказа Минстроя № 44/ПР. Запрос реестра должен быть указан в заявлениях. Однако на практике представляемые реестры содержат либо неполные, либо ошибочные сведения, не совпадающие с ЕГРН. Для повышения качества реестра можно сделать запрос в сторонние автоматизированные информационные системы, которые обладают лицензией на обработку и хранение персональных данных. Данные реестры будут более полными.
- Так как государственные информационные системы не размещают информацию в соответствии с требованиями законодательства, при помощи сторонних автоматизированных систем можно получить имущественный паспорт МКД. Без него корректная процедура подсчета голосов собственников после проведения голосования становится весьма затруднительной.
- Далее следует проверить МКД на предмет готовности к промышленной эксплуатации посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ), это можно сделать на информационном портале системы.
- Если дом не готов к промышленной эксплуатации, то необходимо запросить в УО кадастровый шаблон, который в соответствии с п. 2.12.2 раздела 10 Приказа Минстроя № 74/114/ПР они обязаны предоставить собственникам в течение 15 календарных дней. Так же необходимо проверить в личном кабинете ГИС ЖКХ сведения об администраторе Общих собраний в МКД. Администратором может стать любой собственник.
- После направления в ГЖИ заявления на предоставление полномочий администратора общих собраний собственников, в течение трех рабочих дней будет либо получено подтверждение, либо мотивированный отказ, который так же можно оспорить. После подтверждения полномочий и получения реестра собственников помещений необходимо составить повестку дня будущего собрания и утвердить ее с инициативной группой собственников в МКД.
- После того как повестка дня Общего собрания согласована и МКД проверен по ГИС ЖКХ, можно уведомлять собственников о проведении Оющего собрания. Форма проведения Собрания может быть очно-заочной (то есть включать стандартную процедуру с обсуждением на очной части собрания вопросов, поставленных на голосование и формулировкой проектов принимаемых решений), либо полностью заочной (с использованием информационной системы Дом. Госуслуги. Для проведения Собрания в заочной форме предварительное решения традиционного Общего собрания собственников, в соответствии с изменениями в ЖК РФ, уже не потребуется. Однако, при наличии в МКД помещений, которыми владеет Департамент государственного имущества г. Москвы или юридические лица, уведомлять владельцев о намерении провести Общее собрание собственников необходимо посредством заказного письма на адреса владельцев. В уведомление необходимо включить пункты об авторизации собственников в системе ГИС ЖКХ, а также предписанные ЖК РФ пункты про выбор или подтверждение полномочий Администратора Общих собраний в ГИС ЖКХ и определение формата взаимодействие с ним. Уведомление необходимо разместить на информационных досках в местах общего пользования МКД и дополнительно разложить по почтовым ящикам. Фотокопии уведомления и исходный текст необходимо приложить к сообщению о проведении собрания в ГИС ЖКХ.
- В ходе первого собрания с использованием информационных систем, для тех собственников, которые не имеют навыков пользования ими, необходимо предоставить бланк голосования в бумажном виде, Скан или фотокопию заполненного собственником бланка решения необходимо разместить в ГИС ЖКХ. Те, кто не смог проголосовать посредством ГИС ЖКХ, по законодательству не обязаны предоставлять подтверждений в бумажной форме, так как их может получить непосредственно Администратор Общего собрания в личном кабинете в ГИС ЖКХ. Подлинники решений таких собственников так же необходимо будет предоставить в ГЖИ вместе с итоговым протоколом Общего собрания, предварительно разместив все документы в ГИС ЖКХ. Если не было возможности вовремя разместить в ГИС ЖКХ решения, поданные на бумажном носителе (по закону, это необходимо сделать в течение часа с момента получения решения), то протокол будет сформирован автоматически.
- Итоговый протокол составляется в четырех экземплярах с приложением подлинников бумажных решений к первому экземпляру. На всех оригиналах ставится подпись всех организаторов Общего собрания: инициатора, председателя Собрания, секретаря Собрания, членов счетной комиссии. Первый подлинник со всеми предусмотренными ЖК РФ приложениями сканируется, прошивается, пронумеровывается и сдается в УО для передачи в ГЖИ. Второй экземпляр оригинала протокола без бланков решений также сдается в УО для хранения и исполнения принятых решений. На третьем и четвертом оригинале ставится отметка о вручении — один хранится в предусмотренном решением Собрания месте, остальные необходимы для передачи внешним подрядчикам и взаимодействия с ними.
- После размещения протокола Общего собрания необходимо переходить к контролю исполнения всех принятых в соответствии с Повесткой дня решений.
Помимо непосредственного проведения процедуры Общего собрания собственников помещений в МКД, посредством ГИС ЖКХ можно проконтролировать размещение или разместить при их отсутствии следующие сведения:
— о председателе Совета МКД и участниках этого Совета;
— Ознакомиться с договором управления МКД — с какой УО он заключен и соответствует ли эта информация истине, проверить срок его действия с учетом автопродления и дату очередного перезаключения текущего договора;
— проверить на какую дату в МКД намечен капитальный ремонт. Если капитальный ремонт еще не проводился, а в Фонде капитального ремонта (далее — ФКР) достаточно денег, то возможно перевести дом на специальный счет и самостоятельно определить виды и сроки работ по решениям Общего собрания собственников. Если капитальный ремонт в МКД начался или запланирован, то на информационном портале Дом. Госуслуги должен быть размещен протокол соответствующего Общего собрания с кворумом и правомочностью для принятия решений в соответствии с ЖК РФ;
— если на придомовой территории установлены ограждающие устройства, то решения о такой установке, правила их эксплуатации, ответственные лица также должны быть оформлены протоколом Общего собрания, размещенном в ГИС ЖКХ;
— Одним из самых полезных функционалов ГИС ЖКХ является регистрация показаний счетчиков в строгом соответствии с ППРФ № 354. Так же через ГИС ЖКХ можно направить информацию о приборах учета посредством заявления в электронной форме. УО обязана размещать эти сведения в соответствии с обращениями в ручном режиме в течение 7 календарных дней с даты поступления информации, что регламентировано п. 5.2.1 раздела 10 Приказа Минстроя № 74/114/ПР.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемым методом повышения эффективности управления МКД является использование разного рода ГИС, АИС и информационных порталов.
Все эти новейшие инструменты на данный момент лежат исключительно в правовом поле и регулируются в соответствии с ЖК РФ. Основным методом управления в в данной связи является Общее собрание собственников жилых помещений, эффективность которого при применении данного инструментария значительно повышается.
Немаловажно упомянуть, что использование ГИС ЖКХ в процессе управления МКД значительно затрудняет для УО возможность проведения фейковых Общих собраний собственников, так как существующие на портале стандарты размещения информации позволяют ответственным собственникам это отслеживать.
Литература:
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. От 28.06.2021);
- Крашенинников, П. В. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2010. — 720 с.
- Кириченко О. В., Накушнова Е. В. Права и обязанности граждан — собственников жилых помещений в многоквартирных домах: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2019.
- Крашенинников П. В. Жилищное право. 12-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2020.
- Преображенская Е. Г. Инновационные подходы в управлении жилой недвижимостью в крупном городе // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-upravlenii-zhiloy-nedvizhimostyu-v-krupnom-gorode (дата обращения: 22.01.2022).
- Юматов Андрей Степанович Управление жилищно — коммунальными услугами в условиях цифровой экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zhilischno-kommunalnymi-uslugami-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 22.01.2022).
- Белова А. А. Информатизация в сфере ЖКХ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-v-sfere-zhkh (дата обращения: 22.01.2022).
- Белова А. А. ИКТ в госсекторе: информатизация в сфере ЖКХ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-gossektore-informatizatsiya-v-sfere-zhkh (дата обращения: 22.01.2022).
- Ващишин Д. С. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 22.01.2022)
- Телемтаев М. М., Попов А. А. Совершенствование отечественных информационных систем управления недвижимостью на основе зарубежного опыта// Журнал «Прикладная информатика». — 2012. — № 2. — с. 18–25