Проектные технологии в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 1239 раз

Библиографическое описание:

Лошакова, Ю. Ю. Проектные технологии в образовании / Ю. Ю. Лошакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88319/ (дата обращения: 18.12.2024).



Метод проектов занимает значимое место в программе сферы образования, являясь одной из основных педагогических технологий двадцать первого века.

Термин «проект» происходит от латинского слова «proektus», что означает «брошенный вперед» «выступающий», «бросающийся в глаза».

Идея включения проектной деятельности в образовательный процесс была предложена в первой половине ХХ в. американским педагогом и философом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения возникли почти в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, старавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

В свое время А. С. Макаренко в результате новаторской педагогической деятельности пришел к выводу о проектировании личности как субъекта педагогического труда. Такое мнение не раз высказывал В. Сухомлинский, многогранное педагогическое наследие которого пронизывает идея проектирования человека.

– Этот метод позволяет создать ситуацию успеха для каждого из участников, работающих над проектом.

– Каждый учащийся получает шанс испытать себя и свои силы, знания, независимо от того «отличник» он или «троечник».

– Новые знания, умения, полученные на собственном опыте, своим трудом, усваиваются более прочно.

– Нетрадиционные формы проведения уроков в виде круглого стола, диспута, создания презентаций, разработки макетов, самостоятельный поиск информации в Интернете и библиотеках, исследования, анализы и многое-многое другое мотивируют обучающихся лучше всяких прочих педагогических ухищрений.

– Использование проектного метода на уроках помогает обучающимся развивать навыки самостоятельной работы с информацией.

– Благодаря работе в команде над проектом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, что актуально в свете произошедших изменений в жизни общества в последние годы.

Актуальность применения метода проектов на уроках в наши дни обусловливается прежде всего возможностью обеспечить для каждого обучающегося равные условия, невзирая на изначально разный уровень подготовки, знаний. Довольно часто снижение эффективности обучения проявляется из-за низкой мотивированности обучающихся, использование проектных технологий положительно влияет на этот важнейший аспект в обучении.

В современном обществе перед школой ставится задача воспитать умеющего самостоятельно искать необходимую информацию, работать с ней, думающего и способного применять полученные знания на практике выпускника. Если педагог сумеет правильно организовать проектную деятельность учащихся, то тогда этот метод поможет не только актуализировать полученные знания, но и применить их на практике, взаимодействуя с окружающим миром не только в стенах школы.

Говоря об особенностях каждой из используемых технологий в проектной методике, можно выяснить, какие именно грани они раскрывают у учащихся:

– самоопределенческая — способность самостоятельно выбирать пути решения, способы, средства и цели;

– коммуникативная — способность воспринимать обоснованную критику, общаться, вести конструктивный диалог в поисках решения;

– имитационного моделирования (игровая) — способность моделировать ситуации и проблемы из жизни и решать их;

– проблемно-поисковая — способность находить решения поставленных проблемных ситуаций;

– деятельностная — способность представлять конечный результат и осознавать пути достижения цели и средства, которые могут быть при этом использованными;

– рефлексивная — способность проводить самоанализ собственных действий.

Использование проектных технологий ставит перед собой определённые цели. Ряд исследователей под целями проектного обучения имеют ввиду следующее:

  1. Повышение самооценки, уверенности в своих силах у каждого учащегося, возможности самореализоваться в процессе работы над проектом. Это становится доступным:

– через создание «ситуации успеха» во время работы над проектом осознать себя весомым членом группы, важным, успешным, умеющим справляться с различными проблемными ситуациями;

– через самопознание себя, своего потенциала, своего взноса, а также индивидуального роста в процессе выполнения проектного задания.

Развивать у обучающихся понимание ценности коллективной работы для достижения цели, роли взаимодействия, коллективной деятельности в процессе работы над творческими заданиями; побуждать учащихся к развитию коммуникабельности.

  1. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, отбирать нужную информацию из разных источников, наблюдать за практическими ситуациями, уметь проводить анализ результатов, предлагать гипотезы, проверять их, делать собственные выводы на основе обобщения.)

Перечисленные выше цели достигаются благодаря особой организации образовательного пространства, влияющего на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к работе над собой, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» — «Я хочу» — «Я нравлюсь» и т. д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного (т. е. сложившегося ранее и ныне преобладающего, именно и исключительно в таком смысле используется нами данное обозначение) подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой.

– деятельностная — способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

– рефлексивная — способность к анализу и самоанализу после совершенней деятельности.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

– через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

– через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также •личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  2. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» — «Я хочу» — «Я нравлюсь» и т. д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

При использовании проектного метода обучения меняется не только роль учащегося, изменяется и роль учителя. Теперь преподаватель выступает не в роли диктатора с непререкаемым авторитетом, он становится тем, кто направляет деятельность, организует её, сотрудничает с учащимися. Используя разные по уровню сложности проектные задания, преподаватель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому из участников проекта. П. С. Лернер такой делает вывод: «проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества».

Учитель работает над проектом практически на равных с обучающимися, что позволяет им почувствовать себя более успешными и значимыми, сплотить коллектив. Такая работа также позволяет быстрее найти подход к учащимся.

Работа над проектами всегда довольно трудоёмкая, но результат стоит того. Условно, всю работу можно разделить на несколько этапов. На начальном важно провести погружение в проект так, чтобы обучающиеся заинтересовались темой, замотивировать их на выполнение работы над проектом. Проекты на уроках делятся на групповые, индивидуальные и коллективные. При распределении на группы важно учитывать пожелания учащихся, но и их способности, возможности, и преподавателю важно на этой ступени поддержать возникший интерес к работе, развить его.

Работая с информацией, учащиеся получают доступ к различным источникам, в том числе и благодаря использованию интернета. Образование идёт в ногу со временем, отвечая требованиям современных реалий жизни.

Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы и как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками.

Литература:

  1. Борисова Р. Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе // ИЯШ.-2007.-№ 8.
  2. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе.-2000.-№ 4.
  3. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии.-2004.-№ 4.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования 2-е изд., учебное пособие.- М.: Академия, 2008.
  5. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2000.
  6. Клименко А. В. Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся.- Преподавание истории и общества. 2002.№ 9
  7. Полат Е. С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. — М.,2000
  8. Подругина М. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. — М.: Просвещение,2013.
  9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): проектное обучение, способность, личностный рост, метод проектов, проект, процесс выполнения, учащийся, коллективная работа, конечный результат, необходимая информация.


Задать вопрос