В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.
Ключевые слова: образование, интерес, информация, занятия, методика.
У каждого преподавателя своя методика и подача информации, но всех педагогов объединяет одно — желание научить.
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»
В данной методической разработке предлагается механизм обучения для неуспевающих студентов.
Наименование дисциплины : «Динамика полета»
Основы авиации. Часть I основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В. В., Ефимова М. Г.
«История авиации и космонавтики пособие по изучению дисциплины для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения Москва-2015, филос. наук, доц. И. А. Ламбаева Карпова Л. И.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2006, доктор экономических наук, профессор кафедры управления СПбГУП А. С. Большаков, Берденникова Н. Г., Меденцев В. И.
Для начинающих преподавателей, аспирантов и магистров высших учебных заведений выдаются советы по организационной и методической деятельности, подготовке и проведению основных видов учебных занятий, применению технических средств обучения, осуществлению контроля успеваемости и качества подготовки студентов.
Цель методической разработки: выявить пробелы в знаниях у студента и восполнить их нестандартным путем, через графики, схемы, рисунки и т. д.
Конкретные цели:
1. Закрепить:
– основные понятия;
– различие основных схем и описание к ним;
– написание формул с последующей расшифровкой.
2. Научиться:
– применять полученные знания на практике;
– умение выражаться техническим языком.
Задание:
- Найти нестандартный подход к сокурснику и научить его разбираться в технической дисциплине «Динамика полета» по специальности «Производство летательных аппаратов».
- Провести несколько индивидуальных занятий и выяснить, какая проблема преобладает в освоении/понимании материала.
- Помочь разобраться и освоить материал с помощью собственной методики преподавания.
- Подготовить сокурсника к пересдаче экзамена и проанализировать динамику его развития.
Образование — это развитие человека не только от полученных специальных знаний и умений, но и самостоятельного познания с последующим применение в профессиональной деятельности и на практике.
Под термином «техническое образование» понимается совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решить производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности.
Целью технического образования является дать студентам средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.
Значение технического образования возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и техники (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.).
Приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 № 362 (ред. от 09.04.2015)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 № 33128)
Техник готовится к следующим видам деятельности:
1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технологической документации;
2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;
3) Организация и управление работой по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
Специалист производства летательных аппаратов готовится следующим видам деятельности:
1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технической документации (в рамках структурного подразделения организации отрасли);
2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;
3) Организация и управление работой структурного подразделения;
4) Эксплуатация и ремонт летательных аппаратов (планера его систем и оборудования).
Данная тема была выбрана на основе реальных событий. Из личного наблюдения могу отметить, что у большинства студентов существует проблема, которая заключается в сдаче или пересдаче экзамена. Она основывается на большом объеме понимания, переработки, освоения и запоминания информации.
Причинами, по которым студенты не могут сдать или пересдать экзамен, служат следующие факторы:
1) Отсутствие мотивации;
2) Подготовка «спустя рукава», т. е. пролистывание материала, без особого интереса и вникания;
3) Механическое запоминание информации, которое не даёт возможности применять полученные знания и умения на практике;
4) Неумение слушать и слышать преподавателя в момент объяснения, так происходит, когда студент занят своими делами ( например: прослушивание музыки в наушниках, игра в телефоне, нахождение в социальных сетях и т. д. );
5) Отсутствие заинтересованности в предмете;
6) У некоторых студентов недостаточно сформировано произвольное внимание, что мешает им усваивать информацию в полном объеме.
Самой распространенной проблемой в образовании среди молодого поколения является нарушение восприятия, отсутствие интереса к предмету.
С моей точки зрения, подача информации тоже играет немаловажную роль, а именно как преподавателю удается при помощи различных методов и приемов, с привлечением наглядного материала и технических средств обучения заинтересовать и увлечь студента в освоении дисциплины.
Свой первый опыт в преподавательской деятельности я получила на 4 курсе, при подготовке сокурсника к пересдаче экзамена по дисциплине «Динамика полета».
Для меня было важно:
– Понять, на каком уровне освоения учебного материала находится сокурсник, определить пробелы в знаниях;
– восполнить недостающие знания путем различного рода объяснений (например: нужно было написать в правильном порядке этапы снижения самолета).
При объяснении я использовала приём «От простого к сложному»:
- Схематически обозначала этапы, с последующей расшифровкой каждого определения;
- Используя графический рисунок, выстраивала ответ в хронологическом порядке;
- Применяла вербальные и невербальные техники (мимика, жесты).
Пример: на доске записывались этапы снижения самолёта. При помощи жестов показывала элемент пикирования; движение самолёта вниз с уменьшением угла атаки.
Я считаю, что самым действенным способом понимания и освоения материала, является демонстрация наглядного пособия — уменьшенной модели самолёта.
– после индивидуальных занятий провела промежуточное тестирование, с целью выявить, разбирается ли студент в пройденном материале.
Рис. 2. Динамика продвижения развития знаний сокурсника
Рис. 3. Количество освоенного материала
Во время работы с сокурсником возникали небольшие проблемы в сопоставлении материала, а также с записью и расшифровкой формул.
Он путал определения и формулы, которые были схожи по написанию, но разные по смыслу.
Мои последующие действия были направлены на разъяснение материала. После многочисленного повтора материала, я предлагала сокурснику проверку на внимание. Он должен был на доске воспроизвести ответы на вопросы с последующим объяснением.
Отработав теоретические вопросы, которые включали в себя определения с применением схем и графиков, мы плавно перешли к формулам. Сложность запоминания формул возникала от непонимания их предназначения.
Пример: уравнение Бернулли
для сжимаемости
,
где
несжимаемости
где, p — плотность давления
Символы в формулах практически похожи, но где-то одна буква фигурирует в нескольких подряд формулах с разной расшифровкой.
С помощью своей разработки предлагаю отследить полученные результаты в ходе проделанной работы.
Пути достижения поставленных задач:
- Разработать план действий с последующим разбором каждого элемента;
- Завести специальный журнал занятий, в котором расписать динамику достижений с помощью различных методик;
- В процессе совместной работы исключить разговоры на отвлечённые темы;
- На завершающем этапе, провести финальный опрос, и понять получилось ли достигнуть заданной цели.
«Для чего?» Этим вопрос мы задаёмся в самом начале нашего пути, что мы ожидаем получить в конечном итоге от проделанной работы. Какую мы преследуем цель, и какие задачи нам необходимо решить для осуществления нашей деятельности.
Основная направленность концентрируется на понимании, освоении и подачи информации, таким образом, чтобы сокурсник смог применять свои знания на практике. Научился владеть профессиональной/специальной терминологией и техническим языком.
«Как?» Всвоей работе я использовала методику « Лестница». С помощью, которой можно было зафиксировать/отследить переход от простого этапа к более сложному.
По моему мнению, важную роль играет комфортная, доверительная обстановка. Место проведения занятий, которое будет в дальнейшем ассоциироваться у сокурсника с полезным приобретением нового материала и приятными воспоминаниями.
Основной принцип — личностно-ориентированный и индивидуальный подход к объяснению материала;
Методика позволит студентам овладеть организационно-практической деятельностью и изучить свою проблему изнутри;
Методика учитывает уровень подготовки и заинтересованность студентов, а также способности и индивидуальные особенности;
Использование современных технологий, с помощью которых можно выявлять существующие проблемы и пути их решения;
Методика предполагает саморазвитие студентов в процессе обмена информацией.
Составляя данную методическую рекомендацию, мне бы хотелось поделиться своим первым опытом в преподавательской деятельности. Для меня было важно подать информацию так, чтобы сокурсник заинтересовался и начал работу над собой.
В самом начале работы, мне необходимо было подготовиться к занятиям, чтобы свободно владеть материалом, который собираюсь объяснять.
Для комфортного выстраивания работы, разрабатывался план действий, в котором указывались конкретные вопросы и имеющиеся пробелы в знаниях у сокурсника, а также пути их решения.
Чтобы сокурсник был уверен в своих силах и возможностях, его нужно мотивировать, подбадривать и поддерживать его желание довести начатое до конца.
При пересдаче экзамена сокурсником, я предварительно попросила преподавателя разрешить мне присутствовать при его ответе.
Подводя итог, отмечаю, что у меня получилось подготовить сокурсника и научить его разбираться в дисциплине « Динамика полета » .
Я получила удовлетворение от проделанной работы и от результата в целом.
Литература:
- Л. Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений» — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
- Н. Ф. Гребень «Психологические тесты» — М.: «Современная школа», 2007.
- Глаголев А. Н., Гольдинов М. Я., Григоренко С. М. «Конструкция самолетов» — М.: «Машиностроение», 1975.
- Ж. А. Пащенко «Обеспечение взаимозаменяемости в самолетостроении» (учебное пособие); издательство ТРТУ; 2000.
- Стариков Ю. Н., Коврижных Е. Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004–151 с.