Политическая сфера в постиндустриальном обществе оказывается подвержена глобальным изменениям, связанным, прежде всего, с цифровой трансформацией политических процессов. Возникновение и последующее проникновение новых цифровых технологий в сферу государственного управления оказывает непосредственное влияние на отдельные виды политического процесса в целом и на избирательный процесс в частности. В статье проводится исследование и выявление основных видов цифровых технологий, проникающих в избирательный процесс на современном этапе, а также отражение проблем их реализации в избирательной кампании.
Ключевые слова: избирательное право, избирательный процесс, цифровые технологии, цифровизация, цифровая трансформация, выборы .
Избирательное право и система организации выборов есть неотъемлемые компоненты демократического режима — исходного начала российской государственности. Избирательный процесс — это система политико-правовых отношений, осуществляемая уполномоченными субъектами в определённой законодательством последовательности стадий, включающих в себя комплекс действий и процедур, направленная на формирование органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации права граждан избирать и быть избранными через свободные и справедливые выборы [1].
В современном обществе происходит трансформация всей общественной системы, в том числе и политической, ввиду повсеместного внедрения цифровых технологий. Цифровые технологии — это совокупность достижений научно-технического прогресса, связанных с претворением в жизнь и дальнейшим использованием всех технических инноваций, включающих в себя элементы компьютерной техники, основанной на применении бинарного кодирования информации и её дальнейшей трансляции с помощью определённых информационных средств.
ЦИК России вошла в состав национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2018 году, поэтому на современном этапе происходит активное внедрение инновационных технологий, которые делают избирательные процедуры более прозрачными.
Начало цифровизации избирательного процесса было положено в 1994 году, когда на федеральном уровне выступили с инициативой о разработке государственной автоматизированной системы «Выборы». ГАС «Выборы» — это база данных, содержащая информацию о каждом из участников избирательного процесса. Более того, система обеспечивает защиту и хранение данных о ходе и итогах голосования, картографические сведения об административно-территориальном делении России, а также служит сервером для хранения всей законодательных актов о выборном процессе. За время использования ГАС «Выборы» в Российской Федерации было проведено более 7000 избирательных кампаний различного уровня. Система использовалась при проведении всех выборов федерального уровня, в 95 % выборов регионального уровня и в более 60 % выборов местного уровня [2].
Отдельного внимания заслуживает впервые применённая на выборах Президента РФ в 2012 году система видеонаблюдения, разработанная в целях противодействия фальсификациям на выборах для поддержания свободы волеизъявления граждан и защиты демократических принципов. Технология основывается на установке веб-камер на избирательных участках, благодаря которым граждане РФ через специальный портал наблюдать за процессом проведения голосования вплоть до завершения подсчёта голосов и подписания протоколов. Безусловно, использование подобной цифровой технологии способствует повышению уровня информационной открытости и прозрачности процедуры выборного процесса.
Другая цифровая технология, которая тесно связана с ГАС «Выборы», — это использование машиночитаемого QR-кода, необходимого для исключения переписывания протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах в единый день голосования. Подобное нововведение впервые было успешно апробировано 10 сентября 2017 года в единый день голосования. Принцип действия достаточно прост: по окончании внесения данных в протокол программа генерирует QR-код, содержащий зашифрованную информацию о номере избирательного участка, количестве избирателей, количестве голосов за каждого кандидата. Далее протокол обрабатывается в территориальной комиссии (сканируется штрих-код) и вводится в ГАС «Выборы» [3].
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (далее — КОИБ) — автоматизированная техническая установка подсчёта голосов, которая обеспечивает механизированную обработку бумажных бюллетеней. КОИБ осуществляет сканирование отметок избирателей на бюллетене, распознавание и дальнейшее суммирование голосов. По окончании голосования избирательная комиссия вручную подсчитывает число неиспользованных бюллетеней и количество участников-избирателей, далее эта информация вводится в КОИБ, затем осуществляется печать протокола, но только в том случае, если соблюдены контрольные соотношения. Последняя стадия — автоматизированная передача данных протокола по защищённому соединению в ГАС «Выборы» [4].
Следующая цифровая технология — комплекс электронного голосования (далее — КЭГ) — очень схожа с КОИБом в области голосования, подсчёта голосов и передачи полученных сведений в ЦИК РФ. Основное отличие — использование электронных бюллетеней. Для выражения волеизъявления избиратель получает специальную карту для доступа к голосованию, которую он впоследствии должен приложить к специальному датчику. В результате избирательный бюллетень в электронном виде отображается на сенсорном мониторе, где можно отдать свой голос за понравившегося кандидата. Наибольшее распространение данной технологии наблюдалось на президентских выборах РФ в 2018 году, когда КЭГами были оснащены более 800 избирательных участков.
Самое важное, на взгляд автора, нововведение — внедрение системы дистанционного электронного голосования (далее — ДЭГ). Для включения в список участников дистанционного электронного голосования избирателю необходимо подать заявление на портале Госуслуг [5]. После того, как заявление удовлетворено, избиратель в установленные законодательством сроки может отдать свой голос на Портале ДЭГ. Для этого пользователь сначала переходит на другой домен — в анонимную зону, где отображается бюллетень и осуществляется обработка поданного голоса. После этого бюллетень зашифровывается на устройстве избирателя и отправляется в компонент «Распределённое хранение и подсчёт голосов», своеобразную блокчейн-платформу. Первые пробы ДЭГ прошли в сентябре 2019 года в соответствии с Законом города Москвы № 18 от 22.05.2019 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» на базе экспериментальной информационной платформы, которая была разработана Департаментом информационных технологий Москвы. 17–19 сентября 2021 года на выборах депутатов Государственной думы РФ область применения ДЭГ была значительно расширена до семи регионов: Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской области, а также Москвы и Севастополя.
Результаты дистанционного электронного голосования в Москве представлены на диаграмме (см. Рис. 1). Анализ её содержания позволяет сделать вывод о том, что явка избирателей на ДЭГ оказалась рекордной — из числа включенных в списки проголосовали почти все (более 90 %). Чаще всего на ДЭГ поддерживали «Единую Россию», что объясняется в том числе и ее активной агитацией за электронный формат. Так или иначе, за три и более из представленных партий большинство проголосовало в электронном формате, что не может не доказать эффективность и успешность использования данной цифровой технологии.
Рис. 1. Статистика дистанционного электронного голосования на выборах 17–19 сентября 2021 года [6]
Цифровизация избирательного процесса является несомненным благом, однако темпы её осуществления, разработка нормативно-правовой базы и ещё целый ряд других важных аспектов вызывает вопросы, обуславливающие соответствующие недостатки (несовершенства) внедрения цифровых технологий в данный процесс. Среди таковых можно выделить следующие:
— наличие вероятности технических неисправностей, поломок, сбоев, хакерских атак, взломов цифровых сервисов и устройств, из-за которых результаты выборов могут не соответствовать реально поданным избирателями голосам за соответствующих кандидатов;
— несовершенства системы, обеспечивающей безопасность электронного голосования, которое должно проводиться с учётом принципа таинства голосования и точности передачи данных о волеизъявлении избирателя;
— в настоящее время во многих странах механизм дистанционного голосования несовершенен, так как, в случае если избиратель осуществил вход на портал для электронного голосования, но испытал проблемы, вызванные, например, техническими неполадками с его стороны (отключение света, Интернета и так далее), сервер при повторной попытке проголосовать запрещает доступ, так как вход на него уже ранее был осуществлён по индивидуальному токену.
Таким образом, чтобы устранить выявленные недостатки применения цифровых технологий в электоральном процессе, требуется долгая и согласованная работа всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц и представителей общественности, направленная на устранение технических и правовых проблем.
Литература:
- Избирательный процесс: понятие, стадии и функции. — Текст: электронный // СТУДЕНТпроф: [сайт]. — URL: https://studentprof.ru/izbiratelnyj-proczess-ponyatie-stadii-i-funkczii/ (дата обращения: 26.01.2022).
- Государственная автоматизированная система Российской Федерации ГАС «Выборы». — Текст: электронный // Избирательная комиссия Ивановской области: [сайт]. — URL: http://www.ivanovo.izbirkom.ru/docs/1571/ (дата обращения: 23.01.2022).
- Степанова, Т. Д. Перспективы развития цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации / Т. Д. Степанова // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 5(57). — С. 320–326.
- Агакишиев, Э. Г. Технические средства при проведении голосований на выборах и референдумах: Актуальные проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Юридические исследования. 2019. № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-sredstva-pri-provedenii-golosovaniy-na-vyborah-i-referendumah-aktualnye-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 27.12.2021).
- О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года: [постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20.07.2021 № 26/225–8] // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.12.2021).
- Составлено автором по материалам ЦИК РФ.