В статье автор обосновывает использование педагогами дошкольных учреждений смешанных техник рисования и пластилинографии, а также сочетания различных изобразительных материалов с целью повышения качества детских работ и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: творчество, изобразительные материалы, смешанные техники, рисование, цветовые оттенки.
Одна из задач, поставленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), звучит как «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка», и все программы дошкольного образования направлены на реализацию этой задачи. Содержание образовательной программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие «способностей детей в различных видах деятельности», так говорится в этом же правовом документе, кроме того, программа должна быть направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей» ребёнка. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для этого является возраст дошкольного детства.
Лучшим видом деятельности в детском саду для развития творческих способностей является рисование — один из самых любимых видов деятельности дошкольников. В практике современных дошкольных учреждений уже давно закрепилось обучение детей рисованию в различных традиционных и нетрадиционных техниках, в том числе и смешению этих техник, которые интересны дошкольнику в любом возрасте. Рисование в смешанных техниках — это изображение предметов и явлений при помощи различных сочетаний техник рисования с применением различных материалов.
Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных способностей посредством рисования в смешанных техниках возникает, кроме того, при условии эмоционального отклика ребёнка.
Техники, которые доступны старшему дошкольному возрасту, по мнению А. А. Фатеевой и Р. Г. Казаковой: монотипия, рисование по-сырому, рисование по-сухому, тычок жёсткой кистью, акварель с восковыми мелками, рисование сухой заваркой, оттиск бумагой, оттиск пластиковой вилкой, оттиск листьями, пуантилизм. Кроме сочетания различных техник используется сочетание материалов — гуашь с акварельными красками, рисование цветными карандашами и простым карандашом, рисование акварелью и пластилином.
В качестве примера расскажу о применении техники рисования «акварель с восковыми мелками» + «рисование по-сырому», в сочетании с использованием пластилина для создания более выразительного образа весенних цветов — крокусов — в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Для детского творчества необходимо подготовить следующее оборудование и изобразительные материалы: листы акварельной бумаги, дощечки для лепки, стеки, акварель, наборы восковых мелков, кисточки, пластилин, стаканчики с водой.
Для начала берем восковой мелок и делаем набросок проталинки, хорошо её закрашиваем.
Потом рисуем стебельки и листья цветов.
После этого нам понадобится три цвета пластилина: фиолетовый, желтый и оранжевый. Стекой отрезаем кусочки и скатываем их в аккуратные шарики. Для каждого цветка нам понадобится по три шарика. Аккуратно приклеиваем шарики рядом над стебельком цветка. Затем растягиваем каждый шарик по отдельности, прижимаем пальцем и тянем вниз.
Таким образом, вылепливаем столько цветов, сколько захочется. Теперь берем стеку и делаем небольшие углубления в каждом лепестке нашего цветочка, чтобы придать ему объемность.
Осталось красиво затонировать лист. Здесь тоже можно пофантазировать и поиграть с оттенками. Берем кисточку и сначала хорошо смачиваем лист водой, чтобы он не успевал высохнуть.
Теперь выбираем краску нужного нам оттенка и закрашиваем фон, используя различные «холодные» цвета.
Наша картина готова. Вот и «выросли» на весенней полянке необычные разноцветные крокусы.
Таким образом, использование в работе со старшими дошкольниками смешанных техник рисования и пластилинографии превращает каждое занятие по рисованию в активный творческий процесс, побуждает к экспериментированию с различными изобразительными материалами, способствует развитию фантазии и творческого воображения, проявлению детской инициативы.
Литература:
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Румянцева Е. А. Необычное рисование. М.: Дрофа, 2006.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2007.