Среди правоохранительных органов приоритетное место занимают органы внутренних дел, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Министерство внутренних дел России. При рассмотрении таких органов, как правоохранительные органы и правозащитные, в первую очередь следует обратить внимание на то, что именно такой смысл заложен в требованиях законодателя к порядку прохождения службы в таких органах. Это регулируется Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также другими федеральными законами и подзаконными актами, устанавливающими порядок организации деятельности таких органов.
Права человека — это многогранное явление. С самого начала своего осознания людьми права человека протестовали против угнетения, социальной несправедливости, что нашло воплощение в первых законах против рабства, а также в стремлении к свободе мысли и религиозной терпимости.
Правозащитная деятельность — это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России, направленная на положительное изменений ситуаций.
Нельзя не упомянуть такой орган правозащитной деятельности как Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ). Ведь именно он обеспечивает гарантии прав и свобод человека внутри страны.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, государственное учреждение, в большинстве государств мира, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью.
В МВД существуют различных подразделения, и каждое из них в силу своих компетенций выполняет свои функции и обязанности.
Полиция в силу своих полномочий выполняет значительный объем работы в рамках системы гарантий прав и свобод человека. Согласно ст.1 Федерального Закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья прав и свобод гражданина РФ, иностранного гражданина, лица без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Служба в полиции — напряженная, но очень нужная и важная для людей. Обеспечение страны от любого рода опасности, пресечение преступлений различных видов, рискуя своей жизнью ради людей — всё это роль сотрудников полиции.
Если бы не было данного органа, чтобы было в нашей стране? Полнейший хаос, несправедливость, большое количество преступлений, дорожных происшествий.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентирует права и обязанности сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В вопросе о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.
Стоит отметить, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел возможно только в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также для обеспечения безопасности государства.
Следует также отметить, что запреты и ограничения играют очень значительную роль в обеспечении правопорядка в системе организации и службы в органах и организациях МВД России. А. Г. Братко указывал, что «цель запретов — предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут нанести ущерб общественным интересам». В связи с этим представляется вполне справедливым устанавливать запреты и ограничения в организации и службе в органах внутренних дел.
Таким образом, правозащитная деятельность МВД РФ важна. Значимым является закрепление в нормах действующего законодательства социальной миссии в деятельности полиции. Более того, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения. То есть функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а сотрудники полиции в своей работе руководствуются общественными интересами.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)
- Барбин В. В. Обеспечение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. Барбин В. В. и др. — М.: Академия управления МВД России, 2019. — 108 с.
- Братко А. Г. Запреты органов внутренних дел. Саратов, 2012. С. 31.
- Розенцвайг, А.И., Международная правозащитная деятельность: учебное пособие/ А. И. Розенцвайг. — Самара: Издательство Самарскогоуниверситета,2020. –92с.