В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Ключевые слова: урок технологии, творческие способности, личность, мотивация, самореализация, практическая работа, проект, компьютерное моделирование.
Качество работы школы сегодня определяется следующими критериями: обеспечивает ли школьное обучение развитие творческих способностей каждого ученика, формируется ли творческая личность школьника, успешно ли проходит подготовка его к познавательной, творческой и общественно-трудовой деятельности.
Программа трудового обучения ориентирует педагогов на решение задач по развитию творческих возможностей школьников, воспитания у них ответственного отношения к труду.
Я ставлю целью своей работы развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии. От того, проявляет ли способности мой ученик к творчеству, будет зависеть успешность его в приобретении знаний, закреплении умений и выработке навыков. Итогом этой работы я вижу ребенка, который вырастает и станет интересной и неординарной личностью. А в будущем он станет инициативным и компетентным специалистом.
Давно доказано, что человек, умеющий творчески мыслить, легко находит свое место на производстве, в науке, любая работа ему «по плечу», он приносит больше пользы обществу. Уроки технологии, главная цель которых созидание, подготавливают учеников к самостоятельной трудовой деятельности, помогают ему адаптироваться при вступлении во взрослую жизнь, когда они завершают обучение в школе.
Работу с детьми я направляю на решение следующих задач: приобщать учеников к творческой работе, поощрять интерес к творчеству, поиску, созиданию, стремлению самореализоваться. Детей без таланта нет. Важно только вовремя раскрыть его способности, помочь ему поверить в себя и дать необходимые знания.
Работая учителем технологии девятнадцать лет, я сталкиваюсь с такими проблемами:
— у ребенка не сформирована внутренняя мотивация к деятельности или он работает строго по шаблону, задания выполняет ради оценки, отсутствует стремление к самосовершенствованию, самопознанию;
— ученик владеет теорией, а на практике не может ее применить (как знания о свойствах текстильных волокон использовать в повседневной жизни);
— современные дети легко осваивают современные девайсы и гаджеты, и тут же испытывают дискомфорт при выполнении практической работы (отказываются работать со швейной машинкой или с электрической плитой, мотивируя тем, что «не умеют этого делать»).
Когда возникают такие проблемы, стараюсь найти решения, которые обеспечивают успех ученика. Лично для себя, как педагога, я определила правила работы:
Первое: на пустом месте творчество не рождается. Я преподаю технологию ученикам с 5-го по 9-й класс. Приглашаю своих учащихся посещать кружок «Декоративно-прикладное творчество», организовываю экскурсии на предприятия своего района, привлекаю учеников к участию в выставках, к работе на пришкольном участке. Для меня важно сформировать у ребенка желание трудиться с интересом, без давления со стороны взрослых. Очень бережно отношусь к желанию детей работать самостоятельно, поощряю инициативу, укрепляю у них веру в себя.
Второе: в кабинете создаю условия уютной и безопасной — «домашней» атмосферы. В классной комнате тщательно продумано оформление: подготовлены рабочие места учеников — имеются современные швейные машины, манекен, гладильная доска, утюг, создан уголок — «примерочная», имеются стенды с таблицами, в наличии технологические карты, наглядные пособия, раздаточный материал по всем темам предмета, собран материал для творчества, который может нам пригодиться в процессе изготовления изделия, хранятся работы учащихся и учителя. Оснащение учебного процесса необходимым оборудованием и материалом создает условия для плодотворного детского труда, в класс ученики приходят с удовольствием. Технология для моих учащихся — любимый предмет, его они не пропускают.
Третье, и самое, наверное, важное, — это умение педагога создать на уроке психологически комфортную атмосферу, уважать каждого ученика, давая задания, быть уверенным, что его выполнение будет по силам ребенку. Всем известен эффект «синдрома справедливости»: классный коллектив чуток к тому, есть ли у педагога «любимчик» или он оценивает знания, всегда открыт для творческих и необычных идей, не критикует тех, с чьим мнением он не согласен. И не забывать того, что педагог для ученика — пример для подражания. Держать себя в «профессиональном тонусе» — учить не только других, но и самому учиться.
Что подразумевается под термином «творчество» — это не только умение творчески мыслить, надо уметь преодолеть сопротивление, не бояться трудностей, быть твердым, отстаивая свое собственное мнение, а если ошибся — признаваться в этом и достигать цели, если прав.
Сегодня самый продуктивный метод — метод проектов, способствующий повышению мотивации творческой деятельности. Работу с проектами мы начинаем в начальной школе, а в основной школе развиваем и закрепляем навыки проектирования. Разрабатываем проекты, учитывая возраст учащихся и их индивидуальные особенности. При выборе темы проектов мы ориентируем ученика на создание продукта, который будет актуален, значим и принесет практическую пользу [1]. В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация.
Примером такой работы в разделе «Конструирование и моделирование» [2] выполнение проекта «Ночная рубашка»: создать модель для себя, мамы и бабушки. Используем различные варианты: свободная или типа «домашнее платье», выбираем однотонную ткань или с рисунком (украшаем кружевом, вышивкой, аппликацией) или строгий покрой.
Работая над проектом, ученица приобретает не только знания, опыт, но и развивает творческие способности, организовывая самостоятельно собственную познавательной деятельности.
Большая часть практической работы — непосредственно пошив изделия, на это уходит больше всего времени, выполняется как домашняя работа. Девочка, конечно же, будет советоваться с родителями, и семья, чаще всего, принимает активное участие в этом процессе, что способствует тесному общению ребенка и родителей.
Результатом работы над проектом будет вещь, сшитая своими собственными руками, и подарок для самых близких людей.
Уроки моего предмета — это уроки, которые всегда пригодятся в повседневной жизни. Девочкам он дает знания и умения, которые будут необходимы им в обычной жизни, учебные разделы и темы почти идеально подойдут для творческого проектирования. Этому примером служит работа в 6 классе над проектом: «Создание интерьера жилого помещения» [2]. Каждому ребенку интересно создать интерьер своей комнаты. При разработке данного проекта мы используем компьютерную программу Дизайн Интерьера 3D [4]. А здесь уже пригодятся ИКТ знания, которые близки современному школьнику.
Используя индивидуальные, не забываю и о групповых проектах. В коллективе, который работает над творческим заданием, складываются особые отношения. Если в группе взаимопонимание, появляется доверие и уважение, завязывается дружба, возникает симпатия, эмоциональная притягательность, а это — форма продуктивного общения — сотворчество [1].
Внимание педагога и систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей ученика, используя уроки технологии, способствует раскрытию способностей ребенка, делает его душу богаче и духовно выразительнее, и в итоге этой работы будет способствовать рождению настоящей личности.
В моей педагогической практике я ориентируюсь на слова великого русского писателя Л. Н. Толстого «…Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [3].
Литература:
- Байбородова Л. В. Серебренников Л. Н. Обучение технологии в средней школе. 5–11 классы: Метод. Пособие/ Байбородова Л. В. и др.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004.
- Симоненко, В.Д., Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник. — 3-е изд., стереотип. — М.: Просвещение/ Вентана-Граф, 2019. — 197с.
- Толстой Л. Н.[Текст]: сборник статей: пособие для учителя / под общ. ред. Д. Д. Благого. — М.: Учпедгиз, 1955. — 470, [2] с.
- ТОП-15 лучших программ для дизайна интерьера. Дизайн Интерьера 3D — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — URL: https://amssoft.ru/repair/top-15-luchshih-programm-dlya-dizajna-interera.php (дата обращения 25.01.2022).