В данной статье рассказывается о пользе плавания и влияния его на организм воспитанников 5–6-х классов общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Также нами был проанализирован начальный уровень физической подготовки по плаванию воспитанников 5–6-х классов Нахимовского военно-морского училища (плавание на 50 м на время и упражнение удержание на воде — «поплавок»).
Нами была изучена специальная научная литература по данной теме и в ходе исследования были получены результаты сдачи нормативов по плаванию, которые показали высокий уровень подготовленности. Данные результаты зависели от специфики образовательного процесса и дополнительных занятий по плаванию во внеурочной деятельности, что позволило повысить уровень физической подготовки по плаванию.
Ключевые слова: плавание на 50 м, удержание на воде, поплавок, спорт.
Основные положения
Плавание имеет свои уникальные особенности в отличие от других видов спорта. Рассмотрим особенности данного вида спорта — плавание.
Первая особенность: воспитанники находятся в несвойственной для человека среде — в воде, в невесомом состоянии без твердой опоры. Данный вид спорта способствует увеличению подвижности верхнего плечевого пояса, укреплению мышц спины и профилактики плоскостопия, что важно для возраста 10–11 лет.
Вторая особенность: плавание способствует развитию физических качеств (ловкости, координации, быстроты), что позволяет воспитанникам быть всесторонне развитыми.
Третья особенность: во время выполнения упражнений тело воспитанников находится в горизонтальном положении, что облегчает работу внутренних органов и улучшает кровообращение в организме.
Основной задачей в 5–6-х классах по разделу «Плавание» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации является преимущественное развитие чувства плавучести в воде, овладение простейшими двигательными навыками в воде с использованием специальных упражнений, обучение дыханию в воде, а также развитию гибкости с помощью специальных упражнений на суше и общее закаливание организма.
Основные способы плавания: кроль на груди (вольный стиль), баттерфляй (дельфин), брасс, кроль на спине. В общеобразовательных организациях в 5–6 классах изучают два способа: кроль на груди и брасс. Кроль на груди представляет собой следующее положение тела воспитанников: тело находится на воде высоко и горизонтально, ноги находятся у поверхности воды в расслабленном состоянии. Из исходного положения правой рукой осуществляется захват воды, начинается гребок, левой рукой завершаются гребковые движения, после чего она вынимается из воды; в это время правой ногой выполняется удар сверху вниз, левая поднимается вверх. При прохождении правой (гребущей) рукой вертикали левая рука опускается в воду ладонью вперед-вниз и осуществляет захват. В конце гребка правой рукой, тело и голова поворачиваются вправо и выполняется вдох, который заканчивается с выходом руки из воды; на завершающем этапе последней части гребка правой рукой работа ногами замедляется. Этот способ плавания считается самым быстрым.
Брасс: тело воспитанника занимает высокое горизонтальное положение. Вдох выполняется во время гребка руками, ноги совершают хлыстообразные движения в стороны и назад, руки при этом полностью вытянуты вперед. После толчковых движений ногами воспитанник скользит в вытянутом положении.
В процессе обучения в Нахимовском военно-морского училище у воспитанников 5–6-х классов проводятся занятия по предмету: «Физическая культура» по разделу: «Плавание», внеурочная деятельность по плаванию «Учимся плавать», секция по плаванию. В течении учебного года в 5 и 6 классе воспитанники сдают нормативы в плавание на 50 метров и упражнение удержание на воде — «поплавок».
Таблица 1
Контрольные нормативы по плаванию 50 м
Норматив |
Оценка |
||
5 |
4 |
3 |
|
Плавание 50 м (мин., сек.) |
1.30 |
1.20 |
1.00 |
Согласно этой таблице воспитанникам необходимо проплыть
50 метров на время способом кроль на груди. Результаты сдачи данного упражнения представлены ниже.
Таблица 2
Результаты сдачи норматива 50 м кролем на груди
№ п/п |
Время (мин, сек.) |
Оценка |
№ п/п |
Время |
Оценка |
1 |
39,5 |
5 |
11 |
41,7 |
5 |
2 |
54,7 |
5 |
12 |
1.12 |
4 |
3 |
34,1 |
5 |
13 |
39,8 |
5 |
4 |
1.02 |
4 |
14 |
55,8 |
5 |
5 |
46,0 |
5 |
15 |
52,4 |
5 |
6 |
51,3 |
5 |
16 |
47,5 |
5 |
7 |
47,9 |
5 |
17 |
1.08 |
4 |
8 |
1.07 |
4 |
18 |
1.11 |
4 |
9 |
1.00 |
5 |
19 |
43,2 |
5 |
10 |
50,6 |
5 |
20 |
48,2 |
5 |
Согласно результатам таблицы 2, мы можем сделать вывод, что воспитанники 5–6-х классов данный норматив сдали на оценку «отлично» и «хорошо», а 5 % из всего личного состава (160 человек) укладывается на оценку «удовлетворительно».
Вторым контрольным нормативом по плаванию для 5–6-х классов стало упражнение удержание на воде — «поплавок» (секунды). Цель упражнения на практике убедиться в том, что тело выталкивается водой и имеет плавучесть, а также проверяет способность воспитанников задерживать дыхание.
Таблица 3
Норматив упражнения удержание на воде — «поплавок»
Норматив |
Оценка |
||
5 |
4 |
3 |
|
Удержание на воде — «поплавок» (сек.) |
15 |
10 |
5 |
Проводя тестирование среди воспитанников 5–6-х классов, были получены результаты, представленные ниже (таблица 4).
Таблица 4
№ п/п |
Время (сек.) |
Оценка |
№ п/п |
Время (сек.) |
Оценка |
1 |
25 |
5 |
11 |
16 |
5 |
2 |
14 |
4 |
12 |
10 |
4 |
3 |
18 |
5 |
13 |
17 |
5 |
4 |
11 |
4 |
14 |
22 |
5 |
5 |
21 |
5 |
15 |
20 |
5 |
6 |
16 |
5 |
16 |
16 |
5 |
7 |
19 |
5 |
17 |
13 |
4 |
8 |
11 |
4 |
18 |
12 |
4 |
9 |
41 |
5 |
19 |
19 |
5 |
10 |
35 |
5 |
20 |
31 |
5 |
Данное тестирование показало, что со сдачей упражнения удержание на воде — «поплавок» справились 100 % личного состава 5–6-го класса Нахимовского военно-морского училища. Больше половины воспитанников не столкнулись с трудностями при сдаче упражнения.
Анализируя результаты тестируемых упражнений, можно сделать вывод, что воспитанники Нахимовского военно-морского училища физически подготовлены по плавательной подготовке в соответствие со своим возрастом. Большое внимание в нашем учреждении уделяется плавательной подготовке, так как каждый год проводится сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (100 % личного состава), а также участие в соревнованиях по плаванию, где задействовано (70 % личного состава курса).
Образовательный процесс Нахимовского военно-морского училища позволяет совершенствовать физическую подготовленность воспитанников в плавательной подготовке, что дает возможность усваивать учебный материал по разделу «Плавание» на оценку «хорошо» и «отлично».
Плавание позволяет многим воспитанникам не иметь проблем со здоровьем, поскольку оно носит закаливающий характер, укрепляет здоровье и является хорошим средством моральной и волевой подготовки.
Литература:
- Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов; под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 290 с.
- Физическая культура. 5–7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.]; под ред. М. Я. Виленского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 239 с.
- Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004г. № 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».