В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связано с использованием огнестрельного оружия и боевых приемов. Сотрудники ФСИН должны быть профессионально-психологически подготовлены к сложным моральным условиям труда.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическое состояние, физическое воспитание, физические качества, уровень физической подготовки, психологическая готовность, психология профессиональной деятельности, специальные качества, специальные средства.
Психологическая подготовка, как особый вид психологического обеспечения деятельности сотрудников, была введена в середине 1970 годов. Она является составной частью профессиональной подготовки и входит в систему боевой и служебной подготовки.
Выполнение служебных обязанностей сотрудниками ФСИН происходит в непосредственном контакте с осужденными, которые нередко проявляют криминальную агрессивность. Одной из основных задач при обучении курсантов, является совершенствование методов и средств обучения.
История вопроса . Изучением данной темы занимались Долгин Д. С., Гарифулин Р. Ш., Полякова Л. Н., Пузыревский Р. В., Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Кокурин А. В. и др.
Личность человека — единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Основными составляющими процесса развития личности выступают социальные, культурные, физические, профессиональные способности, деловые и волевые качества. В современных условиях физкультурно-спортивная деятельность очень необходима. Психологическим содержанием физического воспитания как процесса, является знания, умения, навыки, компетенции, способы действия. Организация физического воспитания видится в двух направлениях: изначальное формирование мотивации к занятиям физкультурой и спортом и переоценка уже сформировавшейся мотивации. Мотивационный компонент психологической готовности — это совокупность установок и мотивов, побуждающих сотрудников действовать активно, самоотверженно, строго соблюдая требования законы. Сотрудники ФСИН противостоят негативному психологическому воздействию, благодаря своим волевым качествам.
Методы исследования — методы изучения влияния социальных факторов на курсантов разнообразны. Для изучения психологической готовности курсантов к применению физической силы и специальных средств применяются такие социологические методы, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок.
Результаты исследования . Исследования, проводимые в рамках психологической науки, позволяют утверждать, что на готовность курсанта к применению физической силы и спецсредств влияют прежде всего его индивидуальные особенности темперамента. Нельзя изменить характер, но можно развивать положительные и необходимые качества для службы во ФСИН. На мой взгляд, это одна из задач преподавателей, которая также предполагает выбор путей формирования требуемых качеств у курсантов. Высокого развития целенаправленности, усидчивости, внимательности, настойчивости можно достичь правильно выстроенным планом занятий по физической культуре — важнейшему компоненту служебной деятельности. Немаловажную роль в составлении плана занятий физкультурой играет выбор активного досуга для курсантов. Наличие спортивных секций, клубов, занятий рукопашным боем, стрельбой, непрерывно растет. Многие курсанты занимаются различными видами спорта, становятся более дисциплинированными. Правительство Российской Федерации разработало стратегию развития спортивной индустрии до 2035 года [11, с.10]. Спорт должен стать доступным для всех. Физическая культура человека развивается через деятельность, направленной на укрепление здоровья, развитие потенциала и достижение больших высот спорте. Если рассматривать деятельность молодого человека с этой точки зрения, то можно сказать, что она направлена на эффективную реализацию задатков и способностей с учетом мотивации и потребностей молодого человека. Можно сказать, что это активный элемент, который вместе с другими формирует физическую культуру человека.
Когда сильная увлеченность становится преобладающим стимулом к спорту, виден результат индивидуальной работы с курсантом. Развиваются такие качества, как самоконтроль, выносливость, смелость и контроль своих действий.
Правильное физическое воспитание становится фактором нравственного развития курсантов.
При планировании учебного процесса, необходимого для развития каждого курсанта, следует учитывать его уровень физической подготовки, что помогает выбрать эффективные инструменты его совершенствования.
Человек реагирует на любые обстоятельства своей жизнедеятельности целостно, всей совокупностью своих индивидуально- психологических и личностных свойств.
Сотрудники ФСИН противостоят негативному психологическому воздействию, благодаря своим волевым качества. Психологическое состояние курсантов в значительной мере определяется их уверенностью в своих физических возможностях, уверенностью в том, что они должны добросовестно выполнять служебный долг.
Психологическая готовность курсантов к результативному и качественному выполнению поставленных задач- особое состояние сознания и психики сотрудников ФСИН, отражающее их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей.
На занятиях проводятся практические занятия по физической подготовке в комплексе с другими видами профессиональной деятельности, обеспечивая условия, приближенные к реальным.
Основной целью физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России является формирование общепрофессиональных и специальных компетенций курсантов, способных правильно действовать в экстремальных ситуациях. Физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств [9, с.126].
От неумелых действий во время пресечения правонарушений могут страдать невинные люди и сами сотрудники. [10, с.165]. В практике курсантов можно широко использовать игровые виды спорта, в которых есть различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Игра способствует проявлению инициативы, смекалки, находчивости, творчества. В личных состязательных видах спорта создаются благоприятные условия для развития физических качеств, а также для психологических навыков волевой регуляции. Курсанты должны уметь и знать тактику действий и основы личной безопасности.
Занятия следует проводить в условиях, близких к реальным. Такие занятия воспитывают физическую, моральную, психологическую устойчивость. Я считаю, что необходимо увеличить занятия по физической подготовке, увеличить количество спортивных секций, проводить практические занятия, включать командные и индивидуальные силовые виды спорта. Наряду с этим, следует ввести для курсантов тренинги, направленные на получение специальных навыков в экстремальных ситуациях, сделать упор на профилактику панических реакций, усилить профотбор.
Современные условия предъявляют требования к осуществлению правоохранительной практики в ситуациях возможного применения физической силы. Ситуация осложняется неумением курсантов действовать в нестандартных условиях и непониманием, как управлять психическим состоянием, а также снижением в последние годы уровня общей физической подготовленности населения.
В XXI веке лишь 15 % выпускников общеобразовательной школы остаются абсолютно здоровыми, при этом до 6 % детей страдают хроническими заболеваниями, около 25 % имеют различные функциональные расстройства. Эти цифры говорят о том, что меньшее количество выпускников занимаются спортом. Поэтому очень важно проводить спортивные мероприятия, которые будут оказывать благоприятное воздействие на дыхательную выносливость, силовую.
Физическая культура — это в первую очередь культура, которая направлена как на сохранение здоровья, так и на развитие психофизических возможностей человека. Ученые выделяют два критерия физической культуры:
– духовный критерий;
– материальный критерий.
К материальному критерию относятся спортивные залы, тренажеры, бассейны. К духовному — следует отнести сам процесс приобретения навыков и умений.
В образовательных организациях осуществляется работа по эффективному применению физической силы на основе борьбы. Прикладность системы борьбы обусловлена тем, что применение сотрудниками боевых приемов борьбы имеет ярко выраженную правоохранительную направленность при применении физической силы в отношении правонарушителей. Физическая подготовка выступает целью формирования физической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН к успешному выполнению служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
К задачам физической подготовки относятся и поддержание профессиональных важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативных задач, правомерное применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы. К основным средствам физической подготовки относятся упражнения общей физической подготовки (на силу, быстроту, ловкость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы). Спецсредства, которые имеет право применять сотрудник УИС регламентированы статьёй 30 настоящего Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями). Наиболее часто используются следующие спецсредства: палки специальные, наручники и иные средства ограничения подвижности (см. статью 30 настоящего Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Человек реагирует на любые обстоятельства своей жизнедеятельности целостно. Психическое состояние сотрудника определяется его профессионализмом, уверенностью, в своих физических возможностях. Существуют различные боевые приемы, которые вобрали в себе эффективные действия и приемы защиты от нападения противника из различных боевых искусств. Основная опасность идет от огнестрельного и холодного оружия. В основном нападение осуществляется с использованием ножей, кусков металла, заточки и других предметов.
Бой с преступником, вооруженным ножом, начинается с ухода с линии атаки. Важными качествами в освоении боевых приемов борьбы для защиты от нападения на сотрудника является автоматизм, скорость, мощность, ловкость, точность. Эти качества формируются на занятиях по физической подготовке. [9, с. 85]. У курсантов образовательных учреждений ФСИН должны быть сформированы и мобилизованы психофизиологические и личностные качества, необходимые для успешных действий в экстремальных ситуациях.
Выводы. Подводя итоги, я могу сделать вывод, что психологическую готовность курсантов к служебной деятельности следует понимать только в единстве физическом и эмоциональном. Методически правильно организованная физическая подготовка курсантов ФСИН России, способствует формированию целостной профессиональной подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Курсант должен уметь владеть специальными средствами, огнестрельным оружием, уметь его правильно применить, уметь использовать психологические средства (речевого общение, неречевые средства общения, профессионально — ролевое поведение). Для сотрудника УИС важно быть физически развитым и уметь правильно оценить риски, действовать в состоянии сильного нервного возбуждения, преодолевать негативное воздействие на психику внешних и внутренних факторов. Результатом психологической готовности станут осознанное и целесообразное применение физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности.
Литература:
- Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний России //Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2010. — N 3. С. 32.
- Варинов В. В., Карпов А. В., Пичугин М. Б., Долгин Д. С. Профессионально-прикладная физическая культура сотрудников УИС: учебное пособие / канд. пед. наук, доц. В. В. Варинов, А. В. Карпов, М. Б. Пичугин, Д. С. Долгин. –– Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. –– 205 с
- Дорошенко И. С. Психологическая готовность к службе с оружием в органах внутренних дел // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — N 1(2). — С.26–30.
- Долгин Д. С., Гарифулин Р. Ш. Повышение качества физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, как важнейшее условие профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика научных исследований: психология. педагогика, экономика и управление — 2018. — С.18–22.
- Кокурин А. В., Петров В. Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием // Lex Russica. 2018. — N 9(142). — С.119–128.
- Петров Д. А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки. СПб., 2005, 156 с.
- Петров Д. А. О необходимости специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД к действиям в экстремальных условиях/ Бобровик А. П., Петров Д. А. // Актуальные проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки молодых специалистов в условиях реформы высшего образования: Сб. научно — метод статей. Под общей редакцией В. В. Миронова и В. Л. Пашуты. СПб.: СПб Государственная лесотехническая академия и Военный институт физической культуры, 2005.- С. 3–6.
- Полякова Я. Н. Содержание и специфика психологической готовности сотрудников к служебной деятельности: Автореф. Ярославль, 2017. 24 с.
- Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XX Всероссийской научно-методической конференции (2015г.) / Восточно-Сибирский институт МВД России. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015.- 444 с.
- Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки специалистов профессиональных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей / редкол.: С. Н. Баркалов [и др.]. — Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. — 239 с.
- Трапезникова С. А., Пашута В. Л., Беляев В. А. Физическая готовность военнослужащего — интеграционная составляющая боевой готовности // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020. № 2. С.5–10.