В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования носит целостный характер и охватывает множество областей. Основные задачи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей: развить представления о признаках здоровья; воспитать навыки здорового физического поведения: много двигаться, есть полезную еду, соблюдать правила гигиены, психологическое спокойствие, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе; научить соблюдать режим дня; развить умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких и т. д.
Ключевые слова: дошкольники, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. «С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью дошкольника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности» 5.
Недостаточный уровень знаний о культуре здоровья, а также низкое качество жизни обусловили сокращение ее продолжительности и увеличение заболеваемости детей. Необходимость изменения сложившейся тенденции закреплена в рамках государственных стратегических приоритетов развития системы российского дошкольного образования.
Совершенствование деятельности детского организма, улучшение здоровья, правильное формирование нервной работы, рост энергичных, гибких, стройных, и все это на научной основе в сочетании с другими видами воспитания — одна из основных целей и задач детских садов. Крепкое здоровье, правильное развитие движений, строение тела формируется в дошкольном возрасте. Поэтому повышение способности совершенствовать функции детского организма является на данный момент самой главной задачей. Важность этих задач заключается в том, что маленькие дети, у которых плохо сформирована защитная способность организма, быстро подвергаются неблагоприятным воздействиям внешней среды. Поэтому необходимо постоянно способствовать правильному и своевременному созреванию костей, суставов, формированию правильных физиологических качеств поясничного отдела позвоночника, правильному созреванию стопы, глубине и ритмичности дыхания, способствуя координации дыхания. Также основное внимание уделяется совершенствованию движений ребенка, формированию двигательных навыков и гибкости тела, таких качеств, как быстрота, силовая выносливость, развитию личностных и социальных навыков, необходимых в быту и на занятиях физической культурой. В период подготовки детей к школе особое внимание сегодня уделяется тенденции роста по вопросу улучшения их здоровья. В этом контексте особое значение придается формированию представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования 7.
Развитие представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни состоят из следующих направлений: физическая культура, основы безопасного поведения, валеология. В связи с этим в годовой план дошкольного образовательного учреждения включены оздоровительные мероприятия по сохранению здорового образа жизни и формированию физического развития детей в зависимости от особенностей каждого ребенка: физкультура на свежем воздухе, утренние упражнения, спортивные развлечения, прогулки, подвижные игры на прогулке, тонизирующие моменты, гимнастика после сна, массаж, ходьба босиком, водные процедуры и др. 2
Формирования представлений о здоровом образе жизни — сложный, системный процесс. Поэтому его реализация требует решения определенных вопросов (рис. 1).
Рис. 1. Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста
Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования дает следующие результаты:
1) укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
2) повышение гигиенической грамотности;
3) формирование методов и правил охраны здоровья;
4) познание основ и форм здорового образа жизни;
5) применение методов психопрофилактики и психогигиены;
6) повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
7) усиление двигательной активности детей дошкольного возраста;
8) страхование от возникновения различных инфекционных и характерных хронических заболеваний 5.
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста это:
— Во-первых, формирование у личности умения всесторонне гармонировать с окружающей ее неживой и живой природной средой.
— Во-вторых, здоровый образ жизни — это проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья с целью обеспечения гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, среди приоритетных задач дошкольного образования определено воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как высшей социальной ценности, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического, психического, социального и морального здоровья детей [8].
Однако одной из самых актуальных проблем современности является необходимость сохранения и укрепления здоровья именно дошкольников. Ведь дети дошкольного возраста много времени проводят в стенах детского сада. Это период жизни, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Дети в этом возрасте понимают значение своего здоровья. Поэтому важно определить условия, содержание, формы и методы, которые являются влиятельными в обучении и воспитании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы результат формирования представлений о здоровом образе жизни был значительно успешнее при создании и реализации следующих педагогических условий:
— работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах здорового образа жизни и улучшения социально-педагогических условий обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей и их гармоничного развития;
— формирование у детей дошкольного возраста комплекса знаний и конкретных навыков здорового образа жизни;
— активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании здорового образа жизни;
— создание предметно-развивающей среды, способной развивать личность ребенка;
— систематичность, непрерывность и последовательность обучения и воспитания дошкольников в процессе формирования здорового образа жизни;
— смена различных видов деятельности в режиме дня каждого дошкольника;
— воспитание у дошкольников негативного отношения к антисоциальным проявлениям: табакокурение, алкоголизм, наркомания;
— демонстрация собственного поведения, направленного на самосохранение здоровья и здорового образа жизни;
— специальная подготовка кадров в образовательных учреждениях и системе последипломного педагогического образования;
— наличие творческих способностей педагога по формированию развивающих целей и задач обучения и воспитания в области здоровья;
— организация учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы с привлечением педагогов, родителей и медицинских работников 6.
Соблюдение подрастающим поколением требований здорового образа жизни способствует формированию у них здоровьесберегающей компетентности как совокупности знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
В понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие [3]: рациональное питание, физическая культура, общая гигиена организма, закалка.
По нашему мнению, учет этих составляющих определяет основные направления работы в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования. Считаем целесообразным охарактеризовать их более детально.
Рис. 2. Составляющие формирования представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования
Следовательно, при соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения работоспособности и физической активности.
Стереотип поведения человека в повседневной жизни с точки зрения гигиены питания, режима двигательной активности и т. п. производится на основе аргументированных знаний, которые и являются мотивацией здорового образа жизни. Благодаря этим знаниям человек набирает полезные привычки, привычки заботиться о своем теле и своем духе [4].
Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования направлена на:
— формирование позитивной мотивации в отношении здорового образа жизни, культур здоровья;
— знакомство детей дошкольного возраста с основами здорового стиля жизни;
— осуществление профилактической работы с негативными проявлениями;
— формирование теоретических и практических навыков здорового образа жизни детей;
— формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию.
Формирование представлений о здоровом образе жизни в практике дошкольного образования зависит от той социальной среды, в которой они находятся — это семья и детский сад. Дети в таком возрасте еще подражают поведению и поступкам взрослых. Взрослые, которые ведут правильный образ жизни, помогают детям осознавать ответственность за свое здоровье. Потому как от родителей, так и от педагогов зависит, каким будет здоровье ребенка в будущем. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья взрослого человека.
Воспитатели детских садов во время учебно-воспитательного процесса должны сформировать основные умения и навыки, научить ребенка делать выбор, что не повредит его здоровью и жизни в целом, сформировать умения и навыки у детей дошкольного возраста правильного закаливания организма.
Важно с самого детства сформировать основные умения, навыки и привычки здорового образа жизни, которые со временем превратятся в важную составляющую общей культуры человека и этим самым повлияют на формирование здорового образа жизни общества в целом.
Таким образом, для того чтобы вырастить молодое поколение всесторонне развитым, с высоким интеллектом и сформированной личностью, в системе обучения огромное место занимает физическое воспитание. А чем раньше его будут вести, тем более продуктивным будет результат. Ведь именно в дошкольный период уделяется все большее внимание здоровому, правильно сформированному, энергичному росту будущего гражданина, привитию общительных навыков.
В современном детском саду используются дополнительные программы и инновационные технологии. Ежедневно дается много познавательных знаний для повышения интеллекта ребенка. При формировании ребенка как личности необходимо уделять внимание его физическому развитию. Для правильного развития детского организма — оздоровительные и профилактические задачи в детском саду должны систематически выполняться в ежедневном режиме дня. Для улучшения здоровья необходимо адаптировать ребенка к выносливости, умению, психологической и физической гармонии.
Литература:
- Веракса Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
- Здоровье детей. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Москва: ВОЗ, 2020.
- Каплий Н. С. Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Краснодар: Кубанский государственный университет: физической культуры, спорта и туризма, 2017.
- Касьянова Л. Г., Литвинюк В. К. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
- Кузаева И. В., Фролова И. В., Чеснокова Л. Н. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
- Парфёнова О. А. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых // Проблемы педагогики. 2017. № 5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
- Петрова Т. И., Петров С. С. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // МНКО. 2021. № 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 27.01.2022).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.